ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНСОТИ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Сидорова А.Д., Россия, г. Коряжма,
Рассматривая коммуникативность как основу толерантности необходимо отметить, что толерантность является основой общения. Понятие коммуникации достаточно широко разработано в психологии и педагогике.
Исследованиями в области коммуникаций занимались Л. С. Выгодский, Б. Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, И.С. Кон, А. Г. Ковалев, В.Б. Мясищев, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский, А.В. Мудрук и др.. Анализируя исследования в области коммуникации можно присоединиться к мнению С.Д. Полякова, который определил понятие коммуникации, как «установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения».
В работах В.Н.Мясищева коммуникация представляет собой единство трех процессов: отражения, отношения, обращения. Поскольку человек является социальным существом, и способен гармонично развиваться только в условиях общества существует потребность человека в людях, и удовлетворяется она путем общения. Только в общении и благодаря общению человек становиться развитой личностью. Для поддержания достигнутого уровня психического развития человек нуждается в информационном потоке. По существу, это основа глубинной, изначальной толерантности человека к человеку. В ходе общения люди обмениваются содержанием и уровнем своей социальности на основе взаимопонимания и сотрудничества. Источником информации остается другой человек, который выступает в качестве предмета особой его потребности. Её объект- другой человек, способ взаимодействия - стабилизация достигнутого уровня развитости человеческого начала в индивиде и возможность его дальнейшего развития.
Коммуникативность в процессе развития толерантной личности можно рассматривать как установку получения информации для дальнейшего активного взаимодействия и удовлетворения потребностей субъектов в эмоциональном контакте. Активное взаимодействие предполагает ряд средств: основное средство- речь, выполняющая ряд функции (информационная, изобразительная, выразительная, апелляционная), следующее средство отвечает за жестикуляцию- кинетический язык, а так же предметы окружающей среды. В эмоциональном общении большое значение имеют тактильные средства, используемые для вовлеченности партнеров во взаимодействие (общение).
В ряде работ употребляется двоякость понятия коммуникации - с одной стороны коммуникация -это синоним понятия общения , с другой, узко психологической - одна из сторон общения, отвечающая за информацию (В.А.Кан-Калик, Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, С.Д.Поляков, В.Б.Мясищев, Л.С.Выгодский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев и др. ). Информационный характер вопроса развития толерантной личности опирается на проецирование в восприятии индивида некой информации об окружающем мире. Она способствует нормальному функционированию комплекса «Я», поддерживая его динамическую стабильность и устойчивость к неблагоприятным факторам. Информационный характер процесса функционирования комплекса «Я» объясняется чувствительностью человека к информации, принижающей его личность - нарушающей сложившийся у него уровень самовосприятия. Механизмы психологической защиты - это механизмы самосохранения именно целостности комплекса «Я», и все они оперируют информацией, прямо или опосредованно связанной с комплексом «Я», то есть личностно значимой .
Информация, получаемая в процессе общения, имеет ряд функций: активизирующую, развивающую, стабилизирующую, ассоциирующую, релаксирующую.
Активизирующая (стимулирующая) функция информации исходит от самого человека, дифференцируется в процессе жизни, получая эмоциональный окрас.
Развивающая функция информации, получаемая человеком от другого человека в процессе общения, проявляется в том, что лишь в общении индивид может стать полноценной личностью. Именно в обществе индивид обретает психическую целостность и обособленность, в ходе общения формируются эталоны, лежащие в оценке им явлений окружающего мира.
Стабилизирующая функция информации, получаемой в ходе общения индивидом, проявляется в том, что лишь благодаря общению поддерживаются качества толерантной личности:
- устойчивость и уравновешенность внутреннего мира,
-достигнутый уровень личностного развития,
- система значимостей и критерии оценки окружающего,
- течение нейрофизических процессов.
Не случайно «Я» индивида формируется после того, как сформировался обобщенный образ человека.
При этом сформированному «Я» предшествует период формирования механизмов воли. Обобщенный образ другого человека тесно связан с образом «Я», особенности взаимодействия в психике обобщенного образа другого человека и образа своего «Я» определяют глубинную толерантность или интолерантность данного индивида, то есть его «человечности» или «бесчеловечности».
Ассоциирующая функция информации, проявляется в достижении взаимопонимания, необходимого для совместной деятельности. Она может распространяться лишь на конкретную ситуацию, и подчинятся оперативным задачам, единой сходной информации для конкретного общества. При этом необходимо
314учитывать, что «переход» процесса из одной нервной системы в другую, возникновение в них сходных, синхронных состояний, дополняющих друг друга или соподчиненных, есть материальная реальность взаимосвязанной деятельности людей. Следует подчеркнуть, что отсутствие взаимопонимания есть отклонение от того главного процесса, которым определяется суть общения людей «взаимопроникновение нейромозговых процессов в коммуникационном взаимодействии - явление, широко распространенное в живой природе» ( Смирнов В.П. «О структуре человеческого взаимопонимания»).
Релаксирующая функция информации проявляется в двух аспектах. Во- первых, это способность одного индивида приводить другого « в чувство», восстанавливая у него душевное равновесие, успокаивая его, утешая, оказывая ему психотерапевтическую помощь. Другими словами, придерживаясь толерантным принципам во взаимодействии с окружающими. Во-вторых, это специфическая релаксация, достигаемая в ходе сексуального общения. Сама потребность человека в другом человеке эволюционно восходит к изначальной тяге живого к живому, является спектром вторичных потребностей: потребность в достойном месте среди людей, потребность в одобрении и признании других людей, потребность в самоуважении и т.д. При этом, чем выше уровень развития человека и общества, тем более высокими являются требования к общению. В случае, если объект общения соответствует эталонному образу в ядре потребности человека в другом человеке, возможны три уровня непосредственного общения:
- восприятие человека с расстояния, которое позволяет хорошо видеть и слышать его (одностороннее общение);
- возможность обращаться к человеку, вступать с ним в диалог (двустороннее общение);
- достижение определенного единства, которое делает возможным объединение усилий общающихся в определенном направлении (общение- объединение).
Потребность человека в другом человеке может не только увеличиваться, но и деградировать или оставаться неразвитой. При этом фиксация потребности развития на промежуточном уровне искажает психическое развитие индивида. Фиксация восприятия других людей на уровне «свой- чужой» делает индивида глубинно интолерантным, то есть затрудняет дифференцировку качеств партнера по общению, порождает нежелание или неспособность понять другого человека.
Эталонный образ человека (то есть образ другого), следовательно, выполняет четыре психические функции, являясь:
-источником побуждения к общению;
- ориентиром в общении;
-фактором значимости, относительно которого строится система взаимоотношений с окружающими;
- основой для придания направленности проявлениям эмоциональной сферы и стимулом её развития.
Следовательно, качества эталонного образа другого и его связь с образом «Я» являются основанием
для глубинной толерантности или интолерантности более серьезным и важным, чем его ситуационные установки на сотрудничество или конфликт в каждом конкретном случае.
Таким образом, поскольку один человек является необходимостью в общении и обладает специфически нужной информацией, воспринимаемой от другого, глубинным отношением для человека должна быть именно толерантность, а все прочие отношения - ситуационные. Следовательно, коммуникативность является основной составляющей толерантности.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНСОТИ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТОЛЕРАНТНОСТИ:

  1. 4.1. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК В ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. 5.1.САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В БРАЧНО-СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ КАК В ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
  4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  5. О.А. Кособудская, Н.Г. Ершова ТОЛЕРАНТНОСТЬ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА
  6. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  7. АНАЛИЗ ОДНОЙ ИЗ СТРАТЕГИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАКУРСЕ ПРОБЛЕМЫ «Я» И ДРУГОЙ»
  8. ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА: ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  9. ЦЕННОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
  10. ВРЕМЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОСТРАНСТВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
  11. 17.3. Роль личного кругозора как составляющей конкурентоспособности в деятельности специалиста