ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА)

Яшин В.Б., Россия, г. Омск
Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных и поликонфессиональных государств. Сегодня основные задачи Российского государства лежат в области преумножения человеческого капитала страны, что предполагает формирование позитивного национального самосознания, укрепление и развитие систем социальной, ценностной и духовно-идеологической ориентации населения.
При решении проблем в названных сферах государственная политика должна быть подкреплена осознанными совместными усилиями всего населения или его значительной части, что определяет приоритетность развития интеграционных процессов и институтов гражданского общества. Для реализации этих задач государству необходимо в максимальном объеме учитывать ожидания и потребности населения, интересы представителей различных электоральных, этнических групп и религиозных объединений. Кроме того, в целях сохранения стабильности, предупреждения социальных конфликтов государство должно своевременно выявлять ситуации возможных напряжений. Без постоянного исследования и учета общественного мнения решения власти в современном, быстро меняющемся, динамичном социуме неизбежно будут иметь недостаточную эффективность.
Примером региона эффективной реализации государственной политики в конфессиональной сфере является Тюменская область. По состоянию на 2010 г. в Тюменской области зарегистрировано 179 религиозных организаций различных конфессий. В целом сложившуюся здесь к настоящему времени религиозную ситуацию можно охарактеризовать как стабильную. В регионе сложились устойчивые конструктивные взаимоотношения между различными религиозными сообществами (прежде всего это касается крупнейших из них - православных, мусульман и протестантов), а также между конфессиями и светскими институтами, включая органы власти. Сегодня в Тюменской области действует ряд объединений межденоминационного (например, «Совет христианских церквей») и межконфессионального («Конгресс религиозных организаций Тюменской области») характера.
Однако ситуация социального взаимодействия в конфессиональной сфере динамична; ее формируют не только члены, религиозных организаций, но и все население региона. Поэтому обратная связь власти Тюменской области с ее населением не ограничивается совместной работой с представителями религиозных кругов, обладающими активной гражданской позицией. Законом Тюменской области № 315 от 28 декабря 2004 г. «О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений» и Долгосрочной целевой программой «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно - конфессиональных и общественно - политических отношений в Тюменской области на 2010-2012 годы» закреплена такая форма взаимодействия с общественностью, как проведение социологических исследований. Следует подчеркнуть, что наличие системы сбора и анализа социологической информации в режиме мониторинга особенно значимо именно на региональном уровне, поскольку, с одной стороны, на нем непосредственно организуется реализация социальной политики в сфере общественно-политических, межнациональных и общественно-религиозных отношений, а другой стороны, каждый регион обладает социально-экономической и этнокультурной спецификой.
Мониторинг зафиксировал увеличение доли респондентов, считающих себя верующими, с 63,56% в первом полугодии 2009 г. до 66,42% в конце 2010 г. Тем не менее, этот показатель остается ниже, чем по России в целом: согласно данным ВЦИОМ, в 2010 о своей религиозности заявляли 83,00% россиян. Доля жителей Тюменской области, колеблющихся между верой и неверием, в конце 2010 г. составила 12,83%, доля неверующих- 19,67% (по России в целом опрос ВЦИОМ выявил только 8,00% атеистов).
Наиболее распространенной в Тюменской области конфессией остается православие - о принадлежности к этому вероисповеданию в конце 2010 г. заявили 60,00% респондентов. Ислам занимает вторую позицию - 5,58% опрошенных. За последние годы доля православных и приверженцев ислама в регионе практически не меняется.
По сравнению с первым полугодием 2009 г. к концу 2010 г. отмечено сокращение числа как тех тюменцев, кто «безусловно» или «скорее» стараются исполнять религиозные обряды, так и тех, кто «скорее» или «совершенно» не старается этого делать. В первой группе спад составил 3,44% до 32,42%, во второй - 4,51% до 14,33%. В то же время на 9,05% возросла доля респондентов, затруднившихся с ответом или отказались отвечать (34,75%). Наиболее высока доля тех, кто «безусловно» или «скорее» старается придерживаться обрядовой стороны, среди опрошенных католиков и православных респондентов - соответственно 50,00% и 49,58%. Мусульмане по этому показателю оказались на третьем месте (40,30%).
Во втором полугодии 2010 г. 80,50% респондентов отметили, что ситуация в сфере религиозных отношений на территории юга Тюменской области «совершенно» или «относительно» спокойная. Что
205касается религиозной ситуации в стране в целом, то она участниками была оценена более критически: только 60,83% опрошенных посчитали ее благоприятной. О негативных тенденциях в сфере религиозных отношений на территории области во втором полугодии 2010 г. заявили 12,33% опрошенных на территории России в целом - 27,08% респондентов.
Рост тревожности в сфере общественно-религиозных отношений среди населения юга Тюменской области объясним, прежде всего, тем, что религиозная идентификация нередко определяется не столько по принадлежности к той или иной конфессии, сколько на основе соотнесения с определенной национальной культурой и образом жизни. Поскольку зафиксирован рост респондентов, недовольных увеличением в регионе числа трудовых мигрантов из Средней Азии и Кавказа, логично предположить, что это «недовольство» перенесено и на последователей основной для этих территорий религии.
Сами респонденты, которые указали, что ситуация в сфере общественно-религиозных отношений в Тюменской области в настоящее время является напряженной, отметили следующие основания для такого мнения.
25,68% этой категории опрошенных видят истоки напряженности в различии/ отдалении культур последователей различных религий, в отсутствии необходимых для толерантного отношения к инаковерующим внутренней культуры и знаний («низкий уровень культуры и образования», «различия в духовной культуре, ментальности», «необразованность, незанятость молодежи», «нарастание непонимания между представителями различных конфессий», «различие между религиями, религиозными взглядами» и т.д.). Вторую по значимости причину напряженности респонденты видят в нарастании фанатизма в среде верующих, не уточняя их конфессиональную принадлежность («много мигрантов с экстремистскими настроениями», «нежелание найти компромисс, отсутствие веротерпимости») - доля таких суждений составила 18,24%. К этой же группе примыкают еще 8,72% суждений, в которых главным фактором негативных тенденций в межконфессиональных отношениях называется радикальный ислам («активизация мусульман-фанатиков», «рост числа конфликтов с представителями народностей, исповедующих ислам», «агрессия со стороны кавказцев-мусульман»). Тем самым можно говорить о переносе на мигрантов - фактических конкурентов на рынке труда - негативного отношения к представителям экстремистских течений в исламе. Этот тезис полностью подтверждает предыдущий вывод о причине увеличения доли жителей тюменского региона, ощущающих напряжение в сфере общественно-религиозных отношений. Значима доля (10,81%) и таких суждений, как «в регионе представлено много конфессий» и «представители различных конфессий заманивают к себе (конкуренция)». Еще одна причина (к ней можно отнести суждения 6,76% респондентов) - активизация различных сект, в частности, Свидетелей Иеговы.
В ходе опроса респондентам было предложено уточнить, были ли в их жизни или в жизни их близких и знакомых конфликтные ситуации на религиозной почве. Как выяснилось, по состоянию на конец 2010 г. только у 7,08% опрошенных такой негативный опыт был. Доминирующая же доля респондентов (92,17%) заявили, что не испытывали со стороны людей других вероисповеданий враждебных взглядов или действий; 95,17% опрошенных никогда не испытывали личной неприязни в отношении верующих, принадлежащих к другим конфессиям. При этом ни один из 1200 респондентов не заявил, что чувство враждебности (как у себя, так и к себе) возникало «очень часто».
В ходе опроса респондентам было предложено указать, представители каких конфессий вызывают у них наибольшие симпатии и антипатии. Наибольшие симпатии опрошенные испытывают к последователям православия (34,50% от общего числа участников исследования), что закономерно, поскольку данная религия является основной в регионе. В то же время доля тех, кто заявляет о симпатии к православным, оказалась почти в 2 раза меньше доли тех, кто заявляет о своей собственной принадлежности к православной вере. По-видимому, для большинства считающих себя православными самоидентификация с этим вероисповеданием обусловлена не столько собственно религиозными, сколько этнокультурными мотивами. С другой стороны, можно констатировать, что личная «православная ориентация» не всегда сочетается у тюменцев с ощущением своей причастности к православному сообществу и групповой солидарностью. На втором месте - симпатии к мусульманам (5,58% респондентов), что фактически совпадает с долей мусульман среди участников опроса. Следует отметить, что доля лиц, которые не испытывают симпатий к верующим людям вообще, составила 26,00%
73,83% респондентов опроса не испытывают неприязни к представителям ни одной из конфессий. Самая высокая доля антипатий наблюдается в отношении мусульман, но она составляет всего 4,50%. Распределение значимости причин неприязненного отношения к представителям тех или иных конфессий по результатам различных «волн» мониторинга остается неизменным: на первом месте - угроза агрессии со стороны «иноверцев», на втором - неприятие «чужих» религиозных обрядов
Таким образом, результаты социологических исследований, проведенных ГЭПИЦентром-2 среди жителей Тюменской области отражают несомненные успехи органов управления региона в регулировании чрезвычайно сложной и деликатной конфессиональной сфере. Мониторинг подтверждает репутацию юга Тюменской области как одного из наиболее благополучных регионов Российской Федерации, в том числе по динамике ситуации с общественно-религиозными отношениями. Именно эта стабильность и придает региону особую привлекательность в миграционном плане. Однако в условиях постоянного притока не все мигранты оптимально адаптируются в инонациональной и инокультурной среде, что создает риск усиления фрагментации диаспор и роста конфликтогенности на национальной и религиозной почве. Также риск роста напряженности в социальных и этноконфессиональных отношениях обусловлен меньшей готовностью к
миграции принимающего населения и повышенными ожиданиями прибывающего, особенно в ситуации выхода из мирового финансово-экономического кризиса. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что дальнейшее проведение социологического мониторинга в сфере общественно-конфессиональных отношений является актуальной задачей и обладает несомненной практической значимостью, поскольку дает прикладную информацию для совершенствования законодательной базы региона и оперативной корректировки принятых управленческих решений.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА):

  1. ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ)
  3. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕВЕНТИВНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
  4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ДВИЖЕНИЯМ
  5. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  6. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  7. ВКЛЮЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: В НОГУ С НАУЧНЫМ ПРОГРЕССОМ
  8. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ТЕРПИМОСТЬ В АСПЕКТЕ МНОГОГРАННОСТИ И НЕСХОДСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ
  9. ИСТОРИЯ И ОНТОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
  10. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКСТРЕМИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
  11. ТЕРМИН «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ФРАНЦИИ И РОССИИ
  12. ПОЛИАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И КСЕНОФОБИИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  13. Общественные отношения - отношения межличностные
  14. 9.2.2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ