К ПРОБЛЕМЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕРПИМОСТИ В ФИЛОСОФИИ


Клепцова Е.Ю., Россия, г. Киров
Проблема качественных характеристик толерантности, терпимости, их представленности в сознании человека волновали человечество с незапамятных времен.
Опираясь на работы М.
Уолцера, исследователя терпимости в ретроспективе ее появления и становления, можно выделить следующие этапы развития терпимости в массовом сознании начиная со средних веков до современных дней. Религиозная терпимость XVI-ХУП в., по мнению автора, есть не что иное, как отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира. Так, на протяжении веков, люди продолжают убивать друг друга, а затем наступает спасительная стадия изнеможения, которая называется терпимостью. Второй возможной установкой является позиция пассивности, расслабленности, милостивого безразличия к различиям. Третий вытекает из своеобразного морального стоицизма как принципиального признания того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь. Четвертый выражает открытость в отношении других, любопытство, уважение, желание прислушиваться, учиться. И последнее в данном ряду - восторженное одобрение различий, при котором различия воспринимаются как культурная ипостась огромности и многообразия «творений Божьих» либо природы; или же это одобрение функциональное, при котором различия рассматриваются как неотъемлемое условие расцвета человечества, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии.
Многие философские концепции терпимости вытекают из религиозных. Б.В. Емельянов, например, полагает, что, начиная с трудов Сократа, Платона терпение связывается с интеллектуальным аскетизмом и определяется как предпосылка духовного и социального сплочения людей. Аристотель, толкующий основную добродетель людей как середину, под терпимостью понимает возможность равноценного существования вещей, людей. Иные представления о терпимости в патристике. В трактате «О терпимости» Тертуллиана она определена как божественное начало, выражающее смирение и аскетизм, переплетающееся с верой. Христианская концепция терпимости содержится в Нагорной проповеди, утверждающей равенство всех перед Божественным Законом. Одновременно она становится этическим принципом терпеливого послушания, основанного на любви, смирении, всепрощении.
Исследователь христианской философии М.Б. Хомяков считает, что у римских авторов Цельса, Цицерона и др. «tolerantia» встречается крайне редко, и обозначает акт выдержки, воли, чаще употребляется «patientia» от «patior» - терплю, страдаю, имеющее отношение к терпению тела, боли, тягот.
Корнем толерантности, согласно исследованиям М.Б. Хомякова, у Сенеки в «Нравственных письмах к Луцилию» выступает храбрость (fortitudo), перенесение тягот (perpessio) и терпимость (tolerantia). Усиление понятия толерантности связано с общим идеалом мудреца у стоиков. Толерантность для стоиков свидетельствует об отрешении и решительном отказе мудреца от мира. Кассиодор именует терпение (patientia) как «подругу мудрых». Исидор Севильский терпимость относит к душе, терпение к телу. Августин Блаженный терпение связывает с грехопадением человека, причиной этих дурных обстоятельств,
что уничтожается искуплением, он называет терпение мучительным самосозидательным борением с собой. Фома Аквинский говорит о терпимости в значении претерпевания страстей, зла, и связывает ее с добродетелью, с одной стороны, и с другой - в значении допущения нехристианских или еретических обрядов, как вынужденного условия уклонения от столкновений. В развитом Средневековье терпение становится родственным страданию, в частности, в работе «Послание о веротерпимости» Д. Локка, в которой он разрабатывает концепцию о религиозной веротерпимости, особо актуальной в то время в связи со вспышками религиозных конфликтов между католиками и протестантам.
Философия Нового времени определяет терпимость как категорический нравственный императив, позволяющий понимать терпимость как общечеловеческую нравственную ценность субъекта, зависящую от его самоопределения и жизненной позиции, при условии наличия равенства прав, уважения других и другими.
Б.В. Емельянов считает, что философски значимая разработка проблем терпимости в России началась в 18 в. Тихоном Задонским в труде «Сокровище духовное, от мира собираемое» предлагается определение терпимости как всепрощения и отсутствия мести. Просветитель начала 19 в. А.П. Куницын размышляя о проблемах веры, свободы мысли, религиозных догматах, писал, что терпимость есть самое надежное оружие для поражения расколов, она дает людям время размыслить о догматах веры.
Особый вклад в разрешение этой проблемы внесли Л.Н. Толстой (концепция непротивления злу насилием), А. Швейцер (концепция смирения как миропонимания), Н.К. Рерих (концепция терпимости как активной формы взаимодействия). Сюда можно отнести взгляды И.А. Ильина, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, М. Тареева, С.Н. Трубецкого о веротерпимости.
Наиболее последовательно, на наш взгляд, проблематика терпимости раскрыта у Л.Н.
Толстого в его концепции о непротивлении злу насилием. Чтобы быть готовым к непротивлению злу, человек должен побороть гордыню, стремление выделиться, быть лучше других, воспитать в себе терпимость. Терпимость отождествляется Л.Н. Толстым со смирением. Именно в смирении, смиренности видится ему спасение человека и человечества.
Данная позиция близка идеям П.А. Сорокина, который все поступки человека делит на делание чего - нибудь или неделание. Последние отражают характер воздержания и не всегда являются синонимами терпения, и, собственно, акты терпения. «Стоит сравнить психический характер актов «воздержания» и актов «терпения». Первые есть акты пассивные, состоящие в воздержании от каких-либо действий, а вторые есть акты активные, состоящие именно в терпении ряда воздействий, исходящих от других.... Не сопротивление, а терпение нужно и требуется, чтобы победить зло, ...не пассивное воздержание, а любовное действенное терпение» (Сорокин, 1992, с. 53). П. Сорокин выделяет активно терпеливые услуги-награды, и понимает под ними акты терпения поступков, которые можно безнаказанно не терпеть: выражение монаршей милости, благодарности, похвалы, передача одежды, пищи, возведение в высший чин, популярность, слава и пр. Терпение ряда действий, отнимающих у кого-нибудь то или иное благо, родных, деньги, имущество можно причислить к предметному типу, тогда как терпение издевательства, насилия и пр. является примером беспредметного типа активно терпеливых услуг-наград.
П. Сорокин упоминает о значении пассивно-отрицательных, активно-терпеливых и распространении услужно-наградных отношений в социальной жизни. Под отрицательно-пассивными услугами-наградами автор понимает ситуацию воздержания, например, долгов с должника, насилия и пр., когда данные проступки можно совершить безнаказанно. Автором провозглашаются этические постулаты альтруистичного человечества, среди них гуманное отношение к преступникам, приоритет перевоспитания, а не наказания; терпимость к инакомыслию; следование идеям бескорыстной, созидательной любви и др.
Проблематике терпимости посвящены работы Н.К. Рериха. Терпимость приобретается путем воспитания в себе терпения, сдерживание раздражительности, изжитие личностных страхов и эгоцентризма, а также культивирование в себе любви а испытание терпением, как полагает Н.К. Рерих, есть одно из высоких испытаний.
Бесценный вклад в разработку проблемы терпимости внес А. Швейцер. Его этическое учение «Благоговение перед жизнью» иначе называют «этикой смирения». В основе этики смирения лежит миропонимание как уважение жизни, жизнеутверждение.
В «Оправдании добра» В.С. Соловьев разводит понятия «терпимость» и «терпеливость». По мнению философа, терпеливость можно определить как страдательную сторону великодушия или духовного мужества. Мужество, невозмутимость, терпеливость, великодушие в понимании В.С. Соловьева являются рядоположенными понятиями, отражающими силу духа человека. Терпимость философ определяет как вариант терпеливости, которая ассоциируется у него с допущением чужой свободы.. И это свойство, и отношение не есть само по себе ни добродетель, ни порок, а может быть в различных ситуациях тем и другим, смотря по предмету (например, торжествующее злодеяние сильного над слабым не должно быть терпимо, и потому «терпимость» к нему не добродетельна, а безнравственна), главным же образом - смотря по внутренним мотивам, каковыми могут быть здесь и великодушие, и малодушие, и уважение к их благу, и глубокая уверенность в побеждающей силе высшей истины, и равнодушие к этой истине» (Соловьев, 1995, с. 195).
М.М. Бахтиным развивается диалектика взаимоотношений «Я для себя», «Я для другого», «Другой для меня» и пр. Автором провозглашается тезис «полифонии» в значении диалога, где терпимости
61отводится ведущая роль в глубинном взаимодействии разнообразных позиций. Как считает М.М. Бахтин, сама природа сознания диалогична. Человек ведет диалог не только с другими, но и с собой, постоянно меняясь в ходе этого диалога.
Терпение в определении Ф. Ницше трактуется как особая форма добродетели, связанная с преодолением самого себя, вспыльчивости, поспешности, возбудимости. Терпение рассматривается также им как творческий, интенсивный поиск свободы. Переход от терпения и нетерпения можно представить как напряженную борьбу с привычными стереотипами, например, торопливостью, говорливостью и пр. Таким образом, показатели терпения по Ф. Ницше - это медлительность, независимость от времени, внутреннее спокойствие, сдержанность, молчаливость (Ницше, 1990,с 82).
Таким образом, проблема терпимости в различных философско-этических концепциях мыслителей прошлого неоднозначна, что обусловливается контекстом конкретной исторической эпохи.
Литература:
1. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла [Текст] / Ф. Ницше // Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2 / Ф. Ницше. - М, 1990. - С. 241-408.
2. Соловьев, В. С. Сочинения. В 2 т. Том 1. - М.: Мысль, 1990. - 892 с.
3. Сорокин, П. А Человек. Цивилизация. Общество [Текст]: пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме К ПРОБЛЕМЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕРПИМОСТИ В ФИЛОСОФИИ:

  1. 2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании
  2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ
  3. 1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ
  4. ОБЩАЯ УСТАНОВКА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
  5. ТЕОРИЯ Л.М. ВЕККЕРА В НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА: ПРОБЛЕМЫ МЫШЛЕНИЯ И ФИЛОСОФИИ ПОЗНАНИЯ
  6. Известно, что наука и философия пасуют перед проблемами свободы воли
  7. А.Н. Бражникова, И.В. Борисова ТЕРПИМОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
  8. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ТЕРПИМОСТЬ В АСПЕКТЕ МНОГОГРАННОСТИ И НЕСХОДСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ
  9. Анализ методологии исследований социальных представлений
  10. ЧЕРНЕЦКАЯ О.В. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗНАСИЛОВАНИИ