СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

Почтарева Е.Ю., Россия, г. Екатеринбург
В современной России произошли и происходят процессы, принципиально изменившие положение в стране. Эти изменения произошли практически во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, бытовой, политической.
Проблема социокультурной компетентности личности актуализируется в связи с переходом России к гражданскому обществу, основным приоритетом которого является личностно-ориентированная направленность социокультурных процессов.
Культурные ориентиры общества основаны на гуманизации общественной жизни, устремлении к толерантности общественного и индивидуального сознания.
Понятие толерантности объемно и многоаспектно ввиду своей неоднозначности. Изучение феномена толерантности неслучайно носит междисциплинарный характер, поскольку социлкультурная динамика развития нашего общества ставит перед нами проблемы, решение которых возможно только лишь при всестороннем анализе актуальных социокультурных задач. В том числе важным является прикладной аспект изучения феномена толерантности, не на уровне идеологических лозунгов, призывов, а с практикоориентированной направленностью конкретики реалий повседневной деятельности людей в различных сферах, будь то семья, образование, производство, здравоохранение. Мы можем очертить проблемное поле в аспекте инструментализации феномена и явлений толерантности, а также способов воплощения себя как личности в толерантности - это определение объектов для толерантного отношения, уровней толерантности для индивида, группы и общества, т.е. вопросы предполагающие осуществление глубокого психологического анализа.
По утверждению Г.М.Солдатовой, толерантность - «интегральная характеристика индивида, определяющая способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром». [3, 84]
Социальная структура социума, культурные различия в нем задают определенный вектор формирования образа мира личности как устойчивой модели, описывающей общие черты и видения мира. На индивидуально-психологическом уровне субъективная вариативность образа мира основана на мировосприятии, чувственно-образной структуре психики. Мировосприятие мы можем определить как
совокупность образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми. Толерантность как качество личности в основе своей базируется на гуманистическом мировосприятии.
Противопоставляя толерантности интолерантность, мы можем сказать, что интолерантность включает в себя враждебное отношение к кому-либо в виде потенциальной готовности к совершению насилия (психологического, морального, физического). В свою очередь насилие определяется как поведение, которое имеет целенаправленные действия по достижению физического вреда или ущерба другому человеку. Психологическое, моральное насилие также может привести к нанесению физического вреда. Следовательно, интолерантное поведение заключается в субъективном враждебном отношении и нацеленности в нанесении другому человеку физических действий разрушающего характера.
В этой связи мы с необходимостью должны затронуть вопросы агрессии и агрессивного поведения. А.А.Реан и Я.Л.Коломинский обращают наше внимание на адаптивные и неадаптивные варианты агрессии и агрессивного поведения, подчеркивая, что ситуативные поведенческие проявления могут варьировать в зависимости от актуального окружения личности и необходимости релевантно на окружающую реальность реагировать. [2] В противном случае мы имеем дело с иррелевантными поведенческими проявлениями личности. В случае неадаптивной агрессии можно говорить о потенциально агрессивной интерпретации реальности как об устойчивой личностной особенности мировосприятия.
С этих позиций агрессивные проявления личности и гуманистическое мировосприятие не являются взаимоисключающими. Важной психологической задачей становится поиск психологического образования, которое по сути своей может интегрировать эти, на первый взгляд взаимоисключающие, явления. Мы утверждаем, что социокультурная компетентность к таким психологическим образованиям как раз и относится.
Социокультурная компетеность- это интегративное свойство личности, включающее в себя знаниевую и компетентностную обоснованность (прогностическую и рефлексивную) поведенческих актов на основе осознанно принятых решений.
Психологический смысл социокультурной компетености личности - способность к выражению себя в обществе в самом широком понимании, принимая одни ценности, отвергая другие, становясь носителем определенных общностей и формируя, таким образом, сое «Я».
Социокультурная компетентность - это важнейшая основа релевантности и успешности человека в поликультурном мире. Основными критериями оценки уровня социокультурной компетентности как в общении внутри своей группы, так и с представителями других групп, признаются соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность - достижение в процессе коммуникации желаемых результатов.
Достижение оптимального уровня социокультурной компетентности возможно через комплексное вовлечение всех сфер личности - интеллекта, мотивационных структур, поведенческих навыков и умений.
Поэтому оптимальный уровень социокультурной компетентности можно определить как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми, в том числе и с непохожими на него по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, расовым, социальным и мировоззренческим. Социокультурная компетентность предполагает успешное взаимодействие личности, как с членами собственной группы, так и с представителями других групп, непохожих по самым разным признакам.
Каждый создает репрезентацию (модель) мира, которой пользуется для построения собственного поведения; то, как мы воспринимаем этот мир, как ведем себя. Наше сознание все время совершает определенную работу, оценивая всю идущую из внешнего мира информацию. Причем, эта работа не всегда приводит к совершенствованию нашего мышления и восприятия мира. Сознание постоянно выбирает, усиливает или отбрасывает информацию, оставляя подтверждающую правильность своей точки зрения» и ослабляя несовпадающую с нашим мировосприятием.
Специфические для каждого из нас способы представления мира образуют комплекс интересов, привычек, симпатий и антипатий, правил поведения, отличая нас друг от друга, создавая индивидуальную модель мира каждого человека. Поведение людей становится понятным нам, если понять стратегию выбора, порождаемую моделями этих людей. И трудность заключается не в неверно сделанном выборе, а ограниченности этого выбора по субъективным и объективным причинам.
П.Бергер и Т.Лукман, утверждая, что общество существует как объективная и субъективная реальность, пишут: о том, что социальная структура общества - «это вся сумма типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия». [1, 59] По мнению П.А.Сорокина: «.за малым исключением, сознание любого человека является микрокосмом, отражающим микрокосм окружающей его социальной среды» [4, 701]
Вполне очевидно, что формирование личности происходит в определенной социальной и информационной среде, поэтому изменение значимых качеств данной среды с неизбежностью ведет и к изменению поведения личности. Насколько глубоки эти изменения, зависит: во-первых, от усилий самой личности, во-вторых, от актуальной ситуации, и в-третьих, от степени необходимости, желания, заинтересованности этой ситуации соответствовать. Отчасти верно и обратное, изменение поведения отдельной личности и особенно, достаточно большой группы индивидов (так называемой «критической массы») приводит к качественным изменениям среды на информационном или фактическом уровне. По
сути, меняется модель социального взаимодействия, происходит движение от конфликтных и неудачных стратегий поведения к успешным, продуктивным, толерантным моделям взаимодействия.
Движение каждой личности в направлении толерантности затрагивает всех субъектов социального пространства, поэтому условно эту задачу можно разделить на ряд следующих операций:
- осознание и проблематизация личности как субъекта развития толерантности толерантной среды;
- поиск необходимых внутренних ресурсов: актуализация и мобилизация усилий и жизненного опыта;
- привлечение внешних ресурсов среды: установление связей с возможными социальными партнерами;
- структурно-функциональная организация социального пространства, которое можно рассмотреть в качестве механизма взаимодействия систем и подсистем;
- создание устойчивых стратегий работы с собственной личностью и окружающими по адаптации к социальной среде и выходу на новые мировоззренческие горизонты.
К структурным компонентам социокультурной компетености личности в аспекте феноменологии толерантности можно отнести:
- социальную зрелость;
- позитивную ценностно-ориентационной сферу принятия решений;
- систему мотивационных факторов полноценного участия в жизни общества;
- установка на понимание и признание культурного и социального разнообразия в обществе. Личность предстает в современных психологических исследованиях как целостная и развивающаяся
психологическая реальность. Социокультурная компетентность является психологическим инструментом, воплощающим эту реальность на основе толерантного мировосприятия, которое раскрывается в креативности, поведенческой гибкости, диалогичности мышления, разнообразии интересов личности. Литература:
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: «Academia-Центр»; «МЕДИУМ», 1995. - 326 с.
2. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
3. Солдатова Г.М. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности. - 2003. - № 3 . С. 60-78.
обогащение внутреннего опыта учащихся новыми моделями толерантного поведения.
4. Сорокин П.А. Культура, личность и поведение // П.А.Сорокин Социальная и культурная динамика. - СПб.: РХГИ, 2000. - С. 701-719.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ:

  1. Цветкова И. В. РОЛЬ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ
  2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
  3. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ СВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ
  4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
  5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  6. КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  7. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
  8. Истоки: мировосприятие детей
  9. Непрерывное мировосприятие. Дао
  10. Баянова Л. Ф. Галеев Д. Р. Массаров Б. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПРИ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  11. СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И МИРОВОСПРИЯТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
  12. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИ-ВАЮЩИХ ВНЕЗАПНУЮ УТРАТУ
  13. МЕСТО ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
  14. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
  15. Анискевич Е.И. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
  16. ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА»