СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕЛИГИОЗНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ

Панкратова Т.М., Россия, г. Ярославль
В настоящее время не вызывает споров утверждение, что основная закономерность, определяющая природу индивида, его место в обществе, состоит в том, что он является продуктом всей конкретно- исторической системы социальной жизнедеятельности людей, специфически человеческих форм социальной активности.
Именно с этих позиций можно определить роль религии в развитии социально- психологических характеристик личности, составляющих одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом.
Несмотря на достаточную разработанность и разнообразие подходов к проблеме социально - психологических особенностей личности, недостаточно изученным остается вопрос взаимосвязи характеристик личности с ее религиозным мировоззрением. Религиозная идентичность личности рассматривалась нами как социально-психологический феномен, определяющий мировоззрение человека и проявляющийся в его моральном, нравственном развитии и поведении.
Под религиозной идентичностью личности понимается аспект самосознания, определяющий не только когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферу личности, но и существенным образом влияющий на поведение человека в реальных ситуациях межличностных отношений и взаимодействий. В основе религиозной идентичности лежит усвоение морали и нравственности. Термин «религиозная вовлеченность» подразумевает поведенческий аспект религиозной идентичности личности и понимается нами не только как степень принятия религиозных норм и ценностей, но и соблюдение требований религиозных обычаев и ритуалов, включая множественные проявления религиозной жизни личности (поведение согласно заповедям, чтение религиозной литературы, посещение храмов, соблюдение постов, совершение молитв и т.д.).Проблема взаимосвязи социально-психологических характеристик у студентов с разным уровнем религиозной вовлеченности стала предметом эмпирического исследования, проведенного под нашим руководством О.И Миговичем [4]. В исследовании принимали участие 60 юношей 20-22 лет, из них 30 студентов факультетов психологии и биологии ЯрГУ им П.Г. Демидова; экономического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и 30 студентов Ярославской духовная семинарии.
Гипотезы исследования были сформулированы следующим образом:
1. Социально-психологические характеристики (социальная эмпатия, социальная изолированность) личности связаны со степенью религиозной вовлеченности человека, поскольку являются отражением его мировоззренческих и ценностных установок.
2. Установка, направленная на альтруизм, в большей степени характерна для студентов духовной семинарии, чем для студентов светских вузов.
Использованные методы: стандартизованный опрос, анкетирование, методика диагностики социальной эмпатии, методика диагностики личностной установки «альтруизм — эгоизм», экспресс - диагностика уровня социальной изолированности личности, методика определения социальной фрустрированности личности.
Первым этапом исследования было анкетирование испытуемых, с целью выявить степень религиозной вовлеченности личности. На втором этапе испытуемым предлагались стандартизированные методики.
Данные, полученные по методике диагностики социальной эмпатии, свидетельствуют о наличии различий у разных выборок испытуемых. Так уровень социальной эмпатии у выборки семинаристов значимо выше, чем у выборки студентов светских вузов. Полученный эмпирический показатель различий T составляет 3,7 и находится в зоне значимости при р =0,01. Этот результат объясняется тем, что в структуре мировоззрения семинаристов преобладают христианские ценности, основанные на любви и заботе к людям. В основе христианской этики лежит центральное понятие - любовь, любовь к человеку, природе, жизни, Богу. Поэтому способность к сопереживанию, неравнодушному отношению к ближним, а также характер традиций, которым следуют семинаристы, а именно обычаи совместного проведения молитвенных Богослужений, праздников - все это формирует особую чувствительность к социальному окружению и выражается в социально-психологических характеристиках личности. Как отмечает Бондырева С.К., «обычай может обретать ритуальный характер (т.е превращаться в ритуал) путем закрепления особо строгого порядка действий и придания значимости самому этому порядку» [1, с. 66], а сам ритуал является фактором сплочения сообщества.
Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия). Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае. По мнению Т. П. Гавриловой и других психологов, эмпатия может проявляться в двух формах — сопереживания и сочувствия. Сопереживание — это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой человек. Сочувствие — это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т.п.). Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами, второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие. Однако Л. П. Калининский с соавторами считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего «Я» во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие — личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения [3].
Данные, полученные по шкале «альтруизм-эгоизм», свидетельствуют о том, что обе группы испытуемых демонстрируют установку, направленную на эгоизм. Вместе с тем, в группе семинаристов 8 человек демонстрирует показатели, равные 11 баллам и выше, в то время как в группе студентов таких испытуемых всего 4 человека, то есть вдвое меньше.
Это свидетельствует о том, что людей с установкой, направленной на альтруизм, в группе семинаристов больше. Это может быть интерпретировано как отражение ценностных ориентиров людей с развитой религиозной идентичностью. Духовность человека связана с деланием добра. «Люби ближнего, жертвуй собой ради этой любви», - таков духовный закон. Духовность человек принимает от своего народа, закрытой малой группы. Следовательно, у духовного человека проявляется более высокая степень развития установки, направленной на альтруизм. Однако в современном обществе, по мере его развития, происходят очень противоречивые процессы. Общество может позволить в определенной мере проявляться эгоизму индивида, общество в большей мере индивидуализируется, о чем и свидетельствуют данные нашего исследования - обе группы испытуемых проявляют установку к эгоизму, причем у студентов (носителей светской этики и морали) она проявляется в большей мере, чем у семинаристов.
Следующим этапом нашего исследования было изучение социальной изолированности испытуемых. Экспресс - диагностика уровня социальной изолированности личности показала, что все испытуемые демонстрируют средние значения уровня социальной изолированности. Вместе с тем, уровень социальной изолированности семинаристов значимо выше, чем у студентов светских вузов. Несмотря на то, что значения уровня социальной изолированности значимо различаются у групп испытуемых, они находятся в
диапазоне средних значений, но в группе семинаристов есть сдвиг в сторону высокого уровня. Мы объясняем это тем, что семинаристы испытывают некоторую обособленность от социума ввиду того, что в сознании российского населения долгое время религия и церковь воспринимались изолированными от общественной жизни. Изоляция в социальной психологии предусматривает вынужденное длительное пребывание человека в условиях ограниченного социально-коммуникативного пространства или даже отсутствия социальных контактов. Постоянно общаясь с одними и теми же самыми людьми, индивид характеризуется бедностью перцептивных, коммуникативных и интерактивных действий. В то же время в отношениях могут проявляться эмоциональное напряжение, неадекватность восприятия, снижение толерантности к «значимому» окружению, конфликты и др. Возможно, эти явления нашли свое отражение в выборке семинаристов.
Заключительным этапом исследования было изучение социальной фрустрированности личности. Социальная фрустрированность - вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Социальная фрустрированность передает в себе эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. С помощью экспресс - диагностики уровня социальной фрустрированности было выявлено, что студенты как социальная группа, независимо от профиля обучения, обладают одинаковым уровнем социальной фрустрированности. У обеих групп был зафиксирован неопределенный уровень социальной фрустрированности, равный значению 2.1.
Эти данные согласуются с результатами, поученными Т.П. Емельяновой, согласно которым наиболее фрустрированы группы безработных и пенсионеров, наименее - группа студентов. [2]
Проведенное нами эмпирическое исследование социально-психологических характеристик студентов светских вузов и духовной семинарии показало, что есть значимые различия в социально-психологических характеристиках представителей этих выборок.
В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты:
• Уровень социальной эмпатии у семинаристов значимо выше, чем у студентов светских вузов.
• Обе группы испытуемых демонстрируют установку, направленную на эгоизм. Вместе с тем, в группе семинаристов 8 человек демонстрирует показатели, равные 11 баллам и выше, в то время как в группе студентов таких испытуемых всего 4 человека, то есть вдвое меньше. Это свидетельствует о том, что людей с установкой, направленной на альтруизм, в группе семинаристов больше. Это может быть интерпретировано как отражение ценностных ориентиров людей с развитой религиозной идентичностью.
• Несмотря на то, что значения уровня социальной изолированности значимо различаются у групп испытуемых, они находятся в диапазоне средних значений, но в группе семинаристов есть сдвиг в сторону высокого уровня. Мы объясняем это тем, что семинаристы испытывают некоторую обособленность от социума ввиду того, что в сознании российского населения долгое время религия и церковь воспринимались изолированными от общественной жизни.
• Уровень социальной фрустрированности у семинаристов и студентов светских вузов незначителен, что согласуется с данными, полученными в исследованиях Т.П. Емельяновой [2].
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Социальная эмпатия и социальная изолированность как социально-психологические характеристики личности связаны со степенью ее религиозной вовлеченности. Значения этих показателей у семинаристов значимо отличаются от показателей студентов светских вузов.
2. Установка, направленная на эгоизм, является характерной отличительной чертой студенческой молодежи, независимо от профиля обучения, несмотря на то, что среди семинаристов людей с установкой, направленной на альтруизм, больше, чем в группе студентов светских вузов.
Литература:
1. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества/ С.К. Бондырева, Д.В. Колесов: Учебное пособие. - М.: Изд-во МПСИ, 2004.
2. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва - 2006.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2007.
4. Мигович О.И «Социально-психологические характеристики индивидов с разным уровнем религиозной вовлеченности». Дипломная работа, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Ярославль. 2011.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕЛИГИОЗНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ:

  1. Сизова Д.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМПАТИИ
  2. Щербинина Дарья Александровна ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТИРОВАННОСТИ
  3. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я» СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
  4. Селиванова Е. А. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИВНОСТИ
  5. Скородумов А.А. О СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АДЕПТОВ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  6. Давыдова Т.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИЧНОСТЬ В СВЯЗИ С УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТА
  7. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
  8. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТНОСТИ
  9. К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УНИВЕРСИТЕТА
  10. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
  11. Н.Е. Лысенко, Д.М. Давыдов ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИИ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОТИЦИЗМА
  12. Рябикина Ирина Вячеславовна ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ
  13. Сальникова Екатерина Викторовна, Рубцова Наталья Николаевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ