ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЭКСТРЕМИЗМ

Давискиба А.Л., Россия, г. Рязань
Если попытаться коротко охарактеризовать суть толерантности (терпимости), то следует в первую очередь подчеркнуть, что это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социально слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность.
Толерантность имеет разные формы: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших.
Шкала «самопринятие» - отражает степень довольства личностью собой, принятие своих положительных и отрицательных характерных черт.
Следование в быту толерантным моральным установкам может способствовать созданию для человека комфортных условии существования, нейтрализации агрессивных, конфликтных взаимоотношений. В то же время подобное поведение - показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеру поведения путем контактов с иными воззрениями и практическими действиями. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия. Притом, что основным фактором установления толерантностиявляются объективные внешние условия существования индивида или социальной группы, в каждом отдельном случае играют свою роль и индивидуально-психологические особенности личности, ее природная склонность к терпимости и согласию.
Терпимость базируется на признании, уважении универсальных прав и основных свобод человека. Уважительный компонент в толерантной культуре - личной, общественной или межгосударственной - обусловлен принятием и правильным пониманием, как сказано в Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 г., «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».
А этому способствуют знания, открытость, общение и свобода мыс ли, совести и убеждений, позволяющие видеть не только различия в плюралистическом мире, но и единство в многообразии. Очевидно, что лишь при следовании подобным ориентирам есть шанс достичь согласия и мира между различными индивидуумами, общественными стратами, государствами, цивилизациями.
Толерантность не означает уступку или потворство всякой идеологической системе и политической позиции; и это отнюдь не безразличие, индифферентность к любым взглядам и действиям, как и не смирение перед общественным или бытовым злом. Не может быть согласия между правдой и ложью, добром и злом. Искусственное же стремление добиться полного «согласия» неизбежно обернется еще большим злом.
Следование принципу терпимости не означает терпимость к нарушениям правовых и нравственных норм, характерным для ее антипода - экстремизма. Особо подчеркнем, что основные характеристики экстремизма прямо противоположны принципам терпимости. Например, если экстремистская деятельность включает пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан в зависимости от их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, то принцип терпимости исходит из того, что люди, различаясь по своей природе, внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям, обладают нерушимым правом сохранять свою индивидуальность, одинаково пользоваться универсальными правами и основными свободами человека.
Противоположность толерантности и экстремизма, гуманизма и вандализма, необходимость реального представления о возможностях и сферах реализации принципа толерантности неизбежно подводит к важному выводу: не следует проявлять терпимость там и тогда, где и когда, по словам великого русского баснописца И. А. Крылова, «нужно власть употребить». И «чтоб речей не тратить по-пустому», по отношению, к примеру, к казнокрадам, обворовавшим страну, которым бесполезно говорить о соблюдении заповеди «не укради», как бессмысленно говорить с террористами о заповеди «не убий».
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЭКСТРЕМИЗМ:

  1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМА
  2. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВУЗЕ: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД
  3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
  4. ЭКСТРЕМИЗМ: КРИТЕРИИ ПРОТИВОПРАВНОСТИ
  5. МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
  6. А. А. Реан ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
  7. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКСТРЕМИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
  8. РОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ
  9. ПОИСК СИСТЕМНЫХ ОСНОВАНИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ИНТОЛЕРНАТНОСТИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: УДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ
  10. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  11. КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ