РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Современные реалии таковы, что преподаватель высшей школы, по существу, участвует сегодня в создании принципиально новой дидактической модели обучения на основе информационных технологий по схеме «преподаватель - ЭВМ - студент» [3].
Качественно меняется характер его труда. Преподавателю необходимо решать целый ряд новых взаимосвязанных задач:
- проектировать и конструировать модель учебной дисциплины в контексте информационных технологий;
- разрабатывать компактный и понятный для студентов дидактический учебно-методический комплекс учебной дисциплины;
- разрабатывать учебные пособия, педагогические тесты, тестовые контрольные задания для организации промежуточного, итогового контроля знаний и самоконтроля студентов;
- постоянно заниматься педагогической импровизацией - нахождением неожиданных решений в ходе учебного процесса, их воплощением с применением информационных технологий.
Показателем креативности (от англ. creativity - творчество), преподавателя становится уровень его информационной культуры. Творчество в узком смысле - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее и имеющее общественно-историческую ценность. Человек, занимающийся творчеством, раскрывает свои творческие возможности, которые и называются креативностью. Они могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризующих личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Применительно к личности преподавателя вуза важно рассмотреть именно эту сторону проблемы.
Попытки определить креативность посредством познавательных переменных связаны с именем Дж. Гилфорда, который выделили конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышления, а также 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. К ним отнесены: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотез, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность и др.
Продуктом при реализации творческих возможностей преподавателя могут быть его разные произведения:
- учебное пособие, практическое руководство, сборник тестов и упражнений, учебный комплект, практикум и т.п.
- методическая находка - новое выполнение известной дидактически необходимой операции;
- методическое усовершенствование - применение известных средств обучения с разработкой для них новых дидактических материалов;
- методическое обобщение - разработка частной методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
- дидактическое обобщение - классификация методов обучения по источникам информации;
- теоретическое обобщение - подведение под известную теорию новых процессов;
- новая теория - создание новой концепции на основании предшествующего опыта и взглядов исследователей;
- педагогическое усовершенствование - обоснование нового содержания образования;
- педагогическое открытие - разработка новой системы обучения [4].
Н. Бехтерева - академик, научный руководитель Института мозга человека РАН, выступая на открытии Всемирного конгресса психологов, обратила внимание участников на проблему креативности и её связи с продолжением жизни [2]. Она была уверена, что интеллектуальные сверхзадачи могут не только преодолеть физические недуги, но и значительно продлить жизнь. Творческий потенциал мозга можно не только увеличить, но и восстановить, если человек ставит перед собой творческую сверхзадачу. Запуск системы «мысль - мозг - организм» действует следующим образом: сверхзадача будит мысль, мысль развивается, обрастает деталями, мозговой творческий потенциал активируется и постепенно думать становится легко и приятно, мысль «обрастает» не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией.
Мозг при этом тоже активируется, оказывая позитивное воздействие на себя и на весь организм. При этом в мозгу - и одномоментно, и последовательно - вовлекается в работу все большее количество нервных структур. Уже простейшие модельные творческие задачи вызывают дополнительную активацию большого количества зон мозга, а что касается сверхзадач - вероятно, огромного. Это отличает их от нетворческих задач, решение которых может происходить и при использовании стереотипа. Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти, поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности. В то же время они влияют и на физические процессы, обеспечивающие важные функции организма: эмоции, регуляцию автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и др. В докладе отмечается, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозгу, организме и приводит к статистически оправданной, удивительной ситуации, когда «умные живут дольше». Оживает мозг, оживает и организм.
Никак не отрицая пользы и необходимости физических нагрузок и правильного питания, академик Бехтерева настаивала на целесообразности направленной активации творческой деятельности мозга.
Преподаватель вуза в системе образования - удивительный человек, которого всегда отличают широта интересов, коммуникативные умения, самообладание при общении, осознание своей роли профессионального наставника, поэтому перечень требований к нему чрезвычайно огромен. Основное содержание его деятельности составляет выполнение сразу нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей, исследовательской (научной). Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, стремительно быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство, пропадает творческий настрой, «размывается» творческая индивидуальность.
Инновационные тенденции, характерные для современного образования, затрагивают не только процесс образования, но и контрольно-оценочную систему, выдвигая повышенные требования к её эффективности [1]. Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо:
- минимизировать субъективизм в итоговом контроле и перейти к расширенному использованию стандартизированных тестов;
- отказаться от преимущественной ориентации контроля на оценку результатов заучивания, деятельности по образцу, алгоритмических знаний и перейти к инновационным измерителям, обеспечивающим оценку компетентно- стей, способностей к творческой и практической деятельности;
- заменить привычную ориентацию на «среднего ученика» индивидуализированными методами коррекции учебной деятельности в процессе текущего контроля, систематически использовать входной контроль.
Вместо прежнего приоритета фактологии и алгоритмических умений на первое место вышли умения применять знания в нестандартных или практических ситуациях. И здесь весьма уместно высказывание Боуви о том, что немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления. И сейчас основная задача преподавателя перевести передачу знаний с уровня простого информирования на уровень управления познавательной деятельностью студентов и организации их самостоятельной работы.
Литература
1. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. - 3-е изд., стер.
- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 224 с.
2. Кокурина Е. Умный пойдет в гору / Е. Кокурина // Российская газета, 2008. 17 сентября.
3. Митин А. М. Основы педагогической психологии высшей школы: учебное пособие.
- М.: Проспект; Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2010. - 192 с.
4. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.
<< | >>
Источник: Российский государственный профессионально-педагогический университет. АКМЕОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2011

Еще по теме РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ:

  1. Р. З. Сабанчиева ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  3. О. О. Жебровская АНДРАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРОГРАММЫ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
  4. Кагермазова Л. Ц. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  5. Р.З. Сабанчиева ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
  6. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  7. Зарипова Лина Зефаровна ПОЗНАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНОЙ И ЕСТЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
  8. САМООБРАЗОВАНИЕ - ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  9. Ф. Р. Малюкова ДЕФЕКТЫ ВНИМАНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  10. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  11. А. С. Марков НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ
  12. ЕЛМАНОВА В.К., КАНДАУРОВ И.Н., КАНДАУРОВА М.Н. Н.И. ЛОБАЧЕВСКИЙ КАК ОРГАНИЗАТОР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  13. Ф. Р. Малюкова, Е. А. Зяблецева ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  14. ТУССИНА А.М. АДАПТАЦИЯ ТЕСТА ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  15. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
  16. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
  17. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
  18. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Б. Г. АНАНЬЕВА
  19. ГЛАВА ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Б. Г. АНАНЬЕВА И ЗАМЫСЛА КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА
  20. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ИНЫХ КУЛЬТУР У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ