ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН, ОТКАЗЫВАЮЩИХСЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Стволыгин К.В., Беларусь, г. Минск
Конституция Республики Беларусь (ст. 57), гарантируя гражданам свободу убеждений, предусматривает возможность замены воинской службы службой альтернативной. Однако при этом отсутствует законодательно закрепленный механизм реализации этой замены.
В итоге, закрепленное в Конституции право граждан, входит в противоречие с действующей в республике системой призыва в вооруженные силы, и не позволяет призывникам выбрать альтернативную службу исходя из своих убеждений.
Затянувшийся переход от декларирования альтернативной службы к ее реальному введению в Республике Беларусь детерминирован рядом причин. К числу объективных причин в первую очередь можно отнести опасения за укомплектованность вооруженных сил солдатами, сержантами срочной службы и неизбежные материальные затраты на организацию альтернативной службы. Однако, именно эти, да и другие объективные причины, вряд ли могли привести к тому, что на протяжении более чем 15 лет закон об альтернативной службе не принят, несмотря на уже упомянутую статью ныне действующей Конституции и международные обязательства Республики Беларусь. Опыт Российской Федерации, других стран подтверждает это суждение. Исходя из этого, целесообразно обратиться к субъективным причинам, препятствующим введению альтернативной службы в Республике Беларусь.
К числу субъективных причин в значительной степени препятствующих узаконению альтернативной службы, есть все основания отнести интолерантность ряда представителей законодательной и исполнительной власти, от которых зависит введение в Беларуси института альтернативной службы, к лицам, чьи убеждения входят в противоречие с несением военной службы. Интолерантность к гражданам, отказывающимся вследствие убеждений защищать свое отечество с оружием в руках, имеет давнюю историю. Практически во всех странах мира вплоть до начала ХХ века защита отечества с оружием в руках рассматривалась как важнейшая обязанность каждого гражданина, а лица, отказывающиеся от выполнения этой обязанности, независимо от мотивации (трусость или пацифистские убеждения) подвергались суровым наказаниям со стороны властей и неизменному осуждению со стороны большей части общества. В эпоху перманентных войн приоритетность такого подхода вполне объяснима. При этом в свете рассматриваемой проблемы значимыми представляются следующие обстоятельства, имевшие место в отечественной истории.
В Российской империи, а затем и в СССР, куда входила Беларусь, защита Отечества с оружием в руках всегда рассматривалась как важнейшая обязанность каждого гражданина. Однако наряду с этим всегда были люди, которые отказывались от несения военной службы не в силу корыстных соображений, а именно вследствие своих искренних убеждений. Убеждения эти, в зависимости от их содержания, можно разделить на два вида. Первый вид убеждений - убеждения в том, что конкретной государственной власти служить нельзя, так как эта власть несправедлива или незаконна. В XVIII - XIX вв. эти убеждения часто принимали религиозную окраску. Примерами могут служить религиозные секты бегунов, немоляков, неплательщиков. Государственная власть для членов этих сект была властью антихриста, отсюда и убеждения, что никакая служба этой власти не допустима. Убеждения, отнесенные к первому виду, властями не признавались практически никогда, а их носители жестоко преследовались. Второй вид - пацифистские убеждения, т.е. убеждения в том, что убийство, подготовка к нему невозможны ни при каких условиях. Исторически сложившейся особенностью нашей страны выступает тот факт, что пацифистские убеждения также имели преимущественно религиозный характер. Носителями таких убеждений выступали последователи религиозно-философского учения Л.Н. Толстого, меннониты, евангельские христиане,
баптисты и другие. Относительно убеждений второго вида российские власти допускали исключение, обусловленное экономическими причинами. В Российской империи за сектой меннонитов официально признавалось право на отказ от воинской повинности по религиозным убеждениям, с 1874 г. для меннонитов был создан институт альтернативной службы Представители других религиозных сект подобных льгот не имели и претерпевали гонения со стороны властей (подробнее см.: К.В. Стволыгин «Отказы от военной службы вследствие убеждений», 2010). В Советском государстве практика замены воинской повинности альтернативной службой для граждан, имеющих религиозные пацифистские убеждения, существовала юридически с 1918г. по 1939г., а фактически эта практика была свернута в самом начале 30-х годов. При этом на протяжении всего этого периода на отказников-пацифистов оказывалось мощное административное давление, целью которого было заставить их отречься от своих пацифистских убеждений и признать допустимым для себя несение воинской службы. Позднее в СССР, вплоть до его распада, граждан, отказывающихся отбывать воинскую повинность, привлекали к уголовной ответственности.
Таким образом, приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что в Российской империи и в СССР культивировалась интолерантность как представителей властей, так и рядовых граждан, в отношении лиц, отказывающихся от военной службы вследствие пацифистских убеждений.
Своего апогея эта интолерантность достигла в советский период. Люди, хорошо знающие то время, рассказывая о нетерпимости со стороны общества к тем юношам, которые не служили в армии, в качестве примера упоминают о том, что относительно таких парней даже у девушек сформировалась социальная установка, препятствующая общению. Юноша, не прошедший школу военной службы, воспринимался в лучшем случае как человек, имеющий серьезные проблемы со здоровьем.
Нетерпимое отношение к тем, кто не желал проходить обязательную военную службу (к сожалению, вне зависимости от мотивации призывников) начало претерпевать некоторые изменения в постсоветский период, когда произошла девальвация многих духовных ценностей. Престиж военной службы начал неуклонно снижаться. На призывников, которым удалось «откосить» от призыва, часть общества (особенно родные и близкие потенциальных призывников), но не представители государственной власти, перестали смотреть как на людей второго сорта. Все это с одной стороны нанесло серьезный ущерб комплектованию вооруженных сил многих стран, входивших в прошлом в СССР, с другой - детерминировало частичное изменение нетерпимого отношения общества к тем, кто по пацифистским убеждениям не желал проходить военную службу. Этому же способствовало и то, что с конца 80-годов ХХ века право граждан на отказ от воинской повинности и замену ее альтернативной службой в большинстве западных стран начинают рассматривать как важнейший показатель уровня развития демократии. С формальной точки зрения Республика Беларусь солидаризировались с таким подходом, подписав соответствующие международные документы и внеся необходимые изменения в Конституцию страны. Однако, как уже отмечалось, далее дело не пошло.
Проблема видится не только и не столько в том, что в Республике Беларусь до сих пор не принят закон об альтернативной гражданской службе. Соответствующие законы могут быть приняты, но они не заработают в полную силу, пока сохраняется интолерантность в отношении граждан, отказывающихся по убеждениям от военной службы. Не уйдет в прошлое и дискриминация в отношении этих граждан со стороны представителей власти и части общества. В современных условиях такая дискриминация может принимать различные формы. К примеру, могут быть нарушены ключевые принципы организации современной альтернативной службы: альтернативная служба приобретает характер наказания за убеждения граждан, превосходя военную службу по тяготам и лишениям; сужается спектр убеждений, дающий право на прохождение альтернативной службы; от призывника требуют самому доказывать наличие у него пацифистских убеждений. Примеров подтверждающих это в отечественной и зарубежной истории немало. Так, в советской России 4 января 1919 г. был принят декрет Совнаркома "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям". Принятие этого декрета было инициировано В.И.Лениным, его разработка велась при его личном участии. Однако, несмотря на непререкаемый авторитет В.И.Ленина в то время, практическая реализация декрета на местах всячески саботировалась представителями местных властей. Лица, отказывающиеся от военной службы по убеждениям, несмотря на законность их действий, нередко приравнивались к дезертирам и несли суровое наказание вплоть до расстрела. Основная причина - интолерантность подавляющей части представителей местных органов власти, базирующая на социальных установках предельно точно передаваемых лозунгом того времени «Кто не с нами, тот против нас!».
Интолерантность в отношении белорусских граждан, отказывающихся от прохождения военной службы вследствие своих убеждений, во многом обуславливается и недостаточной научной проработкой данной проблемы. Отдельные вопросы политики правящей партии, органов государственной власти по отношению к свободе совести, гражданам, имеющим пацифистские убеждения, альтернативной службе в разное время были предметом научных интересов таких исследователей как С.Урсынович, Б.П.Кандидов, И.Храпов, Ф.М.Путинцев, Ф.И.Долгих, А.П.Курантов, Д.И.Сидоров, А.И.Клибанов, П.К.Лобазов, К.А.Паюсов, А.Н.Митин, А.И.Зюзин, Р.М.Илюхина, Е.Ф.Скорик, И.Вашкевич, А.Пчелицев, А.Пронозин, М.Тимофеев, А.Шилов, В.И.Уколова, С.А.Иникова и др. Однако эти специалисты придерживались исторического, философского, политологического, юридического направлений в своих изысканиях. Попытки провести именно социально-психологическое исследование проблем толерантности политики в
154отношении граждан, отказывающихся от военной службы вследствие своих убеждений в русскоязычной литературе не предпринимались ни в советский, ни в постсоветский периоды.
Таким образом, интолерантность части белорусского общества по отношению к лицам, убеждения которых не позволяют им нести военную службу, носит традиционный характер и выступает как субъективный фактор, препятствующий реализации общепризнанного ныне права граждан на свободу убеждений. Устранение данного препятствия видится прежде всего в проведении всесторонних научных исследований проблемы толерантности к носителям пацифистских убеждений и широкой просветительской работе среди различных слоев населения.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН, ОТКАЗЫВАЮЩИХСЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ:

  1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ IV-XVIII ВВ
  2. Смирнова А.Г. Репрезентация проблемы как фактор сотрудничества государств в международных отношениях
  3. ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ, УВОЛЕННЫМИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
  4. ТЕМА 4. ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
  5. ТЕМА 10. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
  6. ТЕМА 5. ПРАВО ВОЕННОЛОСЛУЖАЩИХНА ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ПЕРИОД СОСТОЯНИЯ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
  7. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  8. СЕМИНАР №3 . ДЕНЕЖНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
  9. А. С. Марков НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ
  10. Шиманович Татьяна Сергеевна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА