СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Тихомирова И.Е., Россия, г. Вологда
Проблема формирования толерантности является одной из ключевых проблем в современном мире. Этот вопрос стоит довольно остро и решается на различных уровнях и во многих странах.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор.
Бетти Э. Риэрдон считает, что «толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной, для реализации прав человека и достижения мира» [3 с. 13]. Фредерико Майора (Генерального директора Юнеско в 1987-1999 гг) в своем обращении к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мэрам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям призывает воспитывать и учить молодое поколение «быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре», учить их «основам человеческого общежития», учить тому, насколько важно «отказаться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов», воспитывать «альтруизм, открытость и уважение к другим», прививать им «способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность» [3, с. 3].
Можно говорить о многозначности и разнообразии определений слова «толерантность» в разных культурах, на разных языках. Так, по-испански «tolerancia» означает «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения» (Diccionario planeta de la lengua espacola usual); по-французски «tolrance» - это «отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам» (Le Petit Robert dictionary); по-английски «tolerate» - значит «допускать, разрешать, представлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их, признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации» (Concise Oxford Dictionary of Current English); по-китайски «kuan rong» - «позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным»; по-арабски «tasamul» - «прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»; по-русски «толерантность, терпимость» - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому- либо» [6, с.23].
Необходимо заметить, что в каждом из этих определений делаются различные акценты, обнаруживается различие культур, исторического опыта. В то же время, они подтверждают наличие многообразия, которому в условиях современного мира придаётся существенное значение.
Латинский термин «tolerantia» означал «пассивное терпение, добровольное перенесение страданий, боли, зла. В XVI веке к его содержанию добавляются значения «позволение», «сдержанность». С XVII века толерантность трактуется как уступка в вопросе о религиозной свободе, веротерпимости» [8, с. 591].
79В словаре философских терминов подчёркивается различие между толерантностью и терпимостью. «Толерантность не сводится к простой терпимости. Терпимость подчёркивает способ отношения к неприятным или неприемлемым объектам - снисходительное их допущение или вынужденное терпение без применения насилия. За такой внешней формой поведения зачастую скрывается внутренняя враждебность и незнание другого. В отличие от терпимости толерантность подразумевает право личности на сохранение её автономии. Как качество личности толерантность предполагает настроенность на паритетный диалог, на познание нового, «чужого», а также не исключает возможности изменения системы взглядов и представлений индивида» [8, с. 590].
В философском энциклопедическом словаре даётся следующее определение толерантности: «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций. Признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [9, с.457].
С психологической точки зрения толерантность - это нравственно-психологическое качество. Оно выступает «существенным субъективным фактором, способствующим надёжности конвенциальных взаимодействий. Оно является цивилизованной формой психологического, социально-поведенческого, морального реагирования субъектов на несовпадение интересов и различие позиций сторон договорных отношений» [2, с.216].
Специалисты в области психологии подчёркивают, что толерантность особенно важна в тех условиях, где крупная общность является по своим этническим, национальным, религиозным, социокультурным признакам сверхсложной, полиморфной системой, внутри которой представители различных групп имеют много общих проблем, сходных интересов и поэтому постоянно вынуждены взаимодействовать для решения совместных задач.
«Толерантность в качестве цивилизующего, психосоциального фактора способствует тому, что межсубъектные, межгрупповые разногласия не оказывают непоправимого дестабилизирующего, деструктивного воздействия на систему межсубъектных коммуникаций.
Направленная своим ценностным вектором против любых форм нетерпимости, негативизма, ксенофобии, толерантность не тождественна социальной инертности и холодному равнодушию. В ней сосредоточена значительная социокультурная, психоморальная энергия, обеспечивающая тактику поиска общих точек соприкосновения, стратегию выработки единой ситуационной платформы для самых разных позиций. В качестве мировоззренческого и коммуникативного средства она позволяет субъектам видеть не только пропасть разъединяющих их обстоятельств и факторов, но и «мост» связующих начал, общих интересов, способных соединить стороны. Если же такой «мост» отсутствует, стороны, руководствующиеся принципом толерантности, имеют возможность навести его. Используя для этого резервы своей нравственно-психологической культуры и конструктивную изобретательность своего социального мышления» [2, с.216].
С медицинской, биологической точки зрения толерантность означает «полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности, т.е. потеря (или снижение) организмом животного или человека способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение; а также способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда» [7, с.671].
В толковом словаре русского языка толерантный значит «терпимый к чужому мнению, поведению» [5, с.640].
В 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности. Согласно этому документу, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии» [4, с.91].
А.Г. Асмолов считает толерантность очень важной характеристикой людей, которые пытаются понять друг друга. «Толерантность - это не смерть различий, это поддержка и понимание различий» [1, с.63].
Каждое из этих определение выражает сущность толерантности: требование уважать право других быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда. Общим в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода как единого и взаимозависимого. Другими словами толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания всего человечества.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001. №24. С.61-63.
2. Бачинин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 272 с.
3. Бетти Э. Риэрдон Толерантность - дорога к миру. - М.: Изд-во «Бонфи», 2001. - 301 с.
4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - 152 c.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Проф. Л.И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2010. - 736 с.
6. Рянжина М.Н. Толерантность как феномен культуры, социальной действительности и воспитания // Среднее профессиональное образование: Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. 2011. №3. С.23-25.
7. Словарь иностранных слов: 21 000 слов / ред. В.В. Бурцева, ред. Н.М. Семёнова. - 5-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз. - Медиа: Дрофа, 2008. - 817 с.
8. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 731 с.
9. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М. 2009. - 570 с.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ:

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  3. Е. М. Семёнова СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГА
  4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА
  5. 6.1.1. Общее понятие о содержании и форме
  6. 1. Психологическое содержание понятия «инновация»
  7. Содержание понятия конфликта в обыденном сознании
  8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  9. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
  10. ПЕСЕГОВА Н.М. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» У ПЕДАГОГОВ