РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ДАГЕСТАНА В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Пирова Р.Н., Россия, г.Кизляр
Демократические преобразования в России в последние десятилетия характеризовались складыванием и развитием многопартийной системы, активизацией общественно-политической жизни в стране.
В Дагестане, как и в целом в стране, многопартийная система начала складываться на рубеже 80 -90-х годов.
На начало декабря 1991 года Министерством юстиции Республики было зарегистрировано 36 политических партий, общественно-политических движений и объединений, отражающих социально - политические и национальные интересы и требования всех слоев и прослоек народностей Дагестана.
Социально-экономические и политические процессы в стране и Республике, поляризация общества 90-е годы обусловили зарождение и развитие новых политических партий и общественно-политических объединений, изменение их политической окраски и целей. Всего на 1.01 2000 года Министерством юстиции Республики Дагестан было зарегистрировано 220 политических партий, национальных движений, общественных и религиозных организаций, общественных фондов [5, с.612].
Политическая жизнь обогатилась разнообразными подходами, взглядами на решение социально - экономических, общественно-политических и духовных проблем Дагестанского общества. Общественные организации, занимаясь идеологической и разнообразной политической деятельностью, пытались влиять на развитие политической обстановки, решение актуальных задач экономического, социального и духовного развития Дагестана.
Новым элементом общественно-политической жизни Дагестана стали национальные движения, которые зародились в конце 80-х годов с появлением благоприятных возможностей для утверждения плюрализма идей и мнений в обществе. Создание национальных движений в республике было обусловлено нарастанием трений и проблем в расстановке кадров высшего административно-государственного аппарата, трудностями и ошибками в решении социально-экономических и культурных вопросов конкретных этносов [5, с.622].
Среди них наибольшую активность проявляли аварское народное движение (АНД), кумыкское народное движение (Тенглик), лакское «Кази-Кумух», лезгинское «Садвал», ногайское «Бирлик», «Кизлярский круг Терского казачьего войска».
Национальные движения Дагестана зародились как сугубо просветительские, культурные, преследующие благородные цели: возрождение истории, культуры, языка, содействие решению экономических проблем конкретных этносов многонационального края.
Однако довольно быстро национальные движения республики отошли от просветительских идей и целей, началась весьма интенсивная их политизация, причем в ряде случаев в их деятельности проявились радикалистские, экстремистские тенденции. Среди активистов национальных движений появились лица, которые, оправдываясь своей «патриотической» позиции опелировали чувством людей и умышлено толкали их на действия, чреватые непредсказуемыми последствиями. В этой связи, давая оценку деятельности национальных движений, съезд народов Дагестана, состоявшийся в 1992 году, указал: «Заметное влияние на общественно-политическую обстановку в республике оказывают возникшее в последние годы многонациональные движения и другие общественные объединения. Хотя в целом они играют определенную роль повышении политической активности населения, своими выступлениями они побуждают органы государственной власти и управления критически оценивать свои действия, нельзя умалчивать и то что неконструктивные противопоказанные действия, инсценируемые лидерами некоторых движений, не расставили под серьезную угрозу мир и спокойствие в Дагестане [3, с.6].
Тем не менее, национальные движения сыграли заметную роль в пробуждении национального самосознания и интереса к духовному наследию народов горного края, творческому наследию и общественно-политической деятельности представителей национальной интеллигенции. Правда, нередко деятельность их преподносилась исключительно в розовых очках. Национальные движения Дагестана возродили демократические формы борьбы за реализацию собственных идей и политических установок.
Заметное оживление деятельности национальных движений в республике и их желание скоординировать свою деятельность проявилось во время выборных компаний в законодательные органы, во время выборов в Государственную думу в РФ они образовали «Общественный блок», в которой вошли: кумыкское народное движение «Тенглик», «Межрегиональное общество ногайского народа», «Берлик», «Кизлярский круг Терского казачьего войска», Славянское общественное движение «Россия». Основная задача нового блока заключалась в объединении усилий предвыборной компании. Была определена единая команда кандидатов, которые вошли: С.
Алиев - председатель КНД «Тенглик», выдвинутую блоком «совет федерации» И. Заргишиев - депутат бывшего ВС РФ и Ю. Кульчик, в Государственную Думу.
Кандидатура И. Умаханова в государственную думу РФ в 1995 году была поддержана народным фронтом имени Шамиля и даргинским народным движением «Цогели».
Национальные движения стали фактом политической жизни Дагестана и во многом заполнили ниши, в обществе которые должны были быть заняты организациями гражданского общества и политическими партиями. Более того, в условиях ослабления и паралича власти отдельные лидеры этих движений и криминальные авторитеты брали на себя функции параллельного правосудия. Возникала угроза, что всякий конфликт (хозяйственный или бытовой) могли перевести на межнациональную почву [2, с.17].
Руководители национальных движений осознанно или неосознанно своими действиями обостряли межнациональные отношения в республике. Нередко они использовали существующие проблемы для достижения целей политического характера, прежде всего для обеспечения доступа к властным рычагам. Так, в свое интервью в газете «Дагестанская Правда» в 1997 году лидер Лакского народного движения «Кази-Кумух» заявил: «В Дагестане существует ряд проблем, которые оптимально разрешаются именно силами национальных движений. Официальная власть не предпринимает адекватных мер для решения проблемы переселения Новолака и единственная структура пытающееся сегодня защитить интересы переселенцев - это лакское народное движение» [4, с.4].
Руководство Дагестана самого начала возникновения национальных движений вело политику установления с ними диалога, привлекало их лидеров к разработке решений, имеющих важнейшее экономическое, политическое и социально-культурное значение. Например, при разработке новой Конституции Дагестана на всех этапах многие из лидеров национальных движений являлись членами конституционной комиссии и ее рабочей группы. Они же привлекались и подготовке и принимали активное участие в проведении 1992 году съезда народов Дагестана, ставшего событием огромного политического
192значения в истории народов республики, оказавшего сильное влияние на стабилизацию общественно - политической обстановки республике в тот период [1, с.11]. Однако, признавая, что взятый руководством республики курс на сотрудничество, а не на конфронтацию с национальными движениями, хоть и послужили во многом фактором, стабилизирующих обстановку в Дагестане все же нельзя считать оправданной политику привлечения отдельных лидеров и активистов национальных движений, отличившихся своими националистическими взглядами, в органы государственной власти и управления республики назначений их на руководящие должности поскольку это расширяло их возможности проведения именно угодной им политической линии.
Позиция властных структур республики хоть и была направлена не на конфронтацию, а на сотрудничество с национальными движениями, однако деятельность ряда национальных движений носило характер противостояния власти, что негативно отражалось на общественно-политической жизни республики в целом. Такая политика национальных движений не имела перспектив и поддержки со стороны народа, который был заинтересован в стабилизации и обеспечении единства республики.
Особенностью общественно-политического развития Дагестана в 90-е годы являлось то обстоятельство, что в период обострения политической обстановки роль и значение национальных движений резко усиливались, политические партии и объединения нередко отходили на второй план.
Являясь разнородными политическими образованиями, национальные движения отражают весь спектр политических отношений и противоречий, проявляющихся в Дагестанском обществе. В их деятельности наряду с позитивной, в ряде случаев проявлялись радикалистские, экстремистские тенденции, способные, в конечном счете, вызвать угрозу территориальному единству и национальному миру в республике [5, с.625].
На сегодняшний день ни одно национальное движение не прошло перерегистрацию в главном Управлении регистрационной службы РФ по РД. Не проявляется активность с их стороны в общественно - политической жизни Дагестана.
Литература:
1. Алиев М.Г. Программа решения проблем национальных отношений в республике Дагестан // Возрождение.- 1994.- №1.
2. Амиров С.Д. Особенности разрешения этно-конфессиональных конфликтов в Дагестане и многоэтнические сообщества в условиях трансформаций опыт Дагестана. - М., 2005.
3. «Дагестанская правда», 1992 г. 18 ноября.
4. «Дагестанская Правда». 1997 г. 18 августа
5. История Дагестана с древнейших времен до наших дней в 2-томах. -Т.2.-Махачкала, 2005.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ДАГЕСТАНА В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА:

  1. МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  2. Николашина Елена Витальевна ПОДРОСТОК XXI ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К МИГРАНТАМ (КУЛЬТУРНАЯ ДИСТАНЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ)
  3. НИКИФОРОВА Л.Ю., СОЛОВЬЁВА М.А. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ
  4. ТЕРМИН «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ФРАНЦИИ И РОССИИ
  5. ВСТРЕЧИ С Л.М. ВЕККЕРОМ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЕГО ЖИЗНИ (ГЕРМАНИЯ И РОССИЯ)
  6. Российская психология труда в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы
  7. ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ С.Л. РУБИНШТЕЙНА В ИДЕЙНОЙ БОРЬБЕ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (20-е - 30-е годы)
  8. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗАХ.
  9. НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  10. Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ПОЛИТИКИ
  11. Амортизация в общественной жизни
  12. ГЛАВА 9. ЛОЖЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ