СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Кирилюк О.М., Россия, г. Санкт-Петербург
Одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире в последние десятилетия стала тема толерантности. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разных проблем, связанных с отношениями людей [1].
Определение и понимание самого феномена «толерантности» приобретает особый смысл как необходимый исходный момент в планировании и развертывании деятельности гражданского общества по укоренению его основных принципов. Известно, что в своем историческом развитии общество выступало сложноорганизованным, многохарактерным и многоструктурным организмом, включающим разные этносы, политические и социокультурные образования. При этом отношения между ними обусловливались, с одной стороны, различными притязаниями, вызывающими конфликты, войны, а с другой - меняющимися потребностями в сближении, объединении.
Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolero - «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания или переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance - где наряду с терпимостью он означает также «допускать». Сравнительное сопоставление обоих значений показывает, что с помощью этого термина выражается идея меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление.
Глагол «терпеть» в XIX в. насчитывал множество лексем [4] и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. [9]. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость» [16]. В «Словаре иностранных слов и выражений» понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо» [13].
Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое словарем иностранных слов: «Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей» [6]. Однако, мальтийский исследователь К. Уэйн приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат» [17, с. 15]. Этой трактовке близка позиция Б.З. Вульфова, который под толерантностью понимает «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа социального, у каждой общности, неизменно «соприкасающейся» с другими общностями» [8, с. 12].
Для полинационального и многоконфессионального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости - представители конкретных этносов и конфессий, этносы и религии в целом.
В «Политической энциклопедии» находим следующее пояснение: «Толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество» [12]. Т.е.
57толерантность - категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих - при отсутствии собственных личных - ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентации за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. Так, в понятие толерантности закладывается подтекст обогащения новым и иным культурным достоянием, социальным опытом. Своеобразие данного определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня.
В психологической литературе определение толерантности несет несколько иную смысловую нагрузку. Рассматривая психологическую трактовку данного понятия, следует отметить, что в «Большом толковом психологическом словаре» толерантность определяется неоднозначно: во-первых, как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей другого»; во-вторых, как «способность выносить стресс без серьезного вреда» [5]. Таким образом, этимологическое значение толерантности заключается в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, собственному раздражению поведением другого индивида.
Также о двух трактовках данного термина в психологии упоминает И.Б. Гриншпун: 1) как обозначения индивидуального свойства (стабильного либо ситуативного), заключающегося в способности к сохранению саморегуляции при фрустрирующих (реально или потенциально) воздействиях среды; 2) как обозначения способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости в относительной независимости от действий другого. В первом случае акцент делается на способность к самосохранению, во втором - на готовность к взаимодействию [15, с. 33].
О.А. Грива рассматривает толерантность как «психоэмоциональную устойчивость личности и ее терпимое отношение к другим в различных планах: личностном, тендерном, культурном, этническом, конфессиональном» [15, с. 247].
Ко многим ранее описанным определениям близка современная философская трактовка понятия толерантности. В «Философском энциклопедическом словаре» оно определяется как «терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп и их представителям». Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции, выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения» [18].
Данной трактовке толерантности близко определение А.М. Байбакова: «Толерантность - это способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, на основе уверенности своих позиций, не избегающая конкуренции, в рамках универсальных прав и свобод личности, и при этом обеспечивающая устойчивость индивидуальности личности человека (т.е. не позволяет поступиться собственными принципами) и гармоничное развитие личности в социуме» [2, с. 3].
В.А. Лекторский - представитель философского направления, предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый - «толерантность как безразличие» - предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические убеждения и т.д.). Второй - «толерантность как невозможность взаимопонимания» - ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. «Толерантность как снисхождение» подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И, наконец, четвертое понимание толерантности - «как расширения собственного опыта и критического диалога». Каждая культура, ценностная и познавательная система не только вступает в борьбу с другой системой, но, так или иначе, пытается учесть опыт другой системы, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта. Это факт истории культуры и истории познания. Самые интересные идеи в истории науки возникали как раз при столкновении и взаимной критике разных концептуальных каркасов, разных интеллектуальных парадигм [11].
Как подчеркивает М.М.
Бахтин, диалогична уже сама природа сознания [3]. Каждый человек не только обладает самоидентичностью. Он может изменять, развивать эту самоидентичность, меняясь в существенных отношениях. Особенно остро эта проблема стоит сегодня, когда сложные процессы, происходящие в социальном и культурном мире, нередко вызывают кризис индивидуальной идентичности. Развитие идентичности возможно только на основе постоянной коммуникации с другими, диалога с иными точками зрения, позициями, возможности понять эти другие позиции и посмотреть на себя с иной точки зрения (Бахтин в этой связи развивает диалектику взаимоотношений «Я для себя», «Я для другого», «Другой для меня» и т.д.). Человек ведет диалог не только с другими, но и с самим собою, со своей историей, с непрозрачными пластами своей психики, меняясь в ходе этого диалога.
Что касается взаимоотношения разных культур, то и оно, в сущности, диалогично, согласно М.М. Бахтину, хотя степень этого диалогизма и тем более его осознания может быть весьма различна для разных культур и для разных стадий развития одной и той же культуры [3].
До недавних пор существовали такие культуры, которые, как казалось, жили практически в изоляции от всех других. Однако, М.М. Бахтин, считает, что любая культура существует не сама по себе, а во взаимодействии с другими, «на границе», как он выражается. Но то, что действовало как некий скрытый механизм развития культур, что не всегда осознавалось и не всегда было достаточно успешным, сегодня должно сознательно культивироваться, ибо сегодня цивилизация оказалась в такой ситуации, когда явно осознается недостаточность и односторонность того опыта отношений людей с природой и друг с другом, который был накоплен до сих пор, необходимость расширения этого опыта, что возможно лишь при взаимном учете опыта друг друга. Это, конечно, вовсе не означает, что чужой опыт просто некритически осваивается. Речь идет совсем о другом: о необходимости видеть в иной позиции, в другой системе ценностей, в чужой культуре не то, что враждебно моей собственной позиции, а то, что может помочь мне в решении проблем, которые являются не только моими собственными, но и проблемами других людей и других культур, других ценностных и интеллектуальных систем отсчета. В этом диалоге не только отдельные люди, но и культуры могут менять свою идентичность.
Сегодня мир стоит перед дилеммой: либо столкновение разных цивилизаций, либо налаживание между ними диалога, попыток взаимопонимания, взаимной критики, самокритики и взаимоизменения. В этом случае толерантность выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога [11].
Из перечисленных способов понимания толерантности лишь последний представляется, по мнению автора, плодотворным в современной ситуации. Так считает и P.P. Валитова: «.толерантность предполагает заинтересованное отношение к другому, желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно - иное, чем-то не похожее на собственное восприятие действительности» [7, с. 34].
По мнению О. Хеффе, толерантность предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур [19, с. 26].
Согласно определению, которое содержится в Декларации принципов толерантности, утверждённой в 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [10]. Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению и др.
Декларация была переведена на русский язык с английского как «Декларация принципов терпимости». Но понятие «терпимость» не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол «терпеть» имеет негативную окраску: терпение означает лишь внешнее сдерживание своего отношения («я его еле терплю»). Напротив, «толерантность» толкуется в Декларации как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» [10].
Многие исследователи (А.Г. Асмолов, НА. Асташова, P.P. Валитова, П.В. Степанов и др.) также уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому и предлагают рассматривать ее в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание, т.е. способность видеть в другом именно другого - носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, осознание его права быть другим; безусловно положительное отношение к такой непохожести; умение видеть другого «изнутри», способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого [1; 15; 7; 14].
Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпимости, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция для взаимопонимания между этносами, социальными группами, различными субъектами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды, иных взглядов, убеждений.
Резюмируя вышеизложенное, наиболее приемлемым представляется определение феномена «толерантность» как качества личности, представляющего интегративную характеристику познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов и определяющего активную нравственную позицию во взаимодействии с людьми, независимо от их культурной, социальной принадлежности, национальности, вероисповедания, образования, возраста, профессии, взглядов.
Литература:
1. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. - М.: Смысл, 1998. - 246 с.
2. Байбаков, А.М. Введение в педагогику толерантности: учеб. -метод. пос. для педагогов и студентов / А.М. Байбаков. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. - 12 с.
3. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: ежегодник. - М., 1986.Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
4. Большой толковый психологический словарь. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 559 с.
5. Большой толковый словарь иностранных слов. Т. 3. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 195 с.
6. Валитова, Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? / Р.Р. Валитова // Вестн. Моск. Университета. Сер.
7. Философия. - 1996. - № 1. - С. 33-37.
8. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - № 6. - С. 12-16.
9. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3 / В.И. Даль. - М.: Рус. Яз., 1998. - 556 с.
10. Декларация принципов толерантности. - Париж, 1995. - 12 с.
11. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 46-54.
12. Политическая энциклопедия. - М.: Мысль, 1997. - 496 с.
13. Словарь иностранных слов и выражений. - М.: Мысль, 1998. - 605 с.
14. Степанов, П.В. Толерантный человек: как его воспитать? / П.В. Степанов // Народное образование. - 2001. - № 6. - С. 152-156.
15. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч. -метод. статей. - М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та, 2002. - 368 с.
16. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Рус. словари, 1994. - 598 с.
17. Уэйн, К. Образование и толерантность / К. Уэйн // Высшее образование в Европе. - 1997. - № 2. - С. 1428.
18. Философский энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 1997. - 574 с.
19. Хеффе, О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире / О. Хеффе // Философские науки. - 1991. - № 12. - С. 16-28.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»:

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  3. Е. М. Семёнова СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГА
  4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА
  5. 6.1.1. Общее понятие о содержании и форме
  6. 1. Психологическое содержание понятия «инновация»
  7. Содержание понятия конфликта в обыденном сознании
  8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  9. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
  10. ПЕСЕГОВА Н.М. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» У ПЕДАГОГОВ
  11. Юмкина Е.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «УКЛАД СЕМЬИ»