СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНДИКАТОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О ТОЛЕРАНТНОСТИ

Выгинная Е.А., Россия, г. Волгоград
Термин «толерантность» используется во многих гуманитарных науках о человеке: медицине, социологии, философии. А. Г. Асмолов отмечает, что в русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость.
«Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А обыденное слово "терпимость", означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". Слово "терпимость" часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью "подставить вторую щеку". Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым» [1, с. 7].
В содержании понятия «толерантность» выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой - с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением.
М. Мириманова в своей статье «Толерантность как проблема воспитания» отмечает, что толерантность - понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. «Толерантность в нашем понимании - это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой - ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках» [2].
Развивая это положение, Г. Солдатова обращает особое внимание на то, что толерантность - это не только терпимость как бездействие, отсутствие отрицательных реакций, но и активный процесс формирования установки на принятие другого. Автор предполагает развивать в процессе воспитание такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность. «Она предполагает позитивную направленность личности, креативность и развитие способности контролировать свои поступки в отношениях между людьми в соответствии с формулой: понимание и принятие, плюс сотрудничество, плюс дух партнерства» [3].
Современная Россия - страна многонациональная, поликонфессиональная и мультикультурная. В таких условиях развитие толерантности необходимо для сохранения единства страны. Но, необходимо учитывать и тот факт, что развитие личности молодых людей 20 - 30 лет происходило в условиях «ломки» идеологии, с одной стороны, и появления Интернета - технологий с доступом к неограниченному объему информации - c другой. Интернет - это неограниченный поток мнений, взглядов, интересов, отношение к которым молодежь формирует чаще всего без опоры на родительский опыт. поэтому возникает необходимость формирования толерантных установок как основы активной жизненной позиции молодых людей.
Исследование толерантности у молодежи проводилось в двух направлениях: первое - опрос молодых людей с целью выяснить, является ли толерантность в их представлении активным или пассивным явлением; второе - проведение контент-анализа употребления слова «толерантность» в социальных сетях, как фактора, определяющего формирование установок у молодых людей.
Нами был проведен опрос 36 респондентов в возрасте от 20 до 30 лет, имеющих или получающих высшее образование, жителей Волгограда и Волгоградской области, 11 % выборки - не относятся к титульной нации, соотношение гуманитарного профиля и технического профилей обучения респондентов - 50 и 50%.
Респондентам было предложено ответить в свободной форме на следующие вопросы:
1. Что Вы понимаете под термином «толерантность»?
2. Как Вы представляете себе толерантного человека?
3. Считаете ли Вы себя толерантным человеком?
4. Важна ли толерантность в современном обществе?
5. Можно ли воспитать толерантность и каким образом?
Несмотря на небольшой объем выборки, можно выделить несколько тенденций.
Чем старше возраст респондента, тем негативней он отзывается о явлении толерантности в целом. Если студенты 20 лет в целом положительно характеризуют толерантность и говорят о её необходимости, то респонденты 25 - 30 лет дают более негативную оценку. Например, мужчина 27 лет пишет: «Толерантность - по сути того, что происходит сейчас, это способность "с пониманием" относиться к тому, что гость ходит в твоей квартире, по твоему ковру в грязных сапогах, потому, что он привык так делать дома. Для России в целом и для русских в частности, как для государствообразующего народа, нет ничего более разрушительного, чем толерантность. Выжигать любые ее следы, и воспитывать в детях гордость за прошлое своего народа и уравновешенное отношение к другим, и не нужно будет никакой толерантности». Здесь мы, скорее всего, наблюдаем подмену понятий, но такая точка зрения и такое представление о толерантности, тем не менее, существуют.
Анализ ответов позволяет выделить разные виды толерантности в представлениях респондентов: 80% респондентов упоминают о терпимости в целом, к образу жизни и поведению, 71% - говорят об этнической толерантности, 44% - религиозной, 10% - о толерантности к сексуальным меньшинствам, 7% - о толерантности к молодежным субкультурам. На наш взгляд, такое распределение акцентов скорее является отражением государственной пропаганды толерантности, чем интересов и потребностей молодых людей.
Результаты опроса следующие:
1. 48% респондентов утверждает, что толерантность - это терпимое или спокойное отношение человека к чем-либо отличающимся от него людям, 35% пишет об уважении взглядов и образа жизни другого, и лишь 27% настаивает на принятии человека таким, какой он есть.
На наш взгляд, в этих определениях лежат кардинально разные психологические установки. Терпимость - нейтральные отношения на уровне «субъект - объект», как выразился один респондент, «живет и мне не мешает». Уважение - это уже восприятие уважаемого как личности, а принятие - взаимодействие на уровне «субъект - субъект», поскольку в этом случае необратимы изменения в личности человека, который решился принять иного.
2. 51% респондентов утверждает, что толерантный человек - это человек, обладающий толерантностью, терпимый, но остальные 49% обращают внимание на личностные качества: дружелюбие, возможность жить в мире, «не орать», сдержанность. Одна из респондеток отметила, что толерантный человек «гармоничный и смиренный». Еще одна утверждает, что для толерантного человека характерны высокий уровень объективности и самооценки. В целом, многие ассоциируют толерантного человека скорее с отсутствием агрессивности, чем с наличием эмпатии и способности к принятию.
3. 75% опрошенных считают себя толерантными, 22% опрошенных считают себя толерантными «выборочно» (например, толерантны по отношению к гомосексуалистам, но расово интолерантны). Большая часть респондентов признает, что проявить толерантность получается не во всех жизненных ситуациях.
4. 91% опрошенных признает важность толерантности в условиях полиэтнического государства. Однако, 9% респондентов считают, что при достаточном уровне развития патриотизма толерантность не будет являться значимым качеством.
5. 100% респондентов уверены, что основы толерантности закладывается в семье. 25% отметили, что становлению этого качества способствуют младшие или старшие братья и сестры. 88% считают, что толерантность можно и нужно развивать путем самовоспитания, ассоциируя при этом её со сдержанностью.
В целом, данная выборка отмечала важность толерантности как явления.
На втором этапе исследования был использован контент-анализ материалов в Интернете.
В социальной сети Twitter, средний возраст участников которой составляет 20 - 29 лет, сообщений с хэштегом (темой) «толерантность» в период с 26 по 29 сентября насчитывается всего 105, что говорит о низкой степени актуальности и обсуждаемости этой проблемы среди российской молодежи. Более половины из них (70%) носит отрицательную оценку, например как «толерантность - новый пофигизм», «толерантность - вежливость для слабых».
Остальные употребления, как правило, нейтральны: «Устал я от своей толерантности», «Толерантность должна быть взаимной». Кроме того, многие блоггеры связывают толерантность в большей степени с принятием явления гомосексуальности. Надо учитывать, что пользователи социальной сети Twitter, в отличие от социальной сети Вконтакте, по статистике имеют более высокий уровень образования.
В социальной сети «Вконтакте», в которой зарегистрирован практически каждый россиянин в возрасте до 30 лет, есть более 4 тыс. групп, виртуальных объединений единомышленников, в названии которых присутствует слово толерантность. Более 70% самых крупных групп несут положительную оценку, среди них есть основанные в рамках правительственных программ по пропаганде толерантности. Однако, значительное число объединений, включающих себя до двух тысяч человек, несут в своем названии негативное отношение к толерантности.
Анализ видеороликов, посвященных проблеме толерантности, обнаруживает следующую картину: около 90% из них имеют названия плана «Не хочу быть толерастом», «Вот до чего доводит толерантность» и т.д. и т.п. Оставшаяся часть приходится на ролики социальной рекламы. При этом акцент делается на этнической толерантности.
Кроме того, в сети Интернет популярны комиксы нигативного содержания про таких персонажей, как «Мистер Толераст» и «Капитан Толерантность». Сама словоформа «толераст», укоренившаяся в молодежном сленге, указывает на пренебрежительное отношение к людям, обладающим таким личностным качеством.
Нужно отметить, что, проведенное исследование имеет пилотажный характер и полученные результаты требуют дополнительного анализа и проверки. Однако, учитывая количество пользователей социальных сетей и времени, которое молодежь тратит на пребывание в этих сетях, контент-анализ, на наш взгляд, может служить индикатором отношения к толерантности. В Санкт-Петербурге и Сыктывкаре принята муниципальная программа «Молодежь, толерантность и социальные сети»[4, 5], что подтверждает актуальность использования полученных подобным образом данных.
Обобщая сказанное, можно отметить, что в представлении молодежи толерантность скорее является проявлением пассивности, чем активности. Образ толерантного человека - спокойный, сдержанный, дружелюбный. Толерантность - не активный процесс принятия как результат межличностного
332взаимодействия, а отсутствие агрессии и порицания. Толерантность не воспринимается как результат процесса взаимодействия на субъект - субъектом уровне.
Литература:
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. [Текст] М., 2000.
Мириманова М.. Толерантность как проблема воспитания [Электронный ресурс] http://rl- online.ru/articles/2-02/91 .html
Солдатова Г. Практическая психология толерантности. [Электронный ресурс] http://www.tolz.ru/library/?id=425
Программа «Толерантность в социальных сетях» [Электронный ресурс] http://spbtolerance.ru/
«Управление культуры Сыктывкара добралось до молодёжи Вконтакте» [Электронный ресурс] http://avatarki.su/news/3009.htm
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНДИКАТОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О ТОЛЕРАНТНОСТИ:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УРАЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
  2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
  3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О ПЕРСПЕКТИВЕ БУДУЩЕГО
  4. ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У МОЛОДЕЖИ
  5. Смольянинова (Котельникова) Елена Федоровна ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К РАЗВОДУ КАК СОЦИАЛЬНОМУ ЯВЛЕНИЮ
  6. Хрулева М.Ю. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
  7. А. Ш. Гусейнов ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОТЕСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  8. ВЫРАЖЕННОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И МОЛОДЕЖИ
  9. Бызова В.М, Петухова А.Н. Установка толерантности в системе ценностей студенческой молодежи
  10. БЫЗОВА В.М, ПЕТУХОВА А.Н. УСТАНОВКА ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
  11. ШАЛАШОВА Е. О. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ
  12. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  13. РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  14. Лейбфрейд А.И. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  15. ЛЕЙБФРЕЙД А.И. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  16. Е.Б. Березина ПРИЧИНЫ СОМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ
  17. Лейбфрейд А.И. Идеальная и реальная семья в представлениях молодежи: поиск противоречий
  18. Красилова Е.С., Прокофьева Ю.А. Гендерный анализ представлений молодежи о старости
  19. КРАСИЛОВА Е.С., ПРОКОФЬЕВА Ю.А. ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СТАРОСТИ
  20. Исмаилова Айнура Низами кызы САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ «Я» СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «В КОНТАКТЕ»