ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Петрова Е.В., Россия, г. Москва
Активное внедрение в повседневную жизнь информационно-телекоммуникационных технологий несоизмеримо расширило и ускорило процесс интернационализации не только экономических и хозяйственных, но также политических и социокультурных связей.
Экран телевизора или монитора позволяет отдельно взятому человеку независимо от его географического местоположения получить доступ к социальному и культурному опыту других народов, познакомиться с традициями и обычаями иных культур. Таким образом, формы видения мира становятся значительно более многообразными, нежели в совсем недавнем прошлом. Несомненно, подобное соприкосновение с иными культурными традициями «накладывает свой отпечаток на национальные и религиозные основы жизнедеятельности, стимулирует эрозию традиционных местных, этнических, национальных начал, корректирует восприятие культурных архетипов, на которых основано каждое общество» [1]. Так или иначе, но подобные процессы информационной и культурной глобализации формируют в сознании каждого отдельного человека чувство принадлежности к глобальному мировому сообществу. Оценка подобных тенденций развития человеческого сообщества весьма неоднозначна. С одной стороны, раздается множество оптимистических прогнозов о возникновении единой культуры человеческой цивилизации на основе общепринятых законов политического и экономического развития. Эти прогнозы основаны на тезисе о необходимости стержневой идеи для успешного развития любой цивилизации или государства. При всей множественности моральных норм, обычаев, привычек, форм поведения, люди, живущие в едином политико-культурном пространстве, нуждаются в неких общих ценностях и законодательных и поведенческих нормах, которые регулируют их жизнь. С другой стороны, эти же процессы порождают весьма пессимистические отзывы о начале культурной гомогенизации человеческого сообщества, так как невозможно гарантировать, что при создании "всеобщих ценностей", по которым будет развиваться человечество, будет налажен равноправный взаимовыгодный культурный диалог.
Главным противоречием процесса глобализации Кастельс считает противоречие между сетью и идентичностью (self), сетью и «Я». Это противоречие, создающее одновременно и глобализацию, и фрагментацию. Проблема может быть разрешена поиском новых идентичностей. Но на этом пути могут создаваться и искусственные конструкции типа Аум Синрике и других сект, где нехватка исторически сложившихся типов идентичности подменяется причудливыми, странными и опасными конгломератами сознания.
Технологическая и экономическая трансформация приводит к сильным социальным изменениям, в том числе и в сфере идентичности. Расшатывание основ патриархальной семьи в ряде стран приводит к фундаментальной перестройке отношений в семье между женщинами, мужчинами и детьми. Осознание необходимости защиты окружающей среды проникает в основные институты общества, и эти ценности завоевывают политическую поддержку. Политические системы охвачены структурным кризисом легитимности, периодически сотрясаются скандалами, зависят от освещения в средствах массовой информации, становятся все более изолированными от граждан. Вследствие этого общественные движения становятся все более фрагментарными, локальными, узко ориентированными.
В мире, где происходят столь глобальные и неконтролируемые изменения, люди объединяются вокруг первичных источников идентичности, этнических, территориальных, национальных. Религиозный фундаментализм стал, вероятно, самой внушительной силой, обеспечивающей личную безопасность и коллективную мобилизацию. «В мире, пронизанном глобальными потоками богатств, власти и образов, поиск идентичности, коллективной или индивидуальной, приписанной или сконструированной, становится фундаментальным источником социальных значений» [4]. Идентичность, особенно религиозная и этническая, лежала у истоков с начала развития человеческого общества. Люди часто организуются не вокруг того, что они делают, а на основе того, кем они являются.
Подъем религиозного фундаментализма также, по-видимому, связан с глобальными тенденциями в развитии информационного общества. Как показывает нам история, всевозможные идеи и верования всегда наготове, ожидая только подходящих обстоятельств. Фундаментализм, неважно исламский он или христианский, распространяется в мире, когда глобальные сети богатства и власти связывают узловые точки и представителей глобальной элиты, одновременно обрывая связи и исключая большие сегменты общества, регионы и даже целые страны.
В условиях раздвоения между функцией социальных коммуникаций и их осмыслением, коммуникации попадают под усиливающееся давление со стороны общества. И если коммуникации рушатся, то социальные группы и индивиды отчуждаются друг от друга и видят в другом чужака, а затем и врага. По мере того, как идентичности становятся все более специфическими, растет социальная фрагментация.Компьютерная коммуникация, в свою очередь, порождает множество виртуальных сообществ. Отличительная социальная и политическая черта современного информационного общества - это построение социального действия и политики вокруг первичных идентичностей, укоренившихся в истории и географии, или же построенных заново в поиске смыслов и духовности. Первые исторические шаги информационных обществ, по Кастельсу, характеризуются преобладанием идентичности, как организующего принципа. Идентичность - это процесс, через который социальная личность узнает себя и конструирует смыслы.
Вокруг экологических, экономических и социальных последствий глобализации ведутся ожесточенные дискуссии. Но существует и другой ее аспект - глобализация культуры и культурной самобытности, которая порождает не менее острую полемику и вызывает даже более глубокие разногласия, поскольку в нее вовлечены большие массы людей, а не только экономисты, государственные чиновники и политики.
Глобализация расширяет контакты между людьми, делает беспрецедентным по масштабу и глубине обмен ценностями, идеями, образом жизни.
Люди все больше путешествуют и все обширнее становятся маршруты их передвижений. Масштабы глобализации подчеркиваются в Докладе о развитии человека - 2004, «сегодня телевидение доступно жителям самых отдаленных сельских районов Китая. Бразильская музыка звучит в Токио, африканские фильмы идут в Бангкоке, пьесы Шекспира - в Хорватии, книги по истории арабского мира выпускаются в Москве» [3].
В высказываниях отечественных и зарубежных авторов звучит тревога по поводу того, что под воздействием глобализации происходит культурная унификация, "макдональдизация", охватывающая практически весь земной шар. Подобная усредненность, выравнивание ведет к «исчезновению очагов культурной самобытности, следовательно, лишает человечество важнейших источников развития» [2].
Процесс глобализации может служить источником вдохновения и энергии, но существуют опасения, что он приведет к расколу стран, к размыванию ценностей по мере того, как возрастает число иммигрантов, приносящих с собой новые традиции и обычаи, а международная торговля и современные средства связи проникают в каждый уголок планеты, вытесняя местную культуру. Некоторые исследователи предвидят негативные последствия процесса гомогенизации, в ходе которого различные национальные культуры отступают перед миром, где доминируют западные ценности и символы. Перед человечеством встают вопросы: обязательно ли экономический рост и социальный прогресс означают принятие преобладающих сегодня западных ценностей? В мире возможно существование только одной или все же нескольких моделей экономической политики, политических институтов и социальных ценностей?
Политика регулирования роста экономической глобализации - движения людских ресурсов, капитала, товаров и идей - должна пойти по пути расширения, а не подавления культурных свобод. Целью политики мультикультурализма является не хранение традиций, а защита культурной свободы и расширение свободы выбора (образа жизни и самосознания). С помощью ограничительных мер (требований оградить страну от любых внешних влияний и сохранить традиции) невозможно защитить местные культуры и местную самобытность. Для стран всего мира задача состоит в выработке индивидуальных подходов и стратегий, расширяющих, а не сужающих возможности выбора путем поддержки и защиты национальной самобытности при обеспечении открытости границ.
Особого внимания заслуживает проблема влияния глобализации на свободу культуры. Глобальные потоки товаров, идей, людских ресурсов и капитала могут восприниматься как угроза для национальной культуры по многим причинам. Они могут привести к отказу от традиционных ценностей и разрушению экономических основ, на которых покоится исконная культура.
Преобладание в мире американских фильмов - это только одна сторона распространения западной потребительской культуры. Структура потребления теперь носит глобальный характер. Исследования рынка выявили «глобальную элиту» - мировой «средний класс», который демонстрирует одинаковый стиль потребления, предпочитая «глобальные бренды». «Глобальные подростки» населяют «глобальное пространство», единый мир поп-культуры, поглощая музыку и видеопродукцию и представляя собой огромный рынок для производителей кроссовок, футболок и джинсов.
Глобализация трансформирует международное передвижение людей в количественном и качественном отношении. При этом все больше мигрантов едет в страны с высоким доходом и стремится сохранить свою культурную самобытность и связи с родиной. Телефон, Интернет и глобальные СМИ приносят в дома людей информацию о реальной действительности со всего света, из которой они узнают о различиях в заработной плате и социально-бытовых условиях - и стремятся к лучшей жизни.
Сохранение традиций поможет сохранить возможность выбора, но люди не должны быть скованы жесткими рамками под ярлыком «самобытная культура». Зачастую, в сегодняшних дебатах о глобализации и утрате культурной самобытности аргументы высказываются с точки зрения отстаивания национального суверенитета, сохранения древнего наследия коренных народов и охраны национальной культуры перед лицом возрастающего притока зарубежных фильмов, музыки, товаров. Но культурная идентичность неоднородна, она изменяется, она представляет собой динамичный процесс, внутренние конфликты и противоречия которого порождают новые изменения.
Исследование выполнено при поддержке Совета по грантам Президента РФ для поддержки молодых российских ученых (грант № МК-4543.2010.6) Литература:
1. Арапова Н. Культурный плюрализм в условиях глобализации культурных и информационных процессов // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. Материалы исследований и научно-практической конференции. М.: НИК, 2002. www.tolerance.ru/biblio/dzyalosh-1/multi/1_arapova.html
2. Виноградова С. Культурное разнообразие в современном мире // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. Материалы исследований и научно-практической конференции. М.: НИК, 2002. www.tolerance.ru/biblio/dzyalosh- 1/multi/1_vinogradova.html
3. Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире. Пер. с англ. Публикации ООН, 2004. C 103. http: // hdr.undp.org/ reports/global/2004/russian/pdf/hdr 04_ru_complete.pdf
Кастельс. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: 2000. С.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ:

  1. Ткачишина О. Р. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
  2. ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕ-ЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
  3. СКРЫТЫЙ ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПСИХО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН КАК ИСТОЧНИК КРИЗИСОВ В ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
  4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  5. ОБЩЕСТВО, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
  6. ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ INTERNET
  7. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  8. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  9. Борисов Р. В. ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  10. Щербакова М.С. Дети с ЗПР в нашем обществе: проблема интегрированного обучения и социализации
  11. Антропова Мария Андреевна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  12. К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МУЛЬТИКУЛЬ-ТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЯЗЫКОВОГО ПОГРУЖЕНИЯ» В ШКОЛАХ ЭСТОНИИ)
  13. ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  14. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  15. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КА-ТЕГОРИЙ ПСИХИЧЕСКОЕ «ЗДОРОВЬЕ—БОЛЕЗНЬ», «НОРМА—ПАТОЛОГИЯ» С ПОЗИЦИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ ПСИ-ХИКИ Л. М. ВЕККЕРА
  16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  17. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ
  18. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ