ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ У СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Варавкина Ю.П., Россия, г. Волгоград
Толерантность обозначается в качестве базового принципа для идеологии, этики и практики социальной работы со времен становления профессионального статуса этой специальности [3].
Процесс профессионального становления специалиста означает формирование профессионального сознания как инструмента для решения профессиональных ситуаций, в т. ч. связанных с оформлением определенного типа отношения к другому человеку, который имеет ярко выраженные отличающие его особенности (этническая толерантность и сохранение традиций, отношение к человеку с нетипичным развитием). Студенты, обучающиеся профессиональной деятельности в области помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оперируют термином «толерантность» в отношении клиентов, имеющих явные различия в образе жизни, ценностных установках, социально-культурных, религиозных, этнических характеристиках.
В соответствии с Декларацией Юнеско толерантность определяется как «...ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». Внутренняя сложность и противоречивость самого понятия толерантности и качеств, лежащих в ее основе, обусловливает потенциальное расхождение толерантного поведения и толерантного сознания. Практическая деятельность в области социальной работы может обнаруживать неготовность действовать в соответствии с декларируемыми профессиональными этическими принципами. Многообразие групп адресатов помощи позволяет предполагать наличие толерантных установок различного уровня. Реализация принципа толерантности может быть более достижимой для помогающего специалиста, если речь идет о профессиональном взаимодействии с клиентами, чьи социальные установки и ценности (поведение, привычки, облик) имеют явное расхождение с официальными нормами сообщества, например, проявления девиантного поведения. Если речь идет о безусловно негативных явлениях, то для социальных работников здесь уже возможно как их бесспорное осуждение, так и определенное поле примирения с ними. В этой ситуации специалист, выдерживая профессиональную позицию, потенциально может воздерживаться от прямого осуждения действий и оказывать помощь в рамках своей компетенции, учитывая все обстоятельства, действующие в ситуации.
Этически неоднозначную ситуацию представляет ситуация встречи с инаковостью другого человека. Так, поведение клиентов социальной работы, имеющих нарушения физического, психического или интеллектуального статуса, не может выступать для специалиста напрямую как объект оценки и реализации толерантного отношения. Установление этически верного отношения представляет большую трудность, поскольку оцениваются не конкретные факты поведения, а сама возможность включения человека, имеющего явные отличия, в пространство межличностного взаимодействия и в само пространство жизни социума. В ситуации взаимодействия речь идет не просто об оценке тех или иных действий, а о действительном недекларируемом признании права социальных групп и индивидов быть различными (отличающимися, другими, иными).
Нами было проведено исследование с участием студентов, обучающихся на специальности «Социальная работа». В качестве предмета исследования выступают репрезентации отношения к лицам, имеющим нарушения физического, психического или интеллектуального статуса (дети с нарушениями в развитии), в контексте оценки перспектив развития инклюзивного образования. Студентам было предложено написать эссе на тему «Если бы в моем классе учился ребенок с нарушением в развитии». В результате анализа текстов были выделены несколько типов отношения. Задачей данного исследования является презентация вариантов феноменологии типов отношений, актуально содержащихся в сознании студентов.
Первый тип отношения включает в себя декларативные высказывания о том, что люди, имеющие нарушения в развитии, «достойны уважения», «мое отношение будет гуманным». В этом аспекте обращает
на себя внимание реализация «простого» понимания толерантности, связанного с принятием, имеющим отрицательную смысловую коннотацию - принятие как разрешение находиться рядом с собой, отношение по типу «рядом, но свысока». Описываемый тип отношения указывает на недостаточную зрелость понимания, связанную с недостаточным осмыслением профессионально-этических норм.
Второй тип отношения включает в себя представления о признании различий и сходства людей с нарушениями в развитии. В этом пункте анализа наиболее информативными являются высказывания о наличии различий без оценочного компонента: «к ним нужно относиться так же, как и к полностью здоровым людям», «не стоит обращать внимания на его болезнь» и «вести себя с ним, как с обычным человеком», «они точно такие же люди, как и мы».
Подобные формы отношения отражают начальный этап становления профессиональных представлений об этике, когда принцип толерантности «считывается» буквально в соответствии с его основным значением, однако студенты, стремясь высказать нормативное социально-ожидаемое отношение, не учитывают специфики различий, которые объективно существуют в случае нетипичного развития клиента социальной работы.
Интерес представляет группа суждений, отражающих отношение к людям с нарушениями в развитии, высказанных студентами от третьего лица. Студенты предполагают, что некто относится к людям с инвалидностью негативно или агрессивно, обезличивая субъекта подобного отношения: «некоторые люди относятся к инвалидам предвзято, обходят их стороной», «для детей с интеллектуальной недостаточностью создаются специальные школы, потому что им тяжело учиться в обычной школе с нормальными детьми. Мир настолько жесток, что с малолетства дети понимают, что если с ними учится ребенок с интеллектуальной недостаточностью, то он не такой, как все. Зачастую он является объектом насмешек и издевательств со стороны сверстников. Таким детям будет тяжело ужиться в социуме», «здоровые дети смеются над ними, унижают», «он не всегда понимает, его недоразвитость вызывает гнев и чувство доминирования, чувство превосходства». Можно предполагать, что в косвенных предположениях о жестоком отношении выражается проекция собственного отношения, связанного с тенденцией к сегрегации людей с инвалидностью. Студенты опосредовано выражают собственные опасения и неготовность к взаимодействию с людьми с особенностями в развитии.
Обращает на себя внимание использование латентно дискриминационной лексики в отношении людей с интеллектуальной недостаточностью. Особенностью многих высказываний, особенно проявляющейся в устной речи студентов, является употребление формулировок «они», «такие дети», «больные», «нормальные». Отметим, что в практике социальной работы в целом еще недостаточно сформирован лексический запас обозначений, употребление которых в отношении людей с инвалидностью является корректным. Обозначения, используемые студентами, содержат в себе интенцию разделения, сегрегации, разграничения пространства социального взаимодействия на «мы» и «они», которое содержательно репрезентируется как «нормальный» и «ненормальный».
Каждый из типов отношения является исходным полем представлений, на базе которого формируется профессиональное понимание целей и способов взаимодействия с той или иной группой клиентов, в нашем случае - с клиентами с нарушениями в развитии. Каждый тип исходного отношения выражает определенный потенциал формирования толерантного отношения в полном значении этого принципа. Существует несколько высказываний, которые наиболее приближены к содержанию принципа толерантности и являются содержательной предпосылкой для зрелого понимания помогающих отношений: «Вряд ли можно по-настоящему понять человека с ограниченными возможностями и даже представить, с чем ему приходится сталкиваться», «Если бы со мной в группе обучался ребенок с ограниченными возможностями, то мое отношение к нему было бы в первую очередь как к человеку, имеющему такое же право на жизнь, как и все люди на земле». Этот тип высказываний характеризует умеренно эмоциональное отношение, признание объективного наличия различий между людьми, а также рефлексивное отношение, исключающее приписывание и оценочность.
Работа со студентами помогающих специальностей, направленная на формирование профессионального сознания и профессиональных принципов отношения, обязательно предполагает, на наш взгляд, выяснение актуального уровня понимания студентами того или иного профессионального, профессионально-этического феномена. На основе индивидуальных представлений студентов, имеющихся у них в начале профессионального обучения, формируется индивидуальная траектория, в рамках которой возможно расширение понимания, содержательное обогащение, прояснение и коррекция. Каждый из описанных типов актуального понимания базового этического принципа толерантного отношения к клиенту задает разнообразные формы работы преподавателя, направленной на передачу идеи толерантности в образовательном процессе.
Литература:
1. Декларация принципов терпимости. Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Сайт ООН. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения: 30.09.2011).
2. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004.
3. Шеляг Т. В. Принцип толерантности в социальной работе // Российский журнал социальной работы. - 1996. - № 2.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ У СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ:

  1. Ложечкина Анна Дмитриевна ИЕРАРХИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАРУШЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ГЕНЕЗА
  2. Рудыхина Ольга Валерьевна ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
  3. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИ-ЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
  4. ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА»
  5. О.А. Кривицкая КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  6. Инденбаум Е.Л. НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ НАРОДОВ СЕВЕРА
  7. Лю Ц.Ф. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
  8. Ложечкина Анна Дмитриевна ДИНАМИЗАЦИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
  9. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ -СИРОТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
  10. Психофизиологическое состояние студентов КАК основа системы «Специалист–специальность»
  11. М.В. Осорина, А.Ю. Жукова КОГНИТИВНЫЕ ПРИВЫЧКИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ
  12. 6.5.6. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  13. Корнилов Сергей Александрович ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
  14. О.А. Кособудская, Н.Г. Ершова ТОЛЕРАНТНОСТЬ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА
  15. Высотина Татьяна Николаевна РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ
  16. ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
  17. Ю.А. Макаров ПРЕДПОСЫЛКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  18. «ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ» ПЕДАГОГ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА