ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Нижегородцева Н.В., Россия, г. Ярославль
Сложность исследования толерантности в современной науке обусловлена методологическим разнообразием подходов к определению сущности этого феномена, многоаспектностью проявлений толерантности в современном обществе и недостаточностью представлений об истоках толерантности/интолерантности в онтогенезе.
Чаще всего толерантность (от англ.
«tolerance») определяют, как готовность признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, как сознательное принятие позиции другого, отличающейся от своей собственной. Такая трактовка позволяет рассматривать толерантность как феномен индивидуального сознания и применить для анализа психологических механизмов, факторов и условий генезиса толерантности в детском возрасте методологию культурно - исторического подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др.).
Рассматривая детское развитие как «сложный диалектический процесс», внутренний смысл которого составляет единство «органического созревания» и «врастания ребенка в цивилизацию», Л.С. Выготский ставит общую проблему психического развития ребенка в контексте соотношения биологического и социального, естественного и исторического, природного и культурного. Развитие высших психических функций (сознания) представляется как единство органического созревания физиологических структур и освоения культурного наследия, накопленного предшествующими поколениями. В онтогенезе обе линии развития - биологического и культурного - имеют свою специфику, но при этом протекают, не сменяя друг друга, а одновременно, «совместно и слитно», образуют единый, сложный, хотя и противоречивый процесс. «Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания» [2.Т.3, с.31]. «Культурное» развитие ребенка, подчеркивал Л.С. Выготский, не столько «надстраивается» над натуральными, биологически обусловленными процессами, сколько изменяет внутренние механизмы генетически «натуральных» психических функций, как бы вторично определяет их дальнейшее развитие. Культурное развитие, по Л.С. Выготскому, есть развитие социальное, основным механизмом и условием которого является обучение, в процессе которого, под руководством взрослого ребенок осваивает систематизированный и обобщенный опыт предшествующих поколений, нормы и правила поведения и отношения к различным аспектам реальности, в том числе и к представителям иных культур, мнениям и убеждениям, отличающимся от своих собственных. Таким образом, целенаправленное, специально организованное обучение следует рассматривать как основное условие формирования толерантности в детском возрасте, в процессе которого ребенок усваивает то или иное отношение к «иному».
Наряду с целенаправленным обучением, как основным условием «врастания ребенка в цивилизацию» в работах Л.С. Выготского вводится понятие «социальная ситуация развития» - «своеобразное, специфическое для данного возраста ... отношение между ребенком и окружающей его действительностью» [2.Т.6, с. 258]. На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное положение в системе общественных отношений, которое определяется, с одной стороны, объективными условиями жизни общества, с другой - общепринятыми представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Этот обобщенный образ ребенка, преломляясь через представления, систему ценностей и жизненных ориентиров, существующих в каждой семье, определяет индивидуальные черты социальной ситуации развития для каждого конкретного ребенка. Включаясь в систему социальных отношений, ребенок усваивает то или иное отношение к реальности и другим людям не только в процессе специально организованного обучения, но и путем подражания, усваивая способы поведения и реагирования, присущие значимым взрослым.
Анализируя механизмы формирования сознательных форм поведения, Л.С. Выготский отмечает, что в старшем дошкольном возрасте происходят принципиальные изменения в структуре детского сознания. До 67-летнего возраста ребенку присуща «детская непосредственность»: он поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент потребностями, желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в ранних возрастах можно условно описать схемой: «захотел - сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими. Старшие дошкольники в отношениях с другими людьми, в действиях и поступках перестают
21быть наивными и непосредственными, становятся менее понятными для окружающих, какими были до этого. Причиной таких изменений является дифференциация в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни, включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием. Поведение ребенка становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел - осознал - сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д., формируются механизмы сознательного, произвольного поведения и управления им. В контексте обсуждаемой проблемы это позволяет сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования толерантности как сознательного принятия поведения, убеждений и взглядов других людей, отличающихся от собственных.
Вывод о значении дошкольного возраста в формировании толерантности подтверждают результаты исследований мотивационной сферы и самосознания в детском возрасте, представленные в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других учеников и последователей Л.С. Выготского.
Во-первых, установлено, что в старшем дошкольном возрасте формируется специфическая для каждого ребенка устойчивая структура (иерархия) мотивов, определяющая индивидуальные особенности поведения в разных ситуациях. А.Н. Леонтьев назвал дошкольное детство периодом «первоначального фактического складывания личности», формирования личностных механизмов поведения. Индивидуально- своеобразные варианты соотношения мотивов создают уже в этом возрасте разные типы направленности, тот или иной тип личности.
Во-вторых, в структуре мотивов ребенка дошкольного возраста доминирующую роль начинают играть опосредованные мотивы - сознательно принятые намерения. Это означает, что ребенок в этом возрасте уже может сдерживать непосредственные желания и строить свое поведение и деятельность в соответствии с поставленной целью, он начинает овладевать своим поведением, подчинять желания известной необходимости.
В-третьих, доминирующую роль в структуре мотивов старших дошкольников начинают играть не органические и материальные потребности, как это было в младших возрастах, а мотивы духовного (познавательного) и социального характера.
В-четвертых, в старшем дошкольном возрасте некоторые мотивы поведения и деятельности уже осознаются детьми.
Это выражается в том, что ребенок в определенных ситуациях может осознать и объяснить свое отношение к окружающим, причины своих поступков, соотнести их с общепринятыми номами и правилами. Именно в этом возрасте возникают первые негативные переживания (стыд, сожаление) по поводу нарушения общепринятых правил поведения.
Можно выделить четыре основных условия формирования толерантности в детском возрасте в соответствии с имеющимися в психологии представлениями об условиях развитие личности и самосознания на ранних этапах онтогенеза: опыт общения ребенка с взрослыми; опыт общения со сверстниками; индивидуальный опыт ребенка, умственное развитие.
Опыт общения с взрослыми является тем объективным условием, вне, которого процесс формирования толерантности как феномена индивидуального сознания в детском возрасте невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка формируются знания и представления о себе и окружающих, тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии личности ребенка заключается в следующем: организация обучения ребенка по определенной программе, в том числе - общепринятым правилам и нормам поведения; сообщение сведений о его качествах и возможностях, сходстве и различиях в отношении других людей; оценка его деятельности и поведения; формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; побуждение ребенка к анализу своих отношений, действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.
Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование толерантности в детском возрасте. В совместной игре и общении со сверстниками в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком позиции «другого» как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм. В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве «сравнительного материала». Поведение и действия других детей (в сознании ребенка - «таких же, как он») как бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. Поэтому не случайно в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя.
Одно из условий развития толерантности в дошкольном возрасте - индивидуальный опыт ребенка, совокупный результат умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его мире. Не вступая в непосредственный контакт с другими людьми, наблюдая за действиями окружающих, знакомясь с их качествами, свойствами, способностями, сравнивая себя с ними, дошкольник усваивает нормы и правила поведения, принятые в обществе, эталоны и критерии поведения и деятельности, свои собственные качества и возможности.
Важным условием формирования толерантности в детском возрасте является умственное развитие ребенка, прежде всего способности осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания. Если в ранние периоды развития восприятие своих действий и деятельности других людей
имеет непроизвольный характер, а его результат - неосознанное подражание поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память, это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют «единством и тождеством Я». Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания. В 6-7-летнем возрасте возникает «осмысленная ориентировка в собственных переживаниях» (Л.С.Выгодский), когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «мне стыдно» и т.п. Более того, ребенок не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний - аффективное обобщение (Л.С. Выготский). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии - способности анализировать себя и свою деятельность.
Рассмотренные условия (опыт общения с взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды. В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения с взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется. В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о себе, полученных в различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в ряде случаев ориентация на мнение группы детей оказывается ведущей. Это период расцвета детского конформизма. В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту.
Краткий обзор исследований развития личности и сознания в парадигме культурно-исторического подхода позволяет говорить об актуальности и перспективности более детального анализа механизмов и условий формирования толерантности в детском возрасте, что, в свою очередь, будет способствовать пониманию феноменов толерантного/интолерантного поведения взрослых в различных сферах общественной жизни.
Литература:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с..
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.: Педагогика, т.2, 1982. 504 с.; т. 3., 1983. 368 с.; т.6., 1984. 432 с.
3. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. 135 с.
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД:

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
  2. ГЛАВА II. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О ТРУДЕ
  3. ТЕМА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О ТРУДЕ
  4. Культурно-исторический подход в психологии
  5. ТЕМА 18 . СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
  6. 4.1. Культурно-исторические условия возникновения бихевиоризма, формирование психотехнического схематизма "стимул - реакция" и бихевиоральная психология
  7. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
  8. 4.2. Культурно-историческая концепция развития психики чело-века
  9. Липовская Н. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  10. Гончаров О.А. КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЦЕПТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
  11. КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  12. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
  13. СИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
  14. Механизмы речевого развития в возрасте 1-7 лет
  15. РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  16. РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ