ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ТРУДОВОЙ ЭТИКИ

Сафонов К.Б., Россия, г. Новомосковск
Окружающий нас материальный мир представляет собой естественную природную среду, видоизмененную человеком в процессе созидательного труда. Вместе с тем труд является не только и не столько способом преобразования материального мира, но и средством нравственного обновления индивида, его морального оздоровления путем осуществления целенаправленной и осознанной деятельности.
Процессы духовного возвышения человека в процессе труда не происходят хаотично, они связаны с процессами материального производства, которые имеют нравственный базис, поскольку «среди всех элементов национальной культуры в современном промышленном производстве на деятельность человека в наибольшей степени влияют система ценностей данного общества, социальные нормативы и трудовые традиции, сформировавшиеся в течение всей истории данного народа» [1, с. 32]. Ведущую роль в формировании системы ценностей трудовой деятельности играют этические ценности. На наш взгляд, этика является одним из средств объединения разобщенных индивидов в общество, имеющее определенные цели и осознанно достигающее их. Этическая система того или иного общества определяет уровень его развития, позволяет судить о его способности успешно противостоять вызовам времени, в кризисной ситуации отбросить личные интересы ради сохранения ранее достигнутых обществом высот, поддержания приемлемых для каждого возможностей жизнедеятельности.
Современное общество завершает переход к постиндустриальной стадии своего развития. Процессы хранения, обработки и передачи информации играют все более существенную роль не только в экономике, но и в жизни каждого из нас. Все это не может не затрагивать этическую сферу общества, которая также переживает существенные перемены. Так, современный этап развития трудовой этики может быть охарактеризован нами как «этика общения», причем общение это, несомненно, напрямую связано с процессом труда и происходит, как правило, в рамках профессионального сообщества, лишь в ряде случаев выходя за его пределы. Весьма важным моментом при этом является способность индивида к успешному нравственно обусловленному межличностному взаимодействию в процессе осуществления трудовой деятельности. Еще Сократ отмечал, что тот, «кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки» [2, с. 82]. В контексте современной научно- технической революции эти слова не только сохраняют актуальность, но и приобретают новое значение. Повсеместное внедрение средств обработки информации и их активное развитие обуславливают все более распространяющиеся в настоящий момент процессы виртуализации общения. В подобных условиях особое значение приобретает способность индивида успешно взаимодействовать не только с компьютерной техникой, но и с живым человеком, тем более что глобализация современной экономики исключает любую возможность проявления национальной, религиозной или какой-либо другой нетерпимости.
Может возникнуть впечатление, что выхода из целого ряда антиномичных ситуаций у общества нет, что оно вынуждено нести на себе груз неэтичных действий собственных членов, а это, в свою очередь, будет тормозить переход на новые ступени развития, сводить на нет попытки успешного взаимодействия не только между отдельными людьми, но и между целыми народами и странами. Конечно, это не так. У общества есть выход. Сама возможность его существования неразрывно связана с существованием современной трудовой этики в форме этики общения постиндустриального общества. На наш взгляд, способом разрешить казалось бы неразрешимые противоречия является значительное внимание к такой категории этики труда, как толерантность, которая в современных исследованиях характеризуется следующим образом: «определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые идеи, обычаи, культуру, нормы поведения» [3, с. 54].
На первый взгляд, может показаться, что сама идея толерантности уже содержится в концепциях трудовой этики, и, следовательно, выделение и рассмотрение подобной категории является излишним. С другой стороны, среди обывателей часто бытует мнение о существовании так называемого «профессионального эгоизма», подразумевающего наличие самодовлеющей корпоративности и уважения лишь к собственным коллегам в ущерб уважению к обществу в целом. Оба данных мнения присутствуют, периодически находя подтверждения, но истина находится посередине. И заключается она в необходимости
развития толерантности в условиях одновременного развития трудовой этики, ее глубокого внедрения в жизнь и деятельность как всего социума, так и отдельного работника.
Экономика постиндустриального общества подразумевает все большую глобализацию мирового хозяйства, возникновение и широкое распространение транснациональных корпораций. Их отделения открываются в разных уголках мира, в странах, жители которых имеют устоявшиеся представления о культуре труда, его аксиологических основаниях и нравственных истоках. Попытка привнесения в региональное отделение транснациональной корпорации чуждых ее представителям этических ценностей может вызвать отторжение, а, следовательно, приведет к резкому снижению производительности труда или даже полной остановке производства. Конечно, руководители корпораций действуют, руководствуясь собственными интересами. Но каждому из них было бы весьма полезно помнить слова известного бизнесмена Ли Якокки: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что получится» [4, с. 83]. Необходимо отметить, что процесс формирования команды должен идти поступательно, с учетом специфики осуществляемой деятельности и индивидуальных особенностей каждого работника. Нельзя в угоду корпоративному духу и корпоративной этике пренебречь индивидуальными этическими ценностями кого бы то ни было из сотрудников, его национально и религиозно обусловленными представлениями об этике трудовой деятельности.
Хозяйственная система индустриального общества ориентирована на производство максимально возможного количества промышленной продукции.
Ведущая роль при этом отводится техническому оснащению предприятий, представителям группы профессий «человек - техника». Межличностное взаимодействие находится в тени, т.к. человек пока еще является лишь одним из элементов в цепи взаимодействия с производственными системами. Как следствие, любые взаимоотношения в рамках осуществления трудовой деятельности носят характер производственных и подвергаются жесткой регламентации. В подобных условиях проблема толерантности не стоит остро: предприятия обычно не выходят за пределы не только стран, но даже регионов, а подчинение всей деятельности нуждам производства и возможность существенного регулирования всех ее сторон сводят на нет любую возможность проявления нетерпимости.
При переходе в постиндустриальную фазу экономических отношений на передний план выдвигается человек. Значительно возрастает роль сферы услуг, а вместе с ней и процессов межличностного взаимодействия. При этом может происходить конфликт систем индивидуальных и социальных ценностей, требований индивидуальных представлений об этичности труда и корпоративной морали. Конечно, любой индивид, прежде всего, станет уделять внимание собственной системе ценностей, действовать в соответствии с ее требованиями, пытаться заставить окружающих не только понять, но и принять ее. Очевидно, что подобные действия имеют мало общего с толерантностью, терпимым отношением к профессиональному и корпоративному сообществу. Но не следует забывать, что данные сообщества в подобной конфликтной ситуации также забудут о терпимости и постараются изменить индивида, заставить его подчинить собственные индивидуальные этические воззрения социальным требованиям. Все это, несомненно, не будет способствовать моральному оздоровлению как общества в целом, так и составляющих его социальных институтов и отдельных индивидов. Проблемы толерантности в подобных условиях будут стоять особенно остро.
Решением вопросов, связанных с культурой и нравственностью труда занимается не только трудовая, но и профессиональная этика. В глазах самих профессионалов она в значительном большинстве случаев выглядит путеводной звездой, способной указать им путь выхода из антиномичной ситуации морального выбора, помочь принять правильное решение, чтобы не столкнуться с конфликтом интересов. Однако общество часто видит представителей профессионального сообщества не вполне этичными. Причиной этого является корпоративность профессиональной этики, которая часто трактует общественным мнением как нравственность, направленная внутрь профессии, оборачивающаяся безнравственностью за ее пределами. Позицию общества в данном случае можно описать словами М. Вебера: «Безудержные профессионалы, бессердечные сластолюбцы - и эти ничтожества полагают, что они достигли ни для кого ранее недоступной ступени человеческого развития» [5, с. 207]. Подобное восприятие столь же далеко от толерантного отношения к партнерам по диалогу, как и далеко оно от истины. Конечно, любое профессиональное сообщество должно заботиться и о собственном благе, и о благе составляющих его членов. Но данная забота не может быть самодовлеющей, она не должна вступать в противоречие с этикой общего блага. Но и обществу не следует навязывать профессионалам свое видение путей решения нравственных проблем. Обе стороны должны обладать способностью к равноправному диалогу, способностью понять и принять как данность существование иных мнений, иных нравственных воззрений и ценностных ориентаций. Если этическая система одного социального института несколько отличается от этической системы другого социального института, но при этом обе системы ориентированы на общее благо и приближение общества и всех его членов к всеобщему благоденствию, в корне неверным является восприятие одной из этих систем не вполне этичной. В этике не может существовать готовых алгоритмов, едина только общая цель - благо для всех через благо для каждого. Путей достижения этой цели бесконечно много, и любой толерантный член общества, настроенный на конструктивный диалог, должен обладать способностью принять это как данность и осознать необходимость существования этических систем тех или иных социальных институтов.
В индустриальном обществе лишь ограниченная часть профессионалов была должна осуществлять общение в рамках своей каждодневной деятельности. Теперь же это приходится делать представителям практически любой профессии, а забота об общем благе заставляет сверять свои действия с концепциями трудовой этики общения, ведущей категорией которой в настоящий момент, на наш взгляд, является толерантность. Этика позволяет обществу сохранить свое единство, не распасться на атомизированные и враждебно настроенные по отношению друг к другу образования. Этика труда способствует осознанию профессионалами роли созидательной деятельности на пути движения к социальному государству, а толерантность представителей профессиональных сообществ и трудовых коллективов является залогом стабильного развития множества этических систем, их взаимного обогащения и, как следствие, поступательного продвижения к обществу всеобщего благоденствия, равных возможностей, духовно обусловленного и приносящего удовольствие труда.
Еще С.Н. Булгаков указывал, что, «преследуя цель экономического оздоровления России, не следует забывать и о духовных предпосылках, именно о выработке соответствующей хозяйственной психологии» [6, с. 187]. В современных условиях эти слова не утратили своего значения. По мере обновления системы хозяйства, вовлеченные в эту систему люди должны все четче осознавать необходимость существования многополярного общества. Только толерантное отношение к окружающим и практическое применение концепций трудовой этики могут стать короткой дорогой к процветанию, модернизации всех сторон жизни общества.
Литература:
Шкаратан О.И. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 30-Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. - М.: Наука, 1Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 5Якокка Л. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ТРУДОВОЙ ЭТИКИ:

  1. ГЛАВА 4. ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК НЕОФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  2. «КАРТИНА МИРА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  3. Соловьева СВОЙСТВО АГРЕССИВНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  4. ТИТИ ХАСАН, МИХАЛЕВСКАЯ Г.И. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  5. Тити Хасан, Михалевская Г.И. Управление общеобразовательной школой как педагоги-ческая категория
  6. Кильдишев Артем Вячеславович Михеева Тамара Витальевна ДУХОВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  7. ГЛАВА ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ - ОСВОЕНИЕ РАБОТНИКОМ НОВОЙ ТРУДОВОЙ СИТУАЦИИ
  8. 10.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
  9. 10.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
  10. 2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
  11. 1.7. СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПОНЕНТЫ ТРУДОВОГО ПОСТА
  12. 2.2. ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ: КАК ОВЛАДЕТЬ ТРУДОВЫМИ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ?
  13. 4.3. ПРОФЕССИЯ КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТРУДОВОЙ ПОСТ И РАБОЧЕЕ МЕСТО
  14. Христофоров С.Н. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
  15. Хрулева М.Ю. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
  16. Т. В. Слотина ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
  17. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА