РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Гололобов А.А., Россия, г. Рязань
Важным направлением в профилактике роста религиозного экстремизма может стать формирование толерантного сознания. Нетерпимость превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира.
Ее суть заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная до коллективной, институциональной и даже государственной позиции нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к религиозному экстремизму, и как следствие — к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека. Нетерпимость на основе религии и убеждений имеет два аспекта: во-первых, отрицательное отношение к лицам и группам лиц, исповедующим другую религию или придерживающимся других убеждений, во-вторых, проявление такого отношения на практике. Такие проявления часто носят характер дискриминации, однако во многих случаях они идут еще дальше и включают разжигание ненависти или даже преследование отдельных лиц или группы, исповедующих другую религию или придерживающихся других убеждений. Важно учитывать, что равенство всех людей означает отсутствие дискриминации. В абсолютном уважении права заложены подлинное равенство и единственная возможность полного пользования правами человека без дискриминации по признаку расы, пола или религии. Проявления нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений опасны тем, что могут привести к грубым нарушениям прав человека и преступлениям против человечества (преступления геноцида). В первую очередь, они ограничивают и нарушают основное право на свободу мысли, совести, религии, убеждений и другие свободы, такие, как:
— отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей;
— создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;
— производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами, обычаями или убеждениями;
— готовить, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях;
— вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этих целей;
— обращаться с просьбой и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования;
— готовить, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей, согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждениям;
— соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии или убеждениями;
— устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.
Кроме того, проявления нетерпимости могут ограничивать или нарушать многие права человека, включая: право на жизнь, личную свободу и безопасность; право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; право на свободу от дискриминации и любого подстрекательства к ней; право на справедливое и публичное заслушивание независимым и беспристрастным судом; право на свободу передвижения и выбора места жительства; право на свободу мнения и свободное выражение своего мнения; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на невмешательство в личную жизнь; право религиозных меньшинств проповедовать и отправлять свою религию.
Большинство мировых религий и верований заключают в себе большой потенциал терпимости и тем самым являются естественными союзниками. 25 августа 2001 г. постановлением Правительства России была принята программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Ее целью является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основу гражданского согласия в демократическом государстве. Одновременно необходимо совершенствовать региональное законодательство в целях максимального использования возможностей традиционных конфессий в развитии духовного потенциала светской школы, ее образовательных и воспитательных возможностей.
Представляется целесообразным создание системы информирования населения о деятельности различных тоталитарных сект и деструктивных культов, в том числе криминального характера.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА:

  1. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКСТРЕМИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
  2. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВУЗЕ: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД
  3. РОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ
  4. Терещенко Е.В. Эмоциональное выгорание у врачей-психиатрови пути его профилактики
  5. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
  6. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМА
  7. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЭКСТРЕМИЗМ
  8. ЭКСТРЕМИЗМ: КРИТЕРИИ ПРОТИВОПРАВНОСТИ
  9. Важные проблемы: развивающийся мозг — используй его, или ты его потеряешь
  10. МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
  11. А. А. Реан ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
  12. Религиозный опыт