ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Зеленский Е.С., Россия, г. Рязань
По общепринятому мнению, мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, идеалы и чувства, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
В структуру мировоззрения входят обобщенные знания (бытовые, профессиональные, нежные), окружающая человека система духовных ценностей, а также формы и нормы поведения. Мировоззрение человека может формироваться как в виде стихийного, несистематизированного накопления знаний, взглядов, понятий, так и в виде целенаправленного, систематизированного комплекса психологопедагогического, социального, идейно-политического воздействия на личность с целью привития ей определенных форм и норм поведения.
Толерантность в мировоззренческом плане это терпимость к инаковости. Иными могут быть традиции, цвет кожи, язык, религия, род занятий, предпочтения моды или спорта, сексуальная ориентация, устройство быта, идеология, способноста, государственное устройство, способ производства, культура, мораль, право.
Одним из аспектов толерантности является религиозная веротерпимость, причем указание на инаковость языка, веры и толерантного отношения к их носителям присутствует если не во всех, то во многих религиях.
Русский философ С.Н. Булгаков (1871-1944) выдвинул идею объединения всех церквей в одну экуменическую церковь. Он считал, что это послужит стиранию граней в обществе на духовном, экономическом, политическом уровнях.
Полагая, что социальные отношения, культура, экономика, политика, творчество нуждаются в перестройке на религиозных началах, он предлагал соединить философию, науку и реформированную религию.
Первым государственным актом о веротерпимости может считаться Нантский эдикт, подписанный французским королем Генрихом IV в 1598 году о взаимной терпимости между католиками и гугенотами, ненависть которых друг к другу привела к Варфоломеевской ночи, поставившей под угрозу существование Франции как самостоятельного государства.
Частичной религиозной толерантностью можно считать признание польским сеймом (под давлением русской императрицы Екатерины II) в 1780 году православной церкви в качестве автокефальной (автономной). Эта независимость продолжалась до 1795 года, когда Речь Посполитая была ликвидирована как самостоятельное государство.
В советский период толерантность (терпимость) носила избирательный характер. «Единоверцами» были объявлены «братья» по классу, то есть угнетенные колониальных стран Азии, Африки и Латинской Америки, борющиеся за свою независимость и трудящиеся капиталистических стран, ведущих борьбу против эксплуататоров-капиталистов. Причем религия этих народов, языки, цвет кожи, являлись положительным фоном их освободительной деятельности. Для всеобщей унификации жителей собственной страны был введен термин «советский человек». В СССР унификация личности определялась идеологической догмой, инаковость которой допускалась национальной по форме, но социалистической по содержанию.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА
  2. 2.4.5.МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  3. Ю.А. Макаров, А.С. Галицкий СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
  4. Мировоззрение и нравственный выбор
  5. Васильева А.П. ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  6. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГА
  7. 4.2 «Творческий синтез» как альтернатива
  8. АЛЬТЕРНАТИВЫ
  9. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ
  10. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
  11. РЕЗИДЕНЦИАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ (RESIDENTIAL ALTERNATIVES)
  12. 3.2.3 Микрогенез как альтернатива
  13. АЛЬТЕРНАТИВЫ ТЕОРИИ Ж. ПИАЖЕ
  14. 4.3.3 Двухуровневые модели, их критика и альтернативы
  15. АЛЬТЕРНАТИВЫ ФОРМАЛЬНЫМ БРАЧНЫМ ОТ-НОШЕНИЯМ.
  16. ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ: АЛЬТЕРНАТИВА ПРИСТРАСТИЮ К ЕДЕ