ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Бессчетнова О. В., Россия, г. Балашов В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния, выражаясь в фанатизме, оскорблениях, нарушении прав человека.
Постепенно люди пришли к выводу, что для того чтобы выжить, необходимо изменить свой образ жизни, отношения между собой. В современном мире воспитание толерантности у граждан стало одной из главных целей образовательной политики. В 1995 году ЮНЕСКО принята декларация принципов толерантности, в которой говорится о необходимости укрепления духа терпимости и формирования отношения открытости, уважения и правильного понимания богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ежегодно 16 ноября по всему миру отмечается Международный день толерантности. И неслучайно это слово имеет очень похожее произношение во многих языках, сохраняя при этом свою специфику: 1) tolerancia (испанский) — способ признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; 2) tolerance (французский) — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 3) tolerance (английский) — готовность быть терпимым, снисходительным; 4) kuan rong (китайский) — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 5) tasamul' (арабский) — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; 6) терпимость (русский) — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным [6, с. 2].
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [6, с.2]. Это определение подразумевает терпимое отношение к другим людям, их национальности, расе, цвету кожи, языку, религии, месту проживания. Более полное, на наш взгляд, определение, раскрывающее суть толерантности, приводит в своей работе В. Н. Гуров: «Толерантность — моральное качество, характеризующее отношение к
интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей, выражающееся в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. д. без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я» [7, с.41].
Толерантность является предметом исследования многих гуманитарных наук. Впервые, понятие «толерантность» было введено английским иммунологом П. Медоваром и означало снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. Поэтому для достижения лечебного эффекта пациенту необходимо постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата. Некоторые лекарственные вещества, вызывающие у человека толерантность, также могут приводить и к развитию зависимости от них. Существует и иммунологическая толерантность, т.е. такое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам, что имеет важное значение в трансплантологии при пересадке органов и тканей.
Кроме медицинского обоснования существует и биологическое подтверждение важной роли толерантности в жизни человеческого организма. С позиции биологии толерантность обеспечивает устойчивость организма к внешним воздействиям, проявляясь как следствие адаптивности и резистентности организма по отношению к стрессорам, другими словами, толерантность - способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
В психологической научной литературе понятие толерантность трактуется как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [2, c. 431], а также стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Часто люди склонны враждебно относиться к «чужим», отличным от нас самих. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Классики отечественной и зарубежной педагогики также неоднократно обращались к изучению проблемы толерантности. Среди них Я. А. Коменский (разработка универсальной программы «Панпедия» по формированию умения жить в мире с другими людьми), К. Д. Ушинский (развитие «нравственной привычки» толерантно поведения), В. А. Сухомлинский («школа воспитания добрых чувств» на основе принципов толерантности) и другие.
Основные принципы толерантности заложены в основных мировых редигиях: буддизме, исламе, христианстве. В частности, в Евангелии прямо подчеркивается необходимость дискуссии с Талионом (от лат. «talio» - возмездие, равное по силе преступлению): «Вы слышали, что сказано: око за око, а зуб за зуб». «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».
В концепциях философско-этнических концепций прошлого и настоящего значительный вклад в развитии идей толерантности внесли Л. Н. Толстой («непротивление злу насилием»), А. Швейцер («смирение как миропонимание»), Н. К. Рерих («терпимость как активная форма взаимодействия»), а также К. Роджерс, В. Франкл, И. А. Ильин, В. В. Розанов, Л. В. Скворцов и другие.
С точки зрения культурологии, суть толерантности (терпимости) представляет собой качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Толерантность проявляется в различных формах: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально - политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других.
Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших собственных.
В рамках социологической парадигмы толерантность рассматривается как система ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг «готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» [2]. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия. При том, что основным фактором установления толерантности являются объективные внешние условия существования индивида или социальной группы, в каждом отдельном случае играют свою роль и индивидуально-психологические особенности личности, ее природная склонность к терпимости и согласию [4, c. 32].
Таким образом, из анализа определений толерантности, данных с позиции нескольких наук о человеке, можно заключить, что, несмотря на различия, все они имеют нечто общее, определяя толерантность как способность индивида адекватно реагировать на внешние раздражители, терпимо относиться к людям, процессам и явлениям (ценностным ориентациям, установкам, образу жизни, вероисповеданию, внешнему виду, культуре, языку и др.) отличным от его собственных, понимать, что мир
43велик и разнообразен и не сводится исключительно к индивидуальному мировосприятию конкретного человека. Помимо морально-нравственной категории, толерантность необходимо рассматривать и как особый способ взаимодействия людей, при котором обеспечивается достижение целей через уравновешивание двухсторонних интересов как необходимого условия становления и развития гражданского общества. Инвариантом всех этих толкований является морально-нравственная установка человека на терпимость, снисходительность, понимание другого. Толерантный человек - это человек, который с уважением относится к интересам, привычкам, верованиям других людей, стремится понять их и достичь взаимного согласия без применения насилия, давления.
В научной литературе принято выделять следующие типы толерантности: 1) гендерная (непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей половой дискриминации, сексизма); 2) возрастная (непредвзятость к людям пожилого возраста, уважительное отношение); 3) образовательная (терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким уровнем образования у высокообразованных людей и наоборот); 4) межнациональная (отношение к представителям различных наций и культур как к равным, «без чувства национального превосходства», этноцентризма, ксенофобии, агрессивного национализма); 5) расовая (отсутствие предубеждений, расовой дискриминации, расизма к людям другой расы); 6) религиозная (терпимое отношение к вероисповеданию других людей, отсутствие межконфессиональной интолерантности, религиозного фанатизма); 7) географическая (непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот); 8) межклассовая (адекватное отношение к представителям разных имущественных слоев - богатых к бедным, и наоборот); 9) физиологическая (терпимое отношение к больным, лицам с ограниченными возможностями здоровья и др.); 10) политическая (отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и, как следствие, препятствие к распространению идеологии фашизма, тоталитаризма, империализма, политики политических репрессий); 11) сексуально- ориентационная (непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией); 12) маргинальная (толерантность по отношению к маргиналам: бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.).
Исходя из содержания статьи 4 Декларации о принципах толерантности, «воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [1].
Таким образом, при формировании толерантного мировоззрения по отношению к личности студента предполагается овладение реальными технологиями разрешения конфликтов ненасильственными методами, способность к ведению толерантной дискуссии, развитие способности к эмпатии. Исходя из этого, возникает необходимость формирования новой системы толерантных установок и поведения, включающей в себя навыки терпимости и взаимоуважения, готовность к сопереживанию, компромиссу, бесконфликтному поведению в сложных ситуациях с учетом межнациональных, межконфессиональных, межкультурных различий.
Литература:
1. Декларации о принципах толерантности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/toleranc.htm
2. Дробижева Л. М., Хомяков М. Б. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации программы Ур. МИОН. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.iriss.ru/display_analyticsitem?id=000100000297
3. Краткий психологический словарь. М., Политиздат, 1985.
4. Права человека, толерантность, культура мира //Документы. М., 2002.
5. Ростиславова О. А. Толерантность как гуманистическая ценность // СПО. - 2006. - № 4.
6. Сультеев Д. Единство разных (к Международному дню толерантности) // Воспитание школьников. - 2008. - № 9.
7. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / под ред. В. Н. Гурова. М.: Педагогическое общество России, 2004.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК:

  1. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК.
  2. Труд как объект изучения
  3. ОТНОШЕНИЕ К ТРЕВОГЕ И СТРАХАМ КАК РАКУРС ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ИНТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
  4. 2.3. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ КАК СУБЪЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  5. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА АГРЕССИИ: ПОЛ И РАСА ОБЪЕКТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ АГРЕССИИ
  6. 1.3. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЭРГОНОМИКИ
  7. ОБЪЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
  8. 1.1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
  9. ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
  10. 1.5. Место психологии труда в системе наук. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия
  11. М. Г. Комлева ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
  12. ПЕСЕГОВА Н.М. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» У ПЕДАГОГОВ
  13. Жданова С.Ю. Индивидуальность как объект и субъект познания
  14. ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ