РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ

Густова Л.В., Россия, г. Москва
Центральным определением нашего исследования является понятие религиозности. В отечественной психологической науке не существует его чёткого определения. Одной из задач нашего исследования является возведение этого понятия в общепсихологические рамки.
Однако это возможно сделать лишь только в том случае, если мы в этих же рамки возведём понятие религии.
Теоретический анализ показал, что в различных источниках религия рассматривается в нескольких значениях и нет чётко сформулированного определения, которое полностью объясняет феномен религии. Она рассматривается как сфера человеческой деятельности, как система, содействующая пробуждению высших духовных способностей, как особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину), а так же как совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные силы, которые являются предметом поклонения .
Религии возникают в ходе исторического развития человечества в ответ на потребности человека в безопасности и познании, в ответ на духовный поиск человека, поиск смысла и целей своего бытия, предлагая один из путей духовного развития.
Религия наделяет идеологическим контекстом духовные стремления человека, обличает в конкретную форму его состояния и поведение, устанавливает пределы человеческих возможностей.
Мы будем понимать религию как систему духовного воспитания личности. Понятия религия и религиозная система мы будем понимать как синонимы.
Как теория и практика, так и религиозная идеология (вероучение, догмы) и религиозный культ являются неотъемлемыми частями любой религии. Идеология — это теоретическая основа религиозной практики (культа). Религиозный культ регламентируется идеологией. Понятие «культ» происходит от латинского слова cultus, производного от глагола colere («поклоняться или воздавать почести божеству»), то есть имеет деятельностную основу.
Идеологическое воспитание человека и человечества, лежит в основе религий, это видно на примере мировых религий, в которых инициация и посвящение в религии происходит с момента рождения человека. Религии качественно отличаются от того какие идеи их фундируют
Религиозная идеология — это своего рода психологическая теория личности, в которой прописывается структура «Я» человека, его отношения к жизни, его личностные характеристики, даны ориентиры его воспитания. А религиозный культ выступает практическим компонентом воспитания такой личности, религиозная обрядность.
В каждой религиозной системе есть свой набор религиозных качеств, которые она формирует, существуют свои эталоны — модели идеального человека — эталонное «религиозное-Я», которые опираются на предположение, что это в прошлом реально существовавшие личности, однако не всегда этому имеются подтверждения: Иисус Христос, Будда, пророки, праведники, мученики, святые, люди, погибшие за религиозные идеи, монахи, «блаженные», «жертвы» и т. п. Эти эталоны наделяются субъектностью, им приписываются конкретные личностные характеристики, особенности поведения и мышления. Такие модели служат ориентиром для формирования религиозных качеств личности. Равно как религии отличаются друг от друга идеями, которые их фундируют, так же модели идеального человека будут отличаться в зависимости от того, в какой религиозной системе они созданы.
Личностные качества, которые формируются в религиозных системах мы будем называть религиозными качествами.
Религиозность — это совокупность религиозных качеств, которые проявляются в поведения, деятельности и коммуникации.
Индивидуальный уровень религиозности — мера выраженности, степень сформированности религиозных качеств, мера соответствия личности эталону, лежащему в основе религиозной системы.
Мы предполагаем, что религиозные качества, формируемые в религиозной системе, проявляются в активности: деятельности, поведении, коммуникации человека, — и образуют субъект активности — мы его будем называть «религиозным-Я», который встраивается в целостную структуру личности. Следует отметить, что любая религиозная система претендует на безальтернативность «религиозного-Я», стремится сделать его системообразующим фактором личности человека, единственным доминирующим субъектом активности. Можно сказать, что «эго-система религиозного-Я» не настроена на совместное принятие решений с другими субъектами активности в структуре личности и порождает внутренний конфликт. Когда «религиозное-Я» доминирует, поглощает или подавляет другие субъекты активности, то мы можем говорить уже не о субъекте активности, а о религиозной личности, в которой всё подчинено сформированному субъекту.
Религиозность — это мера сформированное™ «религиозного-Я» в структуре личности.
В связи с тем, что воздействие на личность, оказываемое религиозными системами императивно и не предполагает вариативности проявлений человека, мы будем говорить не о развитии, а формировании религиозности. Формирование задаётся извне и направлено на создание конкретного эталона, принятого в религиозной системе за основу воспитания. Индивидуальная религиозность питается извне, через механизмы социального влияния, такие как традиции, привычки, религиозная община. Имея в виду, что формирование субъекта активности — «религиозного-Я» происходит в соответствии с единичным эталоном, можно сделать вывод о том, что если в периметре одной религиозной системы различные люди будут иметь одинаковый уровень религиозности, то у них будут схожи проявления этой религиозности. А если точнее, то они будут похожи между собой по набору религиозных качеств и личностных характеристик.
Проведённый теоретический анализ различных источников показывает, что религиозность не является врождённым свойством, а возникает лишь в ходе включения человека в процесс её формирования. Это позволяет нам рассмотреть процесс формирования религиозности личности с позиции деятельностного подхода, представленного в работах В.Д. Шадрикова, и квалифицировать его как религиозную деятельность.
Религия как система во всей совокупности сложной структуры и взаимосвязи между её элементами зиждется на религиозной деятельности. Практика отправления ритуалов, таинств, обрядов, осуществление пропаганды и вовлечение новых людей в систему выступает своеобразным двигателем всей системы и является необходимым условием её существования, функционированием религиозной системы. Общепсихологический принцип единства психики и деятельности, позволяет утверждать, что путём включения человека в религиозную деятельность происходит изменение структуры личности, чем более человек включён в религиозную деятельность, тем интенсивнее происходят изменения в его психике, изменяются индивидуальные качества личности.
Характерной особенностью любой деятельности является осознанная цель, то есть понимаемый и предполагаемый результат. При анализе информационного компонента религиозной деятельности мы отмечаем, что процесс принятия собственного решения человека о вхождении в религиозную систему, включении в религиозную деятельность отсутствует, такое решение, как правило, принимают другие люди: родители, друзья семьи, родственники, мы их будем назвать агентами религиозного влияния.
Это связано с тем, что человека включают в религиозную деятельность практически с рождения — в период жизни, когда онтогенетически его сознание не развито, тем самым цель религиозной деятельности им не осознаётся, поэтому он выступает в качестве объекта религиозной деятельности, минуется этап свободной воли и свободного выбора. Изначально цель религиозной деятельности является неосознаваемой. Формирование религиозных качеств с рождения во многом предопределяет содержание личности, а религиозная деятельность для человека представляет безусловную данность, что является залогом некритического и нерефлексивного восприятия религии, её эталонов и идентификации с ними.
Согласно системному подходу к деятельности В.Д. Шадрикова, наличие профессионально важных качеств является одним условий эффективности трудовой деятельности. Применяя это к нашему исследованию можно сказать, что в процессе религиозной деятельности будут активироваться и развиваться те необходимые, важные качества личности, представленные в модели идеального человека в каждой конкретной религиозной системе, которые будут обуславливать эффективность религиозной деятельности и эффективность всей религиозной системы. Мы утверждаем, что существует прямая зависимость между индивидуальным уровнем религиозности и эффективностью религиозной деятельности. Кроме того, высокая степень сформированности «религиозного-Я» обеспечивают эффективность функционирования и продвижения человека в религиозной системе.
Таким образом, религиозная деятельность — это процесс воздействия субъекта религиозной деятельности на собственную психику или психику другого человека, с целью повышения
индивидуального уровня религиозности. Субъект религиозной деятельности — агент воздействия религиозной системы. К ним можно отнести духовенство — профессиональных религиозных деятелей, а также людей, приобщающих к религии.
Объектом религиозной деятельности выступает конкретный человек, его психика. И субъект, и объект религиозной деятельности являются адептами религиозной системы с различным индивидуальным уровнем религиозности.
У субъекта религиозной деятельности высокий уровень религиозности — сильнее проявляются религиозные качества личности, более сформировано «религиозное-Я», у объекта низкий уровень религиозности — слабо выражены религиозные качества, менее сформировано «религиозное-Я».
Средством религиозной деятельности являются религиозные таинства, обряды, ритуалы, проповеди, религиозная пропаганда, другие методы психологического воздействия. Использование средств религиозной деятельности лежит в основе религиозного опыта.
В отличие от прямых способов воздействия на сознание, например религиозной пропаганды, в религиозных ритуалах и таинствах используются изменённые состояния сознания, которые достигаются при помощи алкоголя, наркотических веществ, благовоний, музыки, пения, повторяющихся движений, постов, медитаций, что способствует доступу к бессознательной сфере человека и позволяет осуществлять управление его поведением через различного рода внушения, установки. Этим во многом объясняется столь продолжительное господство некоторых религиозных систем.
Маркером повышения индивидуального уровня религиозности является переход объекта в субъект религиозной деятельности, то есть использование человеком средств религиозной деятельности, а именно отправления ритуалов, религиозной пропаганды, отстаивания религиозных принципов, отрицание нерелигиозных источников знания, привлечения в религиозную систему своего окружения, появление религиозного сознания, «религиозного-Я», самоидентификации с религиозной системой, например: «Я раб божий», «Мы воины Аллаха», применение религиозной терминологии: обращение к другим людям «Брат», «Сестра», и так далее.
Становясь субъектом религиозного воздействия по отношению к нерелигиозным или людям с низким индивидуальным уровнем религиозности, человек продолжает сохранять объектность по отношению к духовенству, стоящему во главе той или иной религиозной системы. Все это обусловлено религиозной моделью воспитания, в которой отсутствует субъект-субъектная диспозиция и существует жёсткая иерархия, связанная с индивидуальным уровнем религиозности и включённости в религиозную систему.
В процессе формирования религиозности человек «научается» делегировать локус субъективного контроля внешней системе, перекладывать ответственность за себя и свою жизнь на сверхъестественные силы, что ведёт к снижению уровня субъектности и повышает пассивность. Человек адаптируется к сознанию себя как низшего существа по отношению к Богу, выступает в качестве объекта божественной воли, а также объекта по отношению к духовному наставнику в культовой части религиозной системы. В некоторых религиозных системах религиозная деятельность называется «служение» и «послушание», что прямо говорит о подавлении собственных волевых процессов и снижению субъектности человека.
Отказ от мирской жизни и выбор религиозного пути служения подтверждает наличие качественно сформированного «религиозного-Я», показывает высокую степень адаптации к религиозной системе и соответствия религиозному эталону человека. Всё это говорит о том, что включение человека в религиозную деятельность ограничивает свободу воли, ограничивает её религиозными законами жизни, догмами. Так, например, монашество — наивысшая ступень развития религиозности в любой религиозной системе. Для монахов и профессиональных религиозной деятелей религиозная деятельность становится основной, это говорит о наличии высокой степени религиозности, то есть доминировании «религиозного-Я» как субъекта активности в структуре личности.
Содержание религиозной деятельности можно разделить на внутреннее — это субъективный план: обращение к сверхъестественным силам и существам в мыслях в молитвах, и на внешнее — ритуальная часть: отправление ритуалов.
Мы выделяем два вида религиозной деятельности: бытовой и профессиональный. Профессионально религиозных деятелей готовят в специальных учебных заведениях, созданных при конфессиях. Бытовой уровень предполагает формирование религиозности через социальную среду: в семье, религиозной общине.
Таким образом, проведя теоретический анализ религиозности личности, мы пришли к выводу о том, что она формируется в религиозной деятельности, выбор религиозной деятельности осуществляется с рождения не самим человеком, а агентами религиозного влияния: родителями, родственниками, друзьями семьи, что в зрелом возрасте во многом определяет религиозное поведение человека. Кроме того, обнаруживается неосознаваеммый человеком собственный субъект активности — «религиозное-Я», формируемое извне с детства. Всё это делает необходимым экспериментальное исследование феномена религиозности и выявление его взаимосвязи в структуре личности.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ:

  1. Михайлова Надежда Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОХНАНИЯ
  2. Лепилин А.В. ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА: РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР
  3. Ворожейкина Л. И. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
  4. Религиозный опыт
  5. РЕЛИГИОЗНОСТЬ
  6. Ритуальная и психологическая религиозность
  7. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  8. Г Л А В А ПСИХОЛОГИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
  9. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
  10. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ДВИЖЕНИЯМ
  11. Сучкова О.В. Религиозность россиян в контексте психологической безопасности
  12. РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (RELIGIOUS BEHAVIOR)
  13. КОВАЛЬ В.М. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ НЕРЕЛИГИОЗНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ЛЮДЕЙ
  14. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  15. Галактионова А.В. Особенности религиозных представленийПОСЛЕ инфарктА миокарда
  16. Столбченко А.С. Проблема взаимосвязи религиозной идентичности и прощения
  17. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  18. САМОСОЗНАНИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ПРЕД-СТАВИТЕЛЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ