ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ

Самаль Е.В., Беларусия, г. Минск
В век перемен, политической и экономической нестабильности, обильного информационного потока и расширяющегося межкультурного пространства проблема толерантности во всех ее аспектах и проявлениях ставится наиболее остро.
Актуальными для рассмотрения и исследований становятся вопросы этнической, гендерной, политической, межкультурной, профессиональной толерантности, толерантности к неопределенности.
И хотя в большинстве имеющихся словарных и авторских определений наблюдается схожесть в трактовке данного термина, все же есть некоторые существенные нюансы, на которые следует обратить внимание. Слово «толерантность» встречается во многих культурах и языках, например: латинское - tolerantia; английское - tolerantion; немецкое - toleranze; французское - tolerance. И во всех словарях перевод этого слова на русский язык означает — терпимость. Аналогичную трактовку мы находим и в «Словаре иностранных слов и выражений» (2006, с. 563) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо.
В психологических словарях под редакцией П.С. Гуревича (2007, с. 692) и С.Ю. Головина (2007, с. 856) толерантность соотносится со способностью организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды в результате снижения чувствительности к его воздействию. И также указывается на уже упомянутую нами терпимость к чужим мнениям, верованиям, манерам. Однако, в толковом словаре русского языка (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 2008, с. 723) в отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-нибудь бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность трактуется уже как готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
В «Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) толерантность понимается как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными для всех индивидов гражданского общества; как обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного взаимодействия между различными социальными группами; как уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; как готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям; как навыки эффективного межкультурного взаимодействия. В Преамбуле Устава ООН указывается, что толерантность является значимым качеством личности, поскольку ее направленность - «...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».
Исходя из социокультурного аспекта, толерантность многими исследователями описывается как «определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» (М.С. Мацковский, 2004, c.143); как «отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии» (О.Ю. Харламова, 2004, c.9); как установка или умонастроение (М. Уолцер, 2000, c.14).
Как мы видим, акцент в рассмотрении толерантности делается на определенную социальную установку в отношениях (аттитюд). В структуре такой своеобразной установки Н.В. Недорезова (2005, с. 5) выделяет три компонента: поведенческий, эмоциональный, когнитивный. Иными словами, толерантность включает в себя такие структурные компоненты как переживание (эмоциональные реакции), понимание (когнитивные реакции), поведение (намерение, действие - конативные реакции). Сущность толерантности
заключается в стремлении и способности к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от нас или не придерживаются общепринятых мнений. Ведь зачастую, мы стремимся к объединению в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» - тем, кто от нас отличается. В качестве такого «другого», может выступать и «неизвестная» нам сторона нашей личности, которую мы в себе открываем, и которая не всегда нас устраивает, которую мы отказываемся в себе признать, принять.
П.Н. Шихирев, анализируя толерантность как социальное явление, распространяющееся на сферу социального взаимодействия, описывает определенную динамику толерантности, ее преобразование в зависимости от процесса персонализации. Исследователем выделяется естественная (натуральная) толерантность - открытость, любознательность, доверчивость, - свойственная маленькому ребенку, еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»); моральная толерантность - терпение, терпимость - ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»); нравственная толерантность - принятие, доверие - ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В») (П.Н. Шихирев, 2000, c.201-203). Толерантность типа «А» - это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности (процесс персонализации) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны» или «фасада», к возникновению «двойного стандарта», к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Толерантность типа «Б» характерна для личностного способа существования, она является производной процесса персонализации и, в возрастном аспекте, в той или иной степени присуща большинству взрослых людей. «Толерантная» личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит (рационализации, проекции и т.д.). Однако за своим «фасадом» она скрывает собственную нетерпимость - нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленную агрессию. Можно утверждать, что толерантность типа «Б» по сути дела есть квази-толерантность - неподлинная, частичная, видимая, условная, искусственная толерантность. Толерантность типа «В» построена на принятии человеком, как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств.
Для человека, обладающего толерантностью типа «В», напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, однако не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная (в отличие от толерантности типа «А» и «Б») на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности.
Учитывая такую градацию толерантности, следует задаться вопросом, а может ли толерантность, и какого типа толерантность, быть личностным свойством человека, активно стремящегося к собственному росту и развитию, к личностной зрелости, т.е. к самоактуализации?
В качестве черт самоактуализирующейся личности у А. Маслоу (1997) выступают эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность, естественность; служение; автономность, воля и активность; свежий взгляд на вещи; мистические и высшие переживания; чувство общности; глубокие межличностные отношения; демократичность; философское чувство юмора; креативность; руководство в жизни бытийными ценностями.
В работах К. Роджерса (1998) детально описываются характеристики «полно функционирующей личности». К ним относятся: открытость переживаниям (способность слышать себя, свои переживания, чувства и мысли), экзистенциальный образ жизни (тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования), организмическое доверие (способность принимать свои внутренние ощущения и ориентироваться в выборе поведения на них, а не на внешние обстоятельства), эмпирическая свобода и внутренний локус контроля (способность делать свободный и ответственный выбор), креативность.
Анализ концепций личности позволяет сделать ряд обобщений. Такие качества как служение, чувство общности, глубокие межличностные отношения в классификации А. Маслоу, и внутренний локус контроля, как ответственность за свою жизнь и происходящие в ней события, в классификации К. Роджерса, в полной мере могут проявляться только наряду с толерантностью по отношению к себе, другим и миру. Только понимая и принимая собственную уникальность, уникальность мира и другой личности, человек способен не только эффективно и продуктивно существовать, но и испытывать удовлетворение от самореализации, самоосуществления себя в социуме, профессии, семье и т.п.
В перечне основных качеств психологически зрелого человека, предложенных Г. Оллпортом (1937), мы также находим прямое упоминание толерантности. Наряду с такими качествами как функциональная автономия и осознанность мотивов поведения, широкие границы Я, стремление к достижению лично значимых и реалистичных целей, способность к самопознанию и цельная жизненная философия, мы
307встречаем - терпимость к различиям в ценностях, установках, общность со всеми людьми; положительный образ себя, терпимость к фрустрациям и своим недостаткам, выражение своего мнения и чувств, считаясь с другими людьми.
Если рассматривать еще один вид толерантности - толерантность к неопределенности - мы также можем найти определенную взаимосвязь толерантной к неопределенности личности и самоактуализирующейся личности. По мнению А.Г. Асмолова (2002, с. 312), «в любом социально - историческом образе жизни существует зона неопределенности, в которой проявляются индивидуальные качества личности при встрече с непредвиденными ситуациями». Иными словами, непредвиденные ситуации могут служить определенным катализатором, актуализирующим проявление индивидуальности человека. Именно благодаря таким ситуациям мы узнаем о наличии у нас определенных свойств или качеств, ранее не наблюдаемых и не проявляемых в поведении. Как же с такими непредвиденными ситуациями соотносится толерантность к неопределенности?
С развитием общества «зона неопределенности» расширяется, требуя от человека большей самостоятельности и ответственности при принятии решений. Попадая в ситуацию неопределенности человек, зачастую теряет способность здраво мыслить, рассуждать, делать объективные выводы и заключения. Это приводит к снижению его трудоспособности, а также эффективности взаимодействия с другими людьми. Если человек интолерантен к неопределенности, то он склонен воспринимать необычные сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Недостаток информации или ее двусмысленность создают такому человеку дискомфорт. Интолерантные к неопределенности люди лучше чувствуют себя в привычной, знакомой обстановке и предпочитают четкие формулировки, ясные цели и простые задачи. В то же время, человек, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации высокой энтропии. Он способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации часто берет на себя ответственность, способен принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи. В непривычной ситуации он видит возможность развития и проявления своих способностей и навыков, раскрытия своего потенциала. А следовательно, толерантность к неопределенности способствует личностному росту и развитию человека.
Основываясь на метаисследовании проблемы толерантности к неопределенности А.И. Гусева (2007, с. 75-80), мы можем выделить следующие хараектеристики толерантной к неопределенности личности: поиск ситуации неопределенности; сувство комфорта в момент пребывания в ситуации неопределенности; восприятия неопределенных ситуаций как желаемых; способность размышлять над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия принятого решения; способность принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности; способность противостоять несвязанности и противоречивости информации; способность принимать неизвестное; способность выдерживать напряжение кризисных, проблемных ситуаций; восприятие новых, незнакомых, рискованных ситуаций как стимулирующих; готовность приспособиться к очевидно неоднозначной ситуации или идее. Как мы видим, данные характеристики во многом перекликаются с вышеописанными характеристиками стремящейся к самоактуализации личности.
Таким образом, проведенный мини анализ, позволяет утверждать, что нравственная толерантность, основанная на полном осознании и принятии человеком себя, реальности и другого человека, а также толерантность к неопределенности, как установка на адекватное восприятие и использование для собственного роста и развития непредвиденных ситуаций, являются значимыми свойствами личности, активно стремящейся к самоактуализации.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ:

  1. Рудыхина Ольга Валерьевна ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
  2. РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» КАК ФАКТОРА БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА ТРЕНИНГЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
  3. О. А. Драганова ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
  4. Углова Тамара Валентиновна ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ.
  5. КОЗЛОВ Д.Д. ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В ПСИХОЛОГИИ
  6. (ММКМ)Стратегии транскоммуникативного анализа структуры и динамики личностного роста
  7. Иванова И.В. ДИНАМИКА САМООТНОШЕНИЯ И САМООЦЕНКИ В ГРУППЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
  8. В. В. Зайцева ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
  9. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
  10. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  11. НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАНЯТИЕ НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
  12. ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ У СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  13. Булатова Д.В. ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР КАК ФАКТОР МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  14. 9.4.1. МЕТАФОРА ДУХОВНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  15. ЭТАЛОН ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
  16. УРОВЕНЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ
  17. 7.1. Личностная беспомощность и самостоятельность: типология идиагностические критерии
  18. 9.4. ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА — ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ