РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Карпова Е.А., Россия, г. Санкт-Петербург
Толерантность сегодня является одной из базовых составляющих современного человека, поскольку от его готовности и способности жить и конструктивно действовать в многообразном мире зависит будущее, как отдельного человека, так и всего общества в целом.
Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобрела особую значимость. В обществе наблюдается активный рост агрессивности, насилия, экстремизма, конфронтации.
В классическом понимании толерантность рассматривается как «позиция признания иных ценностей, взглядов, обычаев как равноправных с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия с ними» (А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев). «Толерантность предполагает. понимание относительности многих наших убеждений и суждений, невозможность такого их обоснования, которое было бы бесспорно для всех». В более широком значении толерантность трактуется как «норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности», как «уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития». (А.Г. Асмолов, 2000).
Как социальный термин, толерантность используется для характеристики ситуаций диалога культур, достижения консенсуса, рационального обоснования приоритетности поиска путей мирного и стабильного сосуществования в условиях многообразия. Термин интолерантность (нетерпимость) используется для описания ситуаций проявления насилия, дискриминации, нарушения прав человека, нагнетания социальной нестабильности, стремления к жесткому единообразию.
Несмотря на частое использование относительно нового для российского сознания термина, единства в его понимании и применении пока не наблюдается, а диапазон расхождений во мнениях о том, что такое толерантность и каковы ее границы, достаточно широк.
Формирование толерантности происходит на практике в рамках общего развития человека, преодолевающего различные препятствия, внешние и внутренние, для достижения поставленных целей. Толерантность возникает и проявляется в условиях совместности в пространстве и времени и при взаимодействии её носителя, с одной стороны, и её источника - с другой. Многочисленные исследования обращают внимание на комплексность и многоуровневость данного понятия, которые находят отражение в различных подходах и к самому определению.
В рамках основных психологических школ толерантность прямо или косвенно соотносится с целым рядом хорошо изученных явлений. Так, психоаналитический подход позволяет интерпретировать проявления толерантности в аспекте функционирования психологических защит и копинг-стратегий поведения (З. Фрейд, Р. Лазарус, С. Фолькман, К. Хорни, Э. Эриксон и другие). Когнитивная психология
способствует пониманию таких важных механизмов формирования и проявления толерантности, как социальная категоризация, когнитивный диссонанс, социальные установки, социальные стереотипы и атрибуции, социальные представления (Дж. Тернер, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, С. Московичи и другие). В бихевиористической психологии моделируются отдельные аспекты проявления толерантности, базирующиеся на удовлетворении социальных потребностей, принятии окружения и самого себя, формировании основ компромиссного поведения (Б.Скиннер, Дж. Вольпе, А. Лазарус, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В. Ромек). Гуманистическая психология раскрывает нормативную, ценностно -ориентационную и личностно-смысловую стороны толерантности (К. Роджерс). Особое внимание уделяется вопросам толерантности в кросс-культурной и этнической психологии, в частности, в связи с понятиями идентичности, межкультурной адаптации (Дж. Берри, М. Плизент, Г. Тэджфел, К. Оберг, Ю. Мартин, Т. Накаяма, Д. Мацумото, Н.М. Лебедева, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В. Хармз и другие).
Рассматривая проблему толерантности, большинство исследователей приходит к мнению, что это понятие не сводимо к русскому аналогу слова - терпимости. Быть толерантным - не значит терпеть, а принимать другого, воспринимать и уважать во всей его «непохожести» на себя.
Но именно здесь в сознание зачастую вклиниваются установки, стереотипы, ценности препятствующие развитию толерантности личности.
Обращаясь к проблеме постановки практических задач в области «воспитания в духе толерантности» Солдатова Г.У. выделяет четыре основных компонента: психологическую устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей. Толерантность в этом случае приобретает интегральную характеристику личности, включающую все эти компоненты. На развитие этих составляющих и должны быть направлены разрабатываемые психологические технологии.
B. А. Лекторский связывает толерантность с установкой «на независимость, автономность индивида, его личную ответственность за свои убеждения и поступки, недопустимость силового навязывания каких бы то ни было идей, сколь бы хорошими эти идеи не представлялись (В.А. Лекторский, 1997).
C. Л. Братченко определяет «толерантность - как.активность особого рода: готовность человека выйти за пределы ограниченного круга «своих» (отделенных от «других» по любому признаку: по национальности, вере, социальному происхождению, возрасту, культуре и т.д.) навстречу «миру миров» - равнозначных, «равноразных» человеческих миров. Толерантность - это способность различать и признавать границы особого рода (нравственные, правовые, психологические) и умение конструктивно действовать в «пограничных» ситуациях, разрешать противоречия, согласовывать позиции, сотрудничать (С.Л. Братченко, 1999).
В соответствии с концепцией Д.А. Леонтьева личностное измерение толерантности включает в себя ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимают ценность уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. Личностное начало по отношению ко всем другим компонентам можно рассматривать как «системообразующий фактор», который предопределяет и интегрирует действие всех иных «периферийных» психологических составляющих толерантности.
По мнению многих отечественных и зарубежных ученых (А.Г. Асмолов, Н.М. Г.Л.Барднер, Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Р. Бэрон, Дж. Вольпе, А. Лазарус, Б. Скиннер и др.) границы толерантности простираются от полного приятия, согласия, в широком смысле дружественности в отношении того или иного объекта - до полного безразличия, равнодушия, скрытого или явного неприятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мысли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетерпимости, конфликта, ярко выраженной агрессии.
Проблема возникает, когда личность сталкивается с необходимостью принять ценности, которые не соответствуют ее жизненным взглядам. Борьба между приверженностью собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других определяет толерантность как внутреннюю напряженную категорию, которая требует от личности активного взаимодействия с внешней средой. Это взаимодействие должно носить характер общественной зрелости людей, культуру и компетенцию участников социального общения, их готовность к общему поиску путей примирения и согласия.
Таким образом, понимание толерантности как неотъемлемого качества психологически зрелой личности ставит необходимой задачу ее активного формирования и развития, а также включения в социально-значимые процессы. Роль образования как социального института в формировании толерантности, в общем, достаточно четко определена, а задачи, которые следует решать, не новы, но актуальны. Это еще раз подчеркивает незаменимость групповых форм социально-психологической работы, призванных формировать личность с позитивным взглядом на мир, нравственную и социально активную позицию человека, осознающего собственную уникальность. Только в диалоге, возможно, найти совместное, прогрессивное решение насущных проблем.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

  1. 11.2.3. Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и "мничности" (мнимой личности)
  2. ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  3. Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и «мничности»
  4. Пузыревич Наталия Леонидовна ФЕНОМЕН РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
  5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  6. Т.В. Тулупьева, А.Л. Тулупьев, А.Е. Пащенко АДАПТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВИЧ-РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ
  7. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА БАЗОВЫХ УРОВНЯХ ОНТОГЕНЕЗА
  8. М.В. САПОРОВСКАЯ МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАКУСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
  9. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  10. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
  11. 1.4. К ПРОБЛЕМЕ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ
  12. Лю Ц.Ф. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
  13. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ В КОНТЕКСТЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  14. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
  15. Медведева М.А. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ БУЛИМИИ