ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Бабошина Е.В., Россия, г.Кизляр
Согласно определению, данному в Декларации, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, различных форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, языку, возрасту, политическим или иным мнениям, религии.
История свидетельствует о глубоком интересе к проблеме толерантности в области свободы совести как краеугольного камня гражданского общества. В современном мире наметился рост фундаменталистских и экстремистских тенденций, активных попыток по использованию религии и ее организаций для служения воинствующему национализму, шовинизму, политизации религиозной жизни. На этом фоне толерантность вовсе не означает вседозволенность и безразличие. В настоящее время очень сложно соблюсти баланс между принципами демократии и правами человека, свободы совести и религии с одной стороны, и сохранением национальной культуры, этнической и религиозной идентичности — с другой.
Особое значение развитие принципов этноконфессиональной толерантности приобретает в условиях полиэтнического, поликультурного и поликонфессионального общества. Исследование проблемы этноконфессиональной толерантности также обусловлено необходимостью ответить на вызовы нетерпимости и всё усиливающегося многообразия общества в условиях роста межэтнической и межконфессиональной напряженности. В современном российском обществе неприязнь к чужим группам - ксенофобия, приобретает массовый характер и становится одной из серьезнейших проблем.
Следует при этом учитывать, что в разных регионах проблема толерантности/интолерантности имеет свои специфические формы, характер и степень проявления. Таким специфическим регионом России в силу своего исторического развития, географического и социально-экономического положения является Дагестан, на территории которого проживают представители более ста народностей, исповедующих ислам, христианство, иудаизм представляет собой яркий пример полиэтноконфессионального общества. Дагестан, по данным исследований социологов, этноконфликтологов, - наиболее толерантная республика в стране. Кроме понятия «аварец», «даргинец», «кумык» и т.д., существует понятие «дагестанец». Полуторатысячелетний опыт мирного проживания народов, сохраняющих свои культурные особенности, религии, обычаи, образцы толерантного поведения нуждаются в углубленном изучении и осмыслении.
Столь высокий уровень толерантности, как считают социологи, вызван полиэтничностью нашего региона. В условиях, когда этничность и конфессиональность используются как конфронтационный фактор, исторический опыт народов Дагестана, выработавший культуру межнационального и межконфессионального согласия, особенно востребован. Принятие Закона РД «О программе развития национальных отношений в РД на 2008-2010 годы» - еще один шаг на пути укрепления мира и взаимопонимания народов.
В условиях многонационального Дагестана огромное значение имеет воспитание культуры этноконфессиональной толерантности. Такое воспитание предполагает уважение к чужой культуре, языку, обычаям и религии, отказ от ограничения рамками своей национальности, узкого круга национальных интересов.
Однако установлению устойчивых этноконфессиональных толерантных отношений среди населения, в том числе и молодежи, в современном Дагестане препятствуют внутренние и внешние факторы:
- геополитические положение северокавказского региона, Дагестана, где столкнулись интересы более 30 стран;
- затяжной социально-экономический, экологический, политический кризис в северокавказском регионе;
- сложное социально-политическое положение, характеризующееся спадом промышленного производства, сельского хозяйства, высоким уровнем безработицы, снижением жизненного уровня дагестанского населения.
Итоги социологических опросов и мониторинг публичных выступлений религиозных деятелей показывают, что большинство верующих Дагестана осуждает религиозный экстремизм. Религиозные организации всех конфессий республики выступают за мир и поддержание государственного единства России. Они выступают в СМИ с миротворческими инициативами. Важной организационной формой этих усилий стал Экспертный Совет при Комитете Правительства РД по делам религий. На его заседаниях (с участием религиозных лидеров, госслужащих и ученых) регулярно решаются вопросы поддержания межэтнического мира и предотвращения конфликтов [3, с.14].
Вместе с тем социологические опросы показывают усиление центробежных тенденций в традиционном (суфийском) исламе, особенно в высокогорной и предгорной части Дагестана.
К противоречиям между традиционным (суфийским) и салафитским движениями добавляется внутренний конфликт между тремя суфийскими тарикатами, которые возглавляются представителями разных этнических групп.
Салафитские радикальные организации (джамааты) наиболее распространены в районах Дагестана с утраченными или подорванными за советский период исламскими традициями (Лезгистан, Лакия, ногайские районы и др.).
Они преобладают над умеренными салафитскими организациями, которые могут стать участниками диалога с властью.
Как отмечает С.М. Иншакова особое значение в развитии экстремизма в республике, как и по России, в целом, имеет ложь как элемент складывающейся политической культуры в рамках идеологической работы, несправедливость как фундамент - элемент культуры общества, а также факторы социокультурного характера [4, с.34].
По мнению С.М. Иншакова, особенно остро реагирует на устоявшиеся в обществе двойные стандарты молодежь (то, к чему привыкло и с чем смирилось старшее поколение). Разочарование и обида, злость и агрессивность нередко оказываются следствием терпимости и безразличия общества по отношению к порочности основ социального бытия. Американские ученые убедительно показали, что общество, прививая подросткам различные ценности, мало заботится о том, является ли их достижение реальным для большинства молодых людей. В действительности, овладеть этими ценностями законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждено проявлять «ловкость» — нарушать нормы морали и требования закона. Когда молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями воспитателей, попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать разочарование и фрустрацию.
Примечательно, что согласно социологическим исследованиям на предмет определения степени предрасположенности к восприятию фундаменталистской религиозной идеологии среди возрастных групп наибольшими фундаменталистами себя показали самые молодые, до 20 лет - 58,1% из их общего числа [2, с.156]. К элементам фундаменталистского исламского сознания относятся: отрицание нововведений, «портящих чистоту и красоту ислама», признание законов государства второстепенными по сравнению с законами, ниспосланными Аллахом, стремление внедрить в общественную жизнь законов шариата и др. [1, с.23].
Стоит отметить, что кроме констатации фактов, нет еще научно разработанных практических рекомендаций по поддержанию постоянного диалога между представителями различных конфессий, создания условий, способствующих реализации миротворческого и созидательного потенциала религий для воспитания населения в духе толерантности, противодействовать попыткам вовлечения религиозных организаций в политическую борьбу,
Так, для формирования этноконфессиональной толерантности в молодежной среде рациональными методами могут быть: проведение встреч, круглых столов, конференций с участием республиканских организаций, объединений и партий; создание образовательных программ по сравнительному изучению
166мировых религий, истории и культуры дагестанских народов не только для студентов вузов города, но и учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей; установление терпимого отношения к различным течениям, направлениям и группам внутри различных религий при условии, что их деятельность не носит антиобщественный деструктивный характер; обобщение и распространение опыта толерантного сознания и поведения верующих; профилактика возникновения этноконфессиональных конфликтов. К тому же необходимо, расширить практику проведения традиционных национальных праздников, фестивалей, смотров, конкурсов, Дней национальных культур народов Дагестана и Дней субъектов Российской Федерации в Дагестане. Не менее важным является усиление роли средств массовой информации в предотвращении распространения идей религиозного и политического экстремизма, противодействия разжиганию межэтнической и межконфессиональной розни, попыток расколоть общество на противоборствующие группы.
Результатом работы по формированию толерантности у молодежи должно стать повышение культуры межличностного общения. У молодежи будет сформировано не просто чувство терпимости, а чувство уважения к другим, чувство толерантности будет естественным. Формирование у молодого поколения интереса к национальным культурам, традициям, расширение их кругозора, должно привести пониманию и принятию, а, следовательно, к уважению других ценностей, взглядов, мнений.
Литература:
1. Абдулагатов З.М. Молодежь и религиозный терроризм в Дагестане //Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспект №1 (7) 2Абдулагатов З.М. Состояние религиозности как фактор политизации религиозного сознания / Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества: Материалы Республиканской научно- практической конференции (27 окт. 2000 г.). - Махачкала, 2002.
2. Гаджиев М.М. Национальная политика и межэтническое согласие в постсоветском Дагестане:опыт и проблемы. Автореф. . дис. ... канд. полит. наук. Махачкала, 2008.
3. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие. - М, 2002.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА:

  1. Борисов Руслан Викторович ЯЗЫК И ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.
  2. ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КАВКАЗА: ПОТЕНЦИАЛ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  3. КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕТНОСТЬ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОППОНЕНТА
  4. Дмитриев ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВЕННОГО РОДСТВА У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
  5. Е.С. Синельникова СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ПОНИМАНИЯ И ДОВЕРИЯ В СЕМЬЕ
  6. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  7. СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  8. Ноздрина Т.Н. Психология ненасильственного взаимодействия как основа для новой российской педагогики
  9. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
  10. РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  11. ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  12. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ IV-XVIII ВВ
  13. МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  14. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
  15. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ДАГЕСТАНА В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА