РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Афонасенко Е.В., Россия, г. Благовещенск
В условиях современного мира, насыщенного интенсивными межэтническими контактами, развитие этнической толерантности приобретает особое звучание. Актуальность разработки проблемы формирования этнической толерантности определяется не только эффективностью межэтнической коммуникации, но и вопросами национальной безопасности и стабильности общества в условиях интеграции и взаимодействий народов и их культур.
Сегодня развитие толерантности по отношению к другой культуре, представителям других национальностей является необходимым и значимым аспектом современного общества.
Научно-образовательное сотрудничество между разными странами, расширение спектра образовательных услуг для иностранных граждан в условиях российского вуза порождает ряд проблем, связанных с вопросами этнической толерантности.
Известно, что межнациональное общение сопряжено с преодолением множества трудностей, в том числе и психологического характера. Неизбежно возникающие противоречия, связанные с разными культурными традициями, особенностями поведения, ценностными ориентациями, являются одними из самых трудноразрешимых, поскольку столкновения разных точек зрения, мнений, ценностных ориентаций могут вызывать конфликтные ситуации, обусловленные переживаниями по поводу потери своего лица, престижа, своего собственного этнического образа, сложившегося в самосознании. Одним из эффективных механизмов разрешения конфликтов подобного рода можно стать развитая этническая толерантность. Ее формирование фактически означает следующее: «я уважительно отношусь к вашей системе ценностей и принципов, допускаю ее самостоятельное существование, так как осознаю необходимость существования иного, чем мое, в качестве условия для развития моего; но при этом я понимаю и то, что иное не может быть принято мною в качестве жизненного ориентира» [1]. Данная установка способствует осуществлению полноценной толерантности, поскольку предполагается не только уважение в отношении к иному, но и понимание необходимости его существования для собственного развития.
Амурская область исторически является своеобразным местом встречи двух великих цивилизаций - России и Китая. Толерантность в условиях взаимодействия двух сопряженных в едином геоисторическом пространстве культур является одним из основных моментов их развития и сосуществования. В столицу Приамурья приезжает учиться молодежь из разных областей КНР. В процессе обучения в вузе происходит встреча различных систем мировосприятия и миропонимания. Именно в результате такого рода межэтнических контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического восприятия и поведения, которые они могут пронести через всю жизнь. Поэтому среди множества задач, решаемых вузом, особое место занимают вопросы формирования этнической толерантности, способности понимать ценности разных культур, развитие у учащихся интереса к своей исконной культуре, формирование этнокультурной компетентности (кросскультурной грамотности).Этнокультурная компетентность - степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия. Кросскультурная грамотность понимается, как умение человека принимать содержание и формы культуры другого народа, участвовать в совместной культурной деятельности, обогащающей и развивающей его как личность. Ведущее значение кросскультурной грамотности - становление позитивного отношения к иной культуре, к межкультурным различия [2]. Кроме того, развитие кросскультурной грамотности способствует формированию компетентности и углублению знаний о своей собственной традиционной культуре, становлению позитивной этнической идентичности.
Процесс формирования кросскультурной грамотности может осложняться имеющимися стереотипами межличностного восприятия, непонимания и неприятия культурной специфики другого человека, житейской психологией, предубеждениями, страхами межэтнического взаимодействия. В тоже время декларировать этническую толерантность вне настоящей ситуации общения с представителями другого этноса и быть толерантным в реальных условиях межэтнического взаимодействия не одно и то же.
К сожалению, в учебных заведениях данным вопросам еще не уделяется достаточного внимания. Довольно редко или совсем не ведется работа по подготовке учащихся к межкультурному взаимодействию.
В Благовещенском государственном педагогическом университете на протяжении нескольких лет проводится определенная работа в данном направлении. Так, например, в рамках исследовательского направления осуществляется изучение вопросов, касающихся этнокультурной специфики развития личности; проблем межэтнических взаимодействий и отношений; адаптации китайских и русских студентов, обучающихся за рубежом к условиям новой социокультурной среды. Проводится изучение этнических стереотипов представителей данных общностей, что позволяет определить основные особенности психологического фона сложившихся межэтнических отношений в Приамурье.
Особое внимание уделяется изучению этнического самосознания, выявлению традиционных и инновационных представлений в содержании ценностных ориентациях молодежи двух стран. Исследование этнической идентичности свидетельствует о том, что большинство российских и китайских студентов имеют положительную этническую идентичность, которая является необходимым условием и основой этнической толерантности.
Одним из направлений исследовательской деятельности является изучение общего и специфического в плане ценностных ориентаций, моральных норм, суждений, представлений. Так, например, осуществлялось исследование морального сознания китайской и русской молодежи, в ходе которого были выявлены особенности представлений россиян и китайцев о справедливости в трудовых отношениях, этике семейных отношений, нормах тактичности, моральных ценностей и принципов, специфике решения моральных дилемм, экологической этике.
Были выделены особенности представлений о достойном человеке в культурах Китая и России.
Просветительская работа, основанная на понимании того, что построение толерантных отношений невозможно без знаний особенностей поведения, традиций, привычек того или иного народа, заключается в ориентации студентов на понимание ценностей, как отечественной культуры, так и иных культур; предоставлении информации о сущности феномена толерантность и формах его проявления в межэтническом взаимодействии; формировании представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности; получении знаний о различных культурах и психологических особенностях их представителей.
Вышеуказанные задачи в условиях вуза реализуются в различных организационных формах: от включения информации, демонстрирующей значимость толерантности в современном обществе, в программу учебных курсов до проведения специальных тренинговых занятий. На психолого- педагогическом факультете разработаны и ведутся занятия для студентов по спецкурсу «Этническая психология», задачами которой являются не только сведения о культурных различиях представителей разных народов, но и развитие способности студентов к рефлексии, позволяющей осуществлять выбор культурных ценностей, ведущей к пониманию содержание родной и иной культуры. В содержании учебной программы данного спецкурса включены сведения о региональной специфике взаимодействий русских и китайцев на территории Приамурья, психологических особенностях современной молодежи России и Китая.
С целью развития этнической толерантности молодежи в условиях межэтнического взаимодействия в период обучения в вузе специалистами разрабатываются психолого-педагогические программы, направленные на формирование этнической толерантности с использованием кросскультурных ассимиляторов, дискуссий, встреч, тематических семинаров, совместных занятий российских и китайских студентов. Проводятся психологические тренинги по преодолению трудностей в межэтническом общении, развитию сплоченности и толерантности в студенческой группе.
Одним из удачных примеров решения задачи по формированию межэтнической толерантности можно назвать исследование взаимосвязи особенностей кросскультурной грамотности с уровнем этнической толерантности российских и китайских студентов педагогического университета. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем кросскультурной грамотности с уровнем этнической толерантности: в частности, после проведения специальных занятий по развитию кросскультурной грамотности, уровень этнической толерантности у китайских и российских студентов возрастет.
Исследовательская работа проводилась в три этапа:
На первом этапе была проведена диагностику уровня этнической толерантности, кросскультурной грамотности у китайских и российских студентов. В целом, можно отметить, что выраженность кросскультурной грамотности и этнической толерантности находиться на среднем уровне у обеих групп студентов, однако, многие российские студенты отмечали, что плохо знают свои традиции, исконную
культуру и еще меньше культурологических сведений имеют о соседях с другой стороны Амура. Представление о других этнических группах скорее носит стереотипный характер, прослеживается явно размытое представление о других культурных общностях.
На втором этапе с экспериментальными группами были проведены специальные занятия, направленные на формирование кросскультурной грамотности, развитие представлений об этнопсихологических особенностях разных народов, выявление различий и сходств между своей и иной этнической общностью. Одной из особенностей занятий являлось моделирование ситуаций взаимодействия с представителями других этносов, и, в частности, с представителями китайского этноса, что давало возможность студентам поставить себя на место представителей данных групп, глубже осознать их этнокультурную специфику.
На третьем этапе, после проведения тренинга, были сделаны повторные замеры у экспериментальной и контрольной группы. Результаты психодиагностики продемонстрировали повышение уровня этнической толерантности у экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой. Полученные результаты свидетельствуют о некотором изменении установок студентов в сторону осознания ценности толерантного отношения к «другим» и понимания необходимости уважения традиций и особенностей представителей других. В частности, после проведения тренинга, увеличилось количество положительных ответов в таких вопросах как: «важно ли любить свой народ, но уважать язык и культуру других народов?»; «важно ли быть готовым иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия?»; «важно ли всегда находить возможность мирно договориться в межнациональном споре?»; «важно ли предпочитать образ жизни своего народа, но с большим интересом относиться к другим народам?».
Результаты нашего исследования наглядно демонстрируют значимость системы психоло - педагогических мероприятий, развивающих этнокультурную компетентность и формирующих этническую толерантность в условиях образовательного пространства. В целом можно сказать, что формирование этнической толерантности в условиях образовательного пространства вуза является важнейшей задачей современного общества. Решение этой проблемы тесно связано с необходимостью создания комплексной системы психолого-педагогических условий, направленных на развитие толерантного сознания учащейся молодежи.
Литература:
1. Ефимова Д.В., Макаров Ю.А. Национальное самосознание и межэтническая толерантность. Пенза: ПГПУ им.В.Г.Белинского,2004. С.55.
2. Рощупкин В.Г. Кросскультурная грамотность студента - будущего учителя: диагностика, формирование. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. С.79.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

  1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
  2. Пятых И.К. структура ценностных ориентаций у современной учащейся молодежи
  3. А.С. Силаков ДИНАМИКА ОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ ОПАСНОСТИ СПИДа
  4. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
  5. Маловская А .А. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТОКОВОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
  6. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ
  7. В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  8. Глава 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  9. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  10. Лю Ц.Ф. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
  11. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
  12. СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  13. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  14. Бызова В.М., Веселкова Е.В. ЭТНИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
  15. И. Ш. Уруджева ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ