ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ

Черствая О.Е., Россия, г. Вологда
В современном мире распространение насильственных способов решения социально-политических проблем диктует стремление к распространению идей толерантности. Трансформации российского общества, снижения терпимости в социуме делает проблему толерантности актуальной и для России.
В России в общественном сознании сложился ценностный вакуум, который оказывает влияние на молодое поколение.
В этих условиях большое внимание необходимо уделять вопросам воспитания детей и молодежи в семье и обществе.
Термин «толерантность» обсуждается в культурологии, социологии, политологии, психологии, педагогике. Он используется для характеристики ситуаций диалога культур, достижения консенсуса, поиска путей мирного сосуществования.
Термин интолерантность (нетерпимость) используется для описания ситуаций проявления насилия, дискриминации, нарушения прав человека.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance.
Спектр мнений о том, что такое толерантность, широк. В научной литературе существуют подходы к толерантности как ценностной ориентации, форме социального взаимодействия, механизме общения, культуре ведения диалога. Толерантность предполагает готовность взаимодействовать с другими людьми на основе диалога и уважения.
Выделяют следующие аспекты толерантности: историко-философский, философский, этический, культурологический, политический, психофизиологический, социологический и этносоциологический, историографический, филологический.
В разные времена ученые вкладывали в понятие «толерантность» различные значения: духовное и социальное сплочение людей (Сократ); принцип в отношениях (Платон); равноценное существование (Аристотель); социальное сплочение (Платон), позитивность (О.Конт); согласие, общегуманистические требования (Лейбниц); доброта (Кант); веротерпимость (Дж.Локк), осознание равноценности людей (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев).
В современных философских концепциях толерантность упоминается в связи с проблемами национальной самобытности (М.Уолцер, М.Б.Хомяков).
В трудах психологов, в том числе российских также есть упоминания о толерантности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, О.И. Даниленко, Л.Г. Почебут, Г.У. Солдатова и другие).
Концепции толерантности, представленные в психологической литературе, разнообразны. Толерантность определяется как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж. Салливан, Дж. Маркус), как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого (Л.Г. Почебут), как определенное качество взаимодействия (М. Мацковский), как система позитивных установок (Г.У. Солдатова).
Педагогический аспект толерантности реализует личностно и коллективно ориентированная, инновационная и традиционная педагогика, обосновывающая стратегию педагогической деятельности для успешной организации межэтнического взаимодействия в поликультурном учебном коллективе (Е. В. Бондаревская, И. В. Крутова, Г. М. Шеламова, Д. Б. Эльконин и др.). Проблемы толерантности разрабатывается в педагогике П. Ф. Комогоровым, Н. Ю. Кудзиевой, И. В. Крутовой, А. О. Наследовой.
По мнению Г.Л Бардиер,. социально-психологические границы и нормы толерантности базируются на сформированных в процессе социализации внутренних морально-этических (воспитанность, нравственность) и внешних законодательно-правовых (законопослушность, правовая грамотность) нормативных границах человека как личности и как гражданина. Социально-психологическая интеграция и трансформация этих границ осуществляется естественным путем (как поиск повышающей значимость сходства альтернативной идентичности), либо конвенционально - посредством введения специальных согласительных документов и процедур (соглашений, деклараций, конвенций, пактов и др., достигнутых путем переговоров).
Специфика возникновения толерантности в российской культуре связана с христианским принятием страдания, любви к ближнему, милосердия, самопожертвования. Российская модель толерантности основана на сотрудничестве культур, этносов и религий, социальных общностей.
Толерантный образ жизни трактуется как показатель жизнедеятельности общества и личности. Он предполагает готовность принять других; доверие; способность к эмпатии, сочувствию, конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.
В повседневной жизни наибольшую толерантность россияне склонны проявлять в ситуациях межпоколенного и межличностного взаимодействия. Проявления открытой интолерантности с большей вероятностью возникают в межкультурных, управленческих, межконфессиональных отношениях. В скрытом виде чаще проявляется гендерная, межэтническая, профессиональная интолерантность. Социально - экономическая и политическая интолерантность проявляются как в открытой, так и в скрытой формах.
Изучение различных проявлений толерантности/интолерантности в детской среде в целом показывает высокий потенциал толерантности, но реализация этого потенциала затрудняется негативностью социального контекста: семейными отношениями, экономическим положением, чрезвычайными событиями, военными действиями.
Толерантность в межличностном общении понимается как показатель зрелости личности.
Толерантность является основой общения.
Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости — основные компоненты понятия «толерантность». Эти компоненты не являются врожденными, они формируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, позиций. В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. Существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность» (Л.В.Байбородова). Она представляет следующие типы взаимодействия: диалог, сотрудничество, опека, индифферентность, конфронтация, конфликт. Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.
Признаки, по которым описываются диалоговое взаимодействие, сотрудничество и опеку с целью формирования толерантных убеждений и поведения, могут рассматриваться и в качестве критериев: устойчивость личности, эмпатия, дивергентность поведения, мобильность поведения, социальная активность.
Родители - основные воспитатели детей, их роль в воспитании толерантности у детей огромна. Семья дает ребенку опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, уважать мнение других. В освоении опыта толерантности большое значение имеет личный пример родителей: как они относятся к мнению других, их вероисповеданию, к представителям других национальностей.
Важно учитывать интересы, потребностей детей при организации совместного общения; опираться на положительные стороны детей; доверять ребенку; показывать заинтересованное отношение к его судьбе, помогать в решении проблем; обеспечивать свободу совести, вероисповедания ребенка; содействовать формированию доброжелательных отношений в семье и в обществе; заботиться о здоровом образе жизни семьи; создавать ситуации проявления взаимного внимания, заботы о семье.
С помощью институтов социализации и, в первую очередь семьи, общество стремится передать подрастающему поколению все необходимое для его успешного развития. Важную роль при этом играют средства массовой информации.
Механизм подражания играет важную роль в первоначальной передаче социального опыта. К сожалению, сегодня подрастающее поколение часто видит не лучшие образцы поведения с экранов телевизоров и компьютеров. Репрезентация насилия, культ денег, культ рацио и массовое восприятие этих образов подрастающим поколением - массовое явления в российской культуре.
По мнению Г. Блумера, демонстрация преступлений и насилия сказывается наиболее отрицательно в группах, где ослаблено влияние семьи, школы, церкви и соседства. Насилие на экране ведет к насилию и нетерпимости в жизни.
Родителям, другим старшим членам семей необходимо осознать, что в современной России на семью переложена обществом социальная ответственность за воздействие телевидения, компьютера и интернета на детей. Данное воздействие должно находиться под разумным родительским контролем. Важно помнить, что недостаточная степень критического восприятия детьми информации приводит к тому, что в современных условиях воздействие средств массовой коммуникации на подрастающее поколение отличается противоречивостью.
Итак, воспитание толерантности в семье проходит под воздействием личного примера старших, с помощью целенаправленного формирования терпимого отношения к другим людям, их культуре, вероисповеданию.
Прежде всего, на формирование толерантности у детей влияют атмосфера отношений в семье, стиль взаимоотношений между родственниками, весь уклад семейной жизни. Существенными являются отношения с прародителями, уважительное отношение к старости, забота о животных, дружелюбные отношения с соседями, общение с друзьями.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук: 19.00.05: защищена.07 — 2007 - Санкт-Петербург - 2007 - 45 с.
3. Касьянова Е.И. Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт.философ. наук: 09.00.05: защищена.26.03.09 — 2009 - Санкт-Петербург - 2007 - 45 с.
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно - методическое пособие - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. - 192 с. - (Методика воспитательной работы).
5. Терпимость: преддверие мира //Курьер ЮНЕСКО.1994.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ:

  1. Особенности семейного воспитания детей с проблемами в развитии
  2. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  3. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
  4. ВИЗОВСКАЯ Е.В. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА: РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
  5. ИГРОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ИЗДЕРЖЕК СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
  6. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
  7. О НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
  8. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА
  9. ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  10. Агейкина Елена Александровна ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПОЛОВОЗРАСТНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
  11. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  12. ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В БЛАГОПОЛУЧНЫХ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
  13. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ)