ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ


Аполлонов И.А., Тучина О.Р., Россия, г. Краснодар
Происходящие в мире процессы усложнения и интенсификации взаимодействия людей различных культур предполагают толерантность как системообразующую ценность социального бытия.
Вместе с тем, актуализируется рассмотрение сущности толерантности, позволяющей найти меру сохранения «своего» при принятии «иного» и связанная с этим проблема границ толерантности. На внутриличностном уровне это оборачивается напряжением самопонимания собственной самобытности, открытием личностной значимости социокультурных ценностей в общекультурном горизонте.
Философское рассмотрение толерантности вообще и этнокультурной толерантности, в частности, уходит своими корнями в античность и связано с осмыслением «свое» - «чужое» в контексте диалектики единства человеческой природы и культурно-исторических отличий в ее проявлении. Уже в легенде о Солоне и Анахарсисе противопоставление эллинов и варваров преодолевается в надэтнической ценности дружбы [1]. Геродот в своем описании разнообразных обычаев и нравов, как эллинов, так и варваров, оценивает их с позиции общезначимой ценности [2]. Ксенофонт для построения модели идеального общества берет раннее персидское царство [3]. Появляются теоретические попытки преодоления узости национальных различий с целью более полного раскрытия универсальной человеческой природы (космополитизм киников, римского стоицизма). Подобная тенденция усиливается в средневековой христианской философии [4]. Толерантность как противопоставление гуманистических ценностей различным формам фанатизма и шовинизма присутствует на протяжении всей истории европейской философии. В частности, можно отметить трактат «О веротерпимости» Д. Локка [5], открывший ставшее классическим либеральное истолкование толерантности [6; 7], а так же «К вечному миру» И. Канта [8], «Патриотизм или мир» Л.Н. Толстого [9] и ряд других.
Современное рассмотрение толерантности связано с провозглашением ценности различий, в т.ч. и этнических в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности [10]. В ней толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и индивидуальности. В подобной трактовке толерантность рассматривается как условие существования сложных обществ и позиция зрелой личности, что предполагает активное противодействие интолерантным проявлениям. При этом усиливается рассмотрение толерантности как этической и общекультурной ценности [11;12]. Вместе с тем, данное определение и выраженная в нем идеологическая практика культивирования различий и инаковости становится объектом критического анализа. Подчеркивается музеификация и маргинализация культурных групп в контексте глобальной вестернизации массовой культуры [13], искусственного культивирования различий и взаимоотчуждения, а так же новых форм насилия над индивидом со стороны деспотизма многообразия [14;15]. В данном контексте ценность толерантности состоит не в поддержании различий ради различий, а в качестве основания для возможности вести критический диалог с иными социокультурными формами [16; 17; 18]. М.Б. Хомяков диалогический потенциал толерантности распространяет и на саму сущность данного феномена, в котором различные парадигмы сосуществуют по принципу семейного сходства [19]. Диалогичная природа толерантности обращена не только к практикам межкультурного взаимодействия, но и к внутриличностным структурам (идеи внутреннего диалога М. Бахтина; нахождения себя при понимании В. Бибихина) [20; 21]. Поэтому толерантность можно рассматривать как существенную характеристику целостности человека, его идентичности, что, в частности, утверждает В.М. Золотухин [22]. Таким образом, этнокультурную толерантность следует рассмотреть не только как норму межкультурного взаимодействия, этическую ценность, личностную характеристику, но и проследить взаимосвязь ее с процессами осмысления человеком своей национальной идентичности. Подобный подход был намечен в монографии Аполлонова И.А., Тучиной О.Р., Карнаушенко Л.В. Этнокультурные нормы и ценности в формировании самопонимания кубанской молодежи (на примере русских и адыгских студентов кубанских вузов) [23].
Мы считаем продуктивным исследование соотношения самобытности и открытости Другому в самопонимании этнокультурной идентичности, как в межличностном, так и во внутриличностном аспектах. Результаты такого исследования позволят рассмотреть взаимосвязь толерантности и самопонимания этнокультурной идентичности, а так же выявить нормативно-ценностный потенциал этнокультурной традиции, влияющий на формирование толерантной установки личности. Проблема соотношения самобытности и открытости Другому в самопонимании этнокультурной идентичности, как в межличностном (взаимодействие с представителями других культур), так и во внутриличностном (понимание себя через инаковость другого) аспектах может быть решена путем исследование нормативно - ценностного потенциала этнокультурной традиции влияющего на формирование толерантной установки личности.
В рамках психологии человеческого бытия мы предлагаем рассматривать толерантность как установку на понимание различий, где различие рассматривается как условие для диалога, смысловая позиция в диалоге.
Толерантность - установка на понимание себя через Другого. Ценность толерантной установки в возможности «превзойти себя», различие не ради различий, а для расширения и углубления личностного смысла.
В своем исследовании мы также основываемся на диалогической подходе к проблеме толерантности (С.Л.Братченко, Ю.А.Гаюрова) [24; 25]. Суть толерантности в рамках этого подхода - в готовности человека выйти за пределыо граниченного круга «своих» (отличных от «других» по любому признаку - по национальности, вере, социальному происхождению, возрасту и т.д.) навстречу «Миру миров» - равнозначных, «равноразных» человеческих миров (М. Гефтер) [26]. В этом измерении главное «внутриличностное условие» толерантности - это понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность и способность к Диалогу. Толерантность, таким образом, рассматривается как способность к диалогу, которая достигается в процессе познания мира и себя.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект 2.11-26-12001а/Abh «Этнокультурные нормы и ценности в диалоге культур (на примере самопонимания национальной идентичности русской, адыгской и абхазской молодежью») Литература:
1. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. - 571 с.
2. Геродот История. М.: «Ладомир», 1993. - 600 с.
3. Ксенофонт Сократические сочинения. Киропедия. М.: ООО «Изд-во АСТ»: «Ладомир», 2003. - 757 с.
4. Августин «О Граде божьем». Блаженный Августин. Творения. - Том 3 - 4. СПб.: «Алетейя», 1998.
5. Локк Д.Опыт веротерпимости. - Соч. в 3-х т. Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - С. 66 - 90.
6. Милль Дж. О свободе // Наука и жизнь. - 1993. - № 11. - с. 10 - 15; № 12. - с. 21 - 26.
7. Роулз Д. Теория справедливости. М.: 2010. - 536 с.
8. Кант И. К вечному миру. М.: Московский рабочий, 1989. -
9. Толстой Л.Н. Патриотизм или мир? Собр. соч. в 90 т. Т. 90. - М.: Изд-во Художественной литературы, 1958.
10. Декларация принципов толерантности (Париж, 16.11.1995) - [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения 5.05.2011).
11. Николсон П. Толерантность как моральный идеал. [Электронный ресурс]: http://www.eunnet.net/vestimion/01_02/007.html#1 (дата обращения 28.04.2011).
12. Касьянова Е.И. Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации. Спб., 2Глобализация и мультикультурализм. М.: РУДН, 2005.
13. Малахов В.С. Скромное обаяние расизма - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. - 176 с.
14. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. - М.: Логос, 2003. - 350 с.
15. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. - 256 с.
16. Толерантность. Сб. статей под ред. М. Мчедлова. М., 2004. - 416 с.
17. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопр. психологии. 2009. № 5. - с. 3 - 16.
18. Хомяков М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства. // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Институт социологии РАН, 2006. - с. 30 - 56.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
20. Бибихин В. Узнай себя. - СПб.: Наука, 1998. - 577 с.
21. Золотухин В.М. Толерантность как проблема философской антропологии. - Автореферат дис. докт. филос. н. Екб., 2Аполлонов И.А., Тучина О.Р., Карнаушенко Л.В. Этнокультурные нормы и ценности в формировании самопонимания кубанской молодежи (на примере русских и адыгских студентов кубанских вузов). Краснодар, 2009.
22. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании//Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003. с. 104-Гаюрова Ю.А. Толерантность: психологический и философский анализ феномена/ Толерантность: Исследования. Переводы. Информация. Вестник Уральского Межрегионального института общественных наук. № 2 - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. - 146 с.
23. Гефтер М. Я. Мир миров: российский зачин. [Электронный ресурс]: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history95-97/gefter-zachin/ (дата обращения 25.08.2011).
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ:

  1. РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  2. Раздел III. СОЦИАЛЬНАу ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИКИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ подход разработан Л.И.Боровиковым
  3. Проблемы этнокультурного компонента в ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
  4. А. В. Микляева АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: СИТУАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ
  5. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  6. Баянова Л. Ф. Багаева М. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  7. Лю Ц.Ф. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
  8. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ В КОНТЕКСТЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИДЕНТИЧНОСТЬ: К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ
  10. Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и «мничности»
  11. И. Ш. Уруджева ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ