ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Мартынова О.В., Россия, г. Москва
В современном динамично меняющемся мире есть целый ряд проблем, от решения которых зависит благосостояние современного социума, течение социальных процессов и мироустройство в целом.
Наряду с рядом экономических и политических проблем, проблем, связанных с экологией, к ним можно отнести проблемы духовного порядка, связанные с нравственными смысловыми ориентирами современного человека, этикой общения и поведения людей, а также культурой общения. Современное общество столкнулось с разными проблемами, наблюдаемыми в повседневной жизни. Это: разобщенность людей, крайний индивидуализм, эгоистические тенденции, прагматизм, отсутствие широкой культурной составляющей мировоззрения, узость интересов и кругозора, замкнутость на бытовых проблемах, антигуманизм и эгоцентризм. Все это отразилось на человеческих взаимоотношениях, что вызвало регресс культуры общения. Социологи отмечают, что внешние и внутренние конфликты стали в жизни людей постоянным отрицательным фактором воздействия на духовный облик каждого отдельного человека и на общество в целом. И тем ярче все это проявляется в контексте многообразия культур нашего мира, когда усиливается нетерпимость и даже некоторая враждебность по отношению к иным, «не своим» формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. В данной ситуации формирование толерантности субъектов социума выступает одним из главных способов преодоления чреды противоречий и проявления конфликтных настроений.
Сегодня понятие «толерантность» стало довольно часто употребляться в различных сферах. Понимание данного термина постепенно расширяется, обогащается, выходит из узкой плоскости чисто научного или культурного феномена, затрагивает целый блок политических и социальных вопросов. В современном социуме довольно часто приходится наблюдать отношения нетерпимости людей друг к другу. Это выражается как в отдельных аспектах восприятия того или иного качества, свойства личности, манеры общения, поведения другого человека, так и в восприятии целостной структуры личности, цельного облика индивидуума, его культурного фенотипа. В современных условиях проблема культуры общения и взаимоотношений является одной из наиболее острых. И в данной ситуации проблема толерантности, вектор ее решения играет существенную роль.
Толерантность - это терпимость, снисходительность к кому-либо; это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие поведения, убеждений, традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Сформированная у человека толерантность позволяет ему легко вступать в коммуникативные связи с другими людьми, этически грамотная позиция в общении делает человека толерантным. Толерантность в общении способствует познанию позиции, мнения другого человека. Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Роль образования в формировании толерантности субъектов социума велика. Именно поэтому образовательные стратегии, образовательную политику следует выстраивать с учетом важнейших принципов толерантности: уважение прав и достоинства человека, его культурных норм и идеалов, его индивидуальных ценностных ориентаций. Следует отметить взаимодействие между понятием «толерантность» и гуманизацией российской образовательной системы. Обращая взгляд в прошлое, важно понять, что концепция толерантности в этическом плане рождена гуманистическими тенденциями эпохи Возрождения. Характеризуя человека как главную непреходящую ценность, в то же время подчеркивается ценность его различных достоинств и добродетелей. К ним относятся и достоинства, отличающие одного
человека от другого, его индивидуальное своеобразие. Значение толерантности как условие сохранения разнообразия особенно актуально в современном социуме.
Понятие «толерантность» взаимно обусловлено и сопряжено с такими понятиями как «этика», «нравственность», «эмпатия», «диалог», «межличностное взаимодействие», «межкультурная коммуникация». Не секрет, что вопросы этики, морали и нравственности часто «выключают» из объектной сферы пристального рассмотрения в разных областях человеческой деятельности. Очень часто в современном мире в центре внимания находятся проблемы, обусловленные различными экономическими и политическими доминантами, так или иначе связанные с сугубо материальной составляющей бытия. Вопросы, обращенные в сторону духовных координат, в духовную плоскость, часто вытеснены из сознания субъектов социума более глобальными проблемами. В то же время корни, истоки этих глобальных проблем идут от несовершенства внутреннего мира человека, являющегося творцом, создателем всех материальных и духовных ценностей. И вопросы этики, нравственности являются фундаментально образующими в контексте создания гармонии микрокосмоса каждого отдельного индивида, каждого субъекта социума, определяют направленность его личности. И это, в конечном счете, определяет решение многих экономических и политических вопросов. «Нравственность является не надстройкой над экономикой, политикой или религией, а, наоборот, основой нормального функционирования общества. Фундамент добрых человеческих чувств и поступков заложен в природном чувстве солидарности и космически общезначим. На каждом уровне развития человеческого духа этика указывала возможный путь обретения человечности. Она определяет не только перспективы будущего, но и ближний круг человеческих отношений.» [3. С. 411].
В образовательной сфере наряду с предметным ориентированием и оснащением учащихся специальными знаниями, умениями и навыками приоритетными задачами являются задачи формирования целостной творческой личности, духовно богатой и воспитанной по канонам высоких нравственных принципов и идеалов. Этически грамотная жизненная позиция учащихся, проявляющая себя в стиле их общения и поведения, в выборе поведенческих ориентиров способствует гармонизации отношений в современном социуме, помогает создать консонансную атмосферу межличностного взаимодействия.
Межличностные отношения, которые носят деструктивный характер, являются серьезным препятствием для продуктивной учебной деятельности, вызывают негативные эмоциональные реакции ее участников, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на результативности всего процесса обучения в целом.
Понятие «диалог» в современных образовательных концепциях является ключевым. С точки зрения межличностного общения диалог является основой основ человеческого общения как такового. Без диалога общение вообще теряет всякий смысл, так как диалог не является простым механическим совмещением реплик вступивших в него людей, подразумевающим элементарное физическое слушание и внешнеконтекстное совпадение смыслов говорящих. Диалог на глубинном, собственно диалогическом уровне, предполагает адекватную интерпретацию смыслов собеседника, преобразование его информации в правильном смысловом ракурсе и по-настоящему слышание собеседника. Это предполагает желание и способность человека взаимодействовать с другим субъектом, понимая и глубоко осознавая предложенную ему информацию, живо, а не механически реагируя на нее, ориентир именно на другого, а не на себя. М. Бубер по этому поводу высказывался следующим образом: «Я знаю три вида диалога: подлинный, который может быть выражен как в словах, так и в молчании, - в этом диалоге каждый из его участников действительно имеет в виду другого или других в их наличном и своеобразном бытии и обращается к ним, стремясь, чтобы между ним и ими установилось живое взаимоотношение; технический, вызванный лишь необходимостью объективного взаимопонимания, и, наконец, замаскированный под диалог монолог, в котором два человека или несколько собравшихся людей странными извилистыми путями говорят с самими собой, полагая при этом, что они избавлены от мучительного пребывания лишь с самим собой. Жизнь в диалоге - не та, в которой много имеют дело с людьми, а та, в которой, имея дело с людьми, действительно с ними имеют дело» [2. С.108-109]. Необходимость мыслить диалогически диктуется приоритетами современной парадигмы образования, выявляет ее гуманистическую основу. М.М. Бахтин, внесший значительный вклад в разработку гуманистической методологии познания личности, свидетельствовал, что «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя» [1. С. 336].
Создание истинного диалога предполагает наличие эмпатийности у субъекта деятельности как личностного свойства, глубоко укоренившегося в сознании и ставшего частью его внутреннего мира. Эмпатия - это способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи, поступки; восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков; сопереживание его душевной жизни. Эмпатия - такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. По определению А.В. Петровского, эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека [4]. В процессе межличностного взаимодействия субъектов педагогического процесса эмпатийность каждого из них играет значительную роль как в контексте понимания ряда узкопрофессиональных задач, связанных со спецификой того или иного вида деятельности, так и в
общепедагогическом контексте воспитательного процесса в целом, поскольку одной из задач воспитательного процесса является «формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности» [5. С. 247]. Эмпатия делает человека более гибким, творческим, открытым позитивному опыту, побуждает его идти на компромисс, ориентироваться на точку зрения другого, принимать позицию партнера.
Корреляция понятия «толерантность» с вышеприведенными понятиями очевидна. Воспитать толерантность можно только в условиях истинного диалога, с опорой на этически грамотную профессиональную и жизненную позицию субъектов социума. В образовательной практике необходимым полем, обуславливающим естественное и глубокое усвоение принципов толерантности, является совместная деятельность. Особую роль в данной ситуации играет сфера культуры, искусств и социокультурной деятельности. Продуктивная совместная деятельность в данной области в высокой степени способствует формированию гаммы необходимых качеств личности индивидуума, поскольку только в условиях гармоничной межличностной среды можно построить профессиональный ансамбль, так часто необходимый в разных видах деятельности, связанной с искусством, с творчеством, с совместным результатом. Приведем пример из области искусств - музыкальный ансамбль. Занятия музыкально-ансамблевой деятельностью являются важным культурным планом с точки зрения формирования целого ряда личностных качеств и свойств учащихся. Ансамблевая деятельность по своей природе является коллективным видом деятельности и предоставляет широкие возможности для воспитания коллективизма, являющегося противоположностью индивидуализма и его крайних проявлений. В ансамблевой деятельности создание коллектива как группы высокого уровня развития имеет определяющее значение с точки зрения профессионального становления и роста музыкально-творческого объединения, играет существенную роль для жизнеспособности и плодотворной деятельности ансамбля, а также прокладывает путь к созданию гармоничного жизненного поля, в котором межличностное взаимодействие субъектов социума будет осуществляться на принципах толерантности, диалога и других фундаментальных ориентирах духовного порядка.
Литература:
1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
2. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Республика, 1995. - 462 с.
3. Горелов, А.А. Этика: учеб. пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - 3-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 416 с.
4. Общая психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.
5. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

  1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМА
  2. ТЕМА 2 . СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОБЛАСТЬ самостоятельного научного знания и социокультурное явление современности
  3. С. Т. Посохова ПРИНЯТИЕ МОДЫ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПОДРОСТКОВ- СИРОТ В СОВРЕМЕННУЮ СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ
  4. СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  5. Лебедева О.В. ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  6. 3.3. СОВРЕМЕННЫЙ КРИТЕРИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА — УМЕНЬШЕНИЕ БИОМЕХАНИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
  7. О НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
  8. ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  9. К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
  10. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  11. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ НИДЕРЛАНДАХ
  12. Т. В. Слотина ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
  13. А. В. Краева СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  14. ЭМПАТИЯ КАК ОСНОВА СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  15. А. Ш. Гусейнов ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОТЕСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  16. ГРАЖДАНСКИЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СОЦИУМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  17. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
  18. ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  19. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  20. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ