СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Мартиросян К.В., Россия, г. Волгоград
Актуальность проблемы суверенности психологического пространства (далее - СПП) личности в контексте межэтнического общения связана, прежде всего, с теми изменениями национально - психологического, социально-политического и экономического характера, которые имеют место на современном постсоветском пространстве и отражаются на психологической сущности личности.
Изменения социально-экономической и политической ситуации последних двадцати лет привели к разрушению командно-административной системы, доминированию ситуации неопределенности над иными типами ситуаций, отсутствию четких морально-правовых ориентиров в современном обществе. В сегодняшних условиях можно по-разному оценивать ситуацию распада Советского Союза, неоднозначно относиться к отделившимся от него независимым теперь уже государствам. Однако многие представители этих народов живут среди нас, в России, и мы постоянно с ними общаемся, решаем совместные проблемы, вступаем в межнациональное взаимодействие. И поэтому проблема терпимости и нетерпимости занимает весьма значительное место в современном мире. Нередко она имеет стимулирующий, конструктивный характер, иногда драматический, очень опасный. С ней связаны времена подъема и расцвета, а с другой стороны, периоды социального и интеллектуального регресса, застоя, военных драм, геноцида. Современный мир находится перед лицом многочисленных опасностей - традиционных и новых, в числе которых политический радикализм с его жесткой нетерпимостью, военные конфликты и терроризм, который впервые в истории приобрел планетарный формат с небывалым числом жертв, со все более реальной перспективой применения оружия массового поражения. Однако кроме катастроф не исключены также, видимо, демократические и мирные пути, на которых можно избежать катастрофизма. Такие пути - это пути толерантности. Толерантность и интолерантность становятся фундаментальными составляющими современного мира. Социально-позитивные реалии современного мира создаются и существуют на базе толерантных отношений. СПП - это именно та характеристика личности, которая обеспечивает основу толерантного межэтнического общения и взаимодействия на индивидуально-личностном уровне. Психологическая суверенность - способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство (психологическое пространство личности - ППЛ), в основе которой обобщенный опыт успешного автономного поведения. ППЛ - субъективно значимая составляющая бытия, определяющая стратегию жизни человека, включает комплекс физических, социальных и психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки). Субъективно ППЛ опирается на совокупность физических и психологических маркеров, отделяющих ППЛ одного человека от ППЛ другого [2]. Мы исследовали суверенность психологического пространства, которое также может быть понято как состояние границ психологического пространства, являющихся инструментом равноправного взаимодействия и селекции внешних влияний, обозначающих пределы личной ответственности и определяющих идентичность человека [2]. Кроме этого, ППЛ само представляет собой развивающуюся систему, обладающую динамичным хронотопом [1].
Целью исследования было выявление психологических аспектов становления и развития суверенности психологического пространства (СПП) людей, сформировавшихся в различных национально - психологических, социально-политических, экономических условиях (на материале исследований жителей Армении и России). В ходе изучения психологического пространства личности рассматривались уровень общей суверенности, суверенности отдельно по секторам ППЛ (в соответствии со структурой, предложенной С.К. Нартовой-Бочавер). Планировалось выявить, существуют ли статистически значимые различия в уровне и структуре СПП личности и динамике ее развития у представителей армянской и русской национальностей, а также в молодом и взрослом возрастах.
Участники: 126 человек, включая студентов (18 - 23 лет) и более старших (30 - 50 лет) граждан Армении и России. Методики: «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер); самоактуализационный тест (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз); морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф.Сопов, Л.В. Карпушина); «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н. Е. Харламенкова), а также статистические методы (стандартизованный пакет SPSS 11.O).
Результаты исследования:
1. Распределение респондентов по типам СПП в целом по выборке (126 испытуемых):
• сверхсуверенные - 33,3%;
• с нормальной суверенностью - 41,3%;
• депривированные - 25,4%.
А в зависимости:
1) от пола:
• сверхсуверенные (мужской - 38%; женский - 30,3%),
• с нормальной суверенностью (мужской - 40%; женский - 42,1%),
• депривированные (мужской - 22%; женский -27,6%),
2) от возраста:
• Сверхсуверенные (молодые - 35,3%, взрослые - 30,4%),
• с нормальной суверенностью (молодые - 33,8%, взрослые - 37,5%),
• депривированные (молодые - 30,9%, взрослые - 32,1 %).
3) от национальной принадлежности
• Сверхсуверенные (армяне - 31%, русские - 35,3%),
• с нормальной суверенностью (армяне - 50%, русские - 44,3%),
• депривированные (армяне - 19%, русские - 32,1%).
Таким образом, можно констатировать, что и по всей выборке и в группах респондентов в зависимости от пола, возраста, национальности преобладают средние (нормальная суверенность) и высокие (сверхсуверенность) показатели по суверенности психологического пространства. Это свидетельствует о том, что более 70 % респондентов способны контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, обеспечивать успешность разрешения жизненных задач и, в конечном счете, устанавливать собственное авторство по отношению к жизненному пути в целом. Суверенность также проявляется в переживании аутентичности собственного бытия, уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах своей жизни, которые она создает либо принимает, уверенности человека в том, что он поступает согласно собственным желаниям и убеждениям.
2. Показатели по каждому измерению (сектору) ППЛ, а именно суверенность: физического тела (СФТ); территории (СТ); мира вещей (СВ); привычек (СП); социальных связей (СС) и ценностей (СЦ).
В целом: 77,8 % всех респондентов ориентированы на СФТ - сохранение соматического благополучия; СТ преобладает у 65,1 % всех респондентов - переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (суверенность в контексте жилищных условий); СВ выявлено у 76,2 % респондентов, что подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он; у 76,2 % выявлена СП - принятие временной формы организации жизни человека; СС наблюдается у 77% респондентов - право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими; СЦ преобладает у 83,3 % опрошенных, что подразумевает свободу вкусов и мировоззрения.
3. Сравнение двух возрастных групп между собой не выявило существенных статистических различий (U - критерий Манна-Уитни). Однако в молодом возрасте общий показатель СПП (особенно у юношей) выше, чем в зрелом возрасте. Молодежь менее чувствительна к давлению извне и склонна рассматривать взаимодействие с миром как подтверждающее автономию. Взрослые, напротив, чувствительны к давлению извне и склонны рассматривать взаимодействие с миром как ущемляющее их автономию.
4. Сравнение групп по полу позволило выявить существенные различия как по основному показателю СПП (0,014, sig<0.05), так и отдельно по его измерениям, а именно: СФТ (0,001, sig<0.05), СТ (0,055, sig<0.05), СС (0,01, sig<0.05) - больше у мужчин; СВ (0,036, sig<0.05), СП (0,014, sig<0.007) - больше у женщин.
5. Для двух этнических выборок выявлены существенные различия (U - критерий Манна-Уитни) по таким секторам ППЛ как физическое тело (p=0,014), территория (p=0,002), мир вещей (p=0,007), социальные связи (p=0,029). Армянские юноши демонстрируют более высокий уровень суверенности. Они чувствуют себя свободными в выборе социальных контактов (p=0,029) (которые могут не контролироваться извне), и удовлетворении основных физиологических потребностей (p=0,014). Можно предположить, что они раньше по сравнению с девушками и своими русскими сверстниками начинают самостоятельно жить (в силу особенностей воспитания, укоренившихся стереотипов отношения к представителям мужского пола в Армении) и реже сталкиваются с переживаниями физического дискомфорта. Обращает на себя внимание также высокая по сравнения с русскими юношами территориальная свобода. В то же время армянские юноши не вполне свободны по сравнению со своими русскими сверстниками в выборе тех личных вещей и предметов, которыми пользуются в быту. Армянки (как молодые, так и представительницы старшего поколения) по своим показателям суверенности во много отличаются как от армян, представителей мужского пола, так и от группы русских респондентов (мужчин, женщин). Общий уровень суверенности у них существенно ниже (они чаще подвержены внешнему контролю и оценкам: в молодом возрасте - родителей, а затем - мужа и его родственников). Русские респонденты, как мужчины, так и женщины демонстрируют примерно одинаковые показатели и по общему уровню СПП и отдельно по каждому
измерению (сектору) - это средние значения, находящиеся в пределах статистической нормы. Лишь по некоторым секторам ППЛ (мир вещей, социальные связи) наблюдаются незначительные расхождения, что обусловлено гендерными особенностями.
6. Суверенная личность:
• ориентирована на настоящее, переживают настоящий момент своей жизни во всей его полноте; ощущает неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видит свою жизнь целостной;
имеет высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, считает, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что она может ими управлять, и, таким образом, чувствует свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом;
• независима в своих поступках; стремиться получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностей, др. характеристиках своей личности;
• свободна в выборе; не подвержена внешнему влиянию ("изнутри направляемая" личность); ценит свои достоинства, положительные свойства характера, уважает себя за них, принимают себя такими, какие они есть; руководствуется морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными; стремится к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни;
• характеризуется способностью к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект - субъектному общению;
• как правило, имеет конструктивную стратегию самоутверждения, которое проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении своих способностей, в творчестве. Для нее характерно стремление к самораскрытию и самовыражению.
Таким образом, гипотезы нашего исследования подтвердились. Итак, психологическое пространство при переходе от одного возраста к другому меняется, а также что траектория и темпы его развития различны в зависимости от пола и этнической принадлежности. А суверенность психологического пространства является необходимой и основополагающей характеристикой личности, обеспечивающей толерантное межэтническое общение и взаимодействие.
Литература:
1. Медведев, А.М. Хронотоп как схема понимания развития личности [Текст] / А.М. Медведев, Е.В. Шокина // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: сборник научных трудов / под ред. И.С. Морозовой; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2007. - С. 166 - 171.
2. Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. - СПб.: Питер, 2008.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ:

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  2. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  3. Митрофанова Т. А. СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
  4. Лю Ц.Ф. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
  5. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  6. ОТНОШЕНИЕ К ТРЕВОГЕ И СТРАХАМ КАК РАКУРС ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ИНТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
  7. Бублик Мария Михайловна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
  8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В.М.БЕХТЕРЕВА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  9. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ IV-XVIII ВВ
  10. В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  11. РОЛЬ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ В СТАНОВЛЕНИИ СУВЕРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
  12. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
  13. МЕСТО ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
  14. ЭМПАТИЯ КАК ОСНОВА СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  15. КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕТНОСТЬ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОППОНЕНТА
  16. РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  17. Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  18. ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  19. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ