ТОЛЕРАНТНОСТЬ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Грязева-Добшинская В.Г., Россия, г. Челябинск
Для формирования общества с развитой инновационной экономикой необходима оптимизация взаимоотношений социальных субъектов, выполняющих социальные роли в инновационной деятельности (руководителей, инвесторов, творцов, лидеров-инноваторов), - поддержка их разнообразия и сплоченности, развитие их способности к синергии взаимодействия в гетерогенных командах проектов.
Актуальна цель создания методики, выявляющей отношения социальных субъектов (толерантность - интолерантность), занимающихся творческой и инновационной деятельностью. Разработана технология РОССТЛ (Грязева- Добшинская, Бакунчик, Глухова, Мальцева, 2008), направленная на выявление эмпирических оснований для оптимизации взаимоотношений субъектов в проектных командах, создающих творческие продукты и реализующих инновационные проекты.
Психодиагностическая технология РОССТЛ («Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями») выявляет отношение субъектов (толерантность - интолерантность) к типам творцов, к культурным ценностям, символам, социальным ролям, определяющим направленность на изменения, творчество, инновации; единство принимаемых и отвергаемых типажей творческой личности, интеграцию социальной роли «криэйтора» в группе, в организации. В целом на основе психодиагностических показателей РОССТЛ группы или организации может быть выявлен культурный капитал инноваций - готовность субъектов на уровне принимаемых ценностей, символов, социальных ролей к изменениям, к инновационному варианту развития (В.Г. Грязева-Добшинская, 2009).
Пространство исследования по проблеме толерантности в сфере креативности и инноваций может быть задано двумя ортогональными осями: «толерантность - конфликтность», «идентичность - позиционирование». Для диагностики, прогноза и оптимизации взаимоотношений в гетерогенных командах креативных и инновационных проектов осуществляется выявление и рефлексия взаимоотношений участников по параметрам: «толерантность - конфликтность», «идентичность - позиционирование».
Дихотомия «толерантность - конфликтность» обнаруживается во всех работах по толерантности (Асмолов, 2006; Асмолов, Солдатова, Шайгерова, 2001). Конфликт, борьба противоположностей определяют процессы социо-культурного развития, но и «толерантность», разнообразие, взаимопомощь, доверие имеют эволюционный смысл в противоречивом процессе развития (Асмолов, 2006, Сабуров, 2003, Братченко, 2003). Толерантность понимается как устойчивость к неопределенности, к конфликту, к стрессу, к поведенческим отклонениям, как этническая устойчивость (Асмолов, Солдатова, Шайгерова, 2001). Операционализируя понятие толерантности как интегральной характеристики личности, Г.У. Солдатова выделяет четыре ее компонента: психологическую устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей.
Дихотомию «идентичность - позиционирование» также можно обнаружить в работах по толерантности. Исследования проблем идентичности как оппозиции «Я» - «не-Я», «свой» - «чужой» выявили феномены, механизмы, факторы толерантности (Шеффер, Скарабис, Шледер, 2004; Ушаков, 2004). Идентичность - центральный момент в проблеме чужого. «Чужой» как «не-свой», как «неизвестный», выступает как угроза идентичности (утверждение иных, неизвестных ценностей). Модель восприятия чужого включает идентичность, знание, амбивалентность. В эту модель включены параметры: «соответствие идентичности - противоречие идентичности»; «свое» - «не-свое»; наличие опыта - отсутствие опыта; позитивная валентность - амбивалентность - негативная валентность. Исследуются ценности и стандарты идентичности, в том числе идеально-символические и материально-экономические стандарты идентичности (Шеффер, Скарабис, Шледер, 2004; Скарабис, Шульце, Шеффер, 2004).
Позиционирование в данном контексте может быть понято как фокусирование восприятия и понимания человеком себя самого и других, иных субъектов. Познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов) предполагает познание и признание «не-Я», позиции и взглядов Другого; взаимодействие и диалог с другим при сохранении автономности «Я» (Епина, 2006). Творчество - это сфера, где позиционирование человеком уникальности своего «Я», своей позиции относительно «школы», «канона», «парадигмы» является сущностным процессом. И это позиционирование предполагает активный диалог с Другими и
поддержание разнообразия. Именно в сфере творчества инаковость Другого (и каждого) может стать объектом интереса, понимания, стать ценностью (Сыров, 2003).
Исследуя социокультурные пространства, способствующие высокой творческой продуктивности, Р. Флорида определяет три их характеристики, - «3Т креативных территорий»: талант, технологии, толерантность (Флорида, 2005). Толерантность, как и креативность выступают не только как культурные, но и как экономические феномены, определяющие достижения субъектов, организаций, регионов в постиндустриальном обществе (Амэбайл, 2006; Юдина; 2004, Калужский, 2006; Сабуров, 2003).
Технология диагностики РОССТЛ основана на понимании развития индивидуальности личности как субъекта культуры. Типология субъектов культуры, используемая в ней, предполагает дифференциацию индивида как родового человека, личности как социального субъекта и индивидуальности личности (Грязева 2000, 2002). Эта типология личности как субъекта культуры основана на работах психологов и культурологов: А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, А.Г. Асмолова, В.А. Петровского, А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко.
Технология диагностики РОССТЛ относится к интегративным психодиагностическим технологиям, соединяющим возможности проективного и психосематического методов. Она основана на сравнении у субъектов общекультурных и индивидуально-специфических семантик образов творческих людей и семантик образов Я. В ее основе - психосемантический метод Дж.Келли (техника репертуарных решеток). Пространство объектов для оценки (элементы) и пространство шкал оценки (биполярные конструкты) задавались как два пространства символов, для которых характерны избирательность и неопределенность, что обеспечивает проективность интерпретаций субъектов. Элементы - различные типажи современных творческих людей, имеющие мифологическую основу (например, Прометей, Гефест, Дедал).
Конструкты - фразеологизмы, задающие полярные определения творческих людей («Дело мастера боится», «Век живи - век учись», «Не от мира сего»). Фразеологизмы подобраны в соответствие с основаниями бытия человека, - труд, познание, игра, любовь, господство, жизнь, смерть, а также типами субъектов культуры, - индивид, социальный субъект, индивидуальность личности.
Из 24 картинок субъекты выбирают 10 типажей людей на заданные ролевые позиции: я; руководитель мужчина; руководитель женщина; заместитель мужчина; заместитель женщина; криэйтор; востребованный сотрудник; спасатель в кризисе; увольняемый мужчина; увольняемая женщина. В инструкции нет их отнесения к творческим людям, нет мифологических имен, субъекты создают «свою команду» из «некоторых типов людей». Далее выбранные на 10 ролевых позиций картинки с типажами оцениваются по биполярным конструктам, созданным субъектами произвольно из 72 фразеологизмов. Субъекты заполняют репертуарную решетку, в которой 10 элементов (типажей) оцениваются по 12 конструктам. Для обработки данных репертуарных решеток применяется факторный анализ.
Проведены эмпирические исследования толерантности субъектов к творческим личностям на различных выборках: топ-менеджеры организаций различного типа (Бакунчик, 2009), менеджеры промышленных предприятий с разным уровнем инноваций (Грязева-Добшинская, Глухова, Глухов, 2009), студенческие группы различных специализаций (Мальцева, Ульянова, 2009). Результаты исследований показали возможности технологии РОССТЛ и позволили анализировать явления, связанные с феноменами толерантности - интолерантности в сфере творческой и инновационной деятельности.
Выявлены степени единства субъектов в отношениях (толерантности - интолерантности) к типам творческих личностей.
Уровень осознаваемой толерантности субъектов к типам творческих личностей на основе выборов типажей на заданные ролевые позиции (индексы на основе частотных показателей, где индексы толерантности - выборы на все роли принимаемых, а индексы интолерантности - все выборы на роли увольняемых в процентах к выборке). Этот уровень толерантности - интолерантности осознается и контролируется субъектами в аспекте социальной желательности.
В организациях с высоким уровнем внедрения инноваций или «прорывной» модернизации устойчиво выявляются 4-6 типов творцов, которые имеют высокие индексы толерантности (включая Прометея, Икара, Дедала, Гефеста) и 2-3 типа творцов, которые имеют высокие индексы интолерантности (включая Афродиту, Эрота). Это показывает большую степень единства менеджеров-инноваторов в проявлении толерантности - интолерантности к определенным типам творческих личностей. В организациях с низким уровнем внедрения инноваций или с постепенной модернизацией, большое разнообразие типов творцов, имеющих высокие индексы толерантности или интолерантности, что сопоставимо с их дифференциацией для организаций разного типа (Бакунчик, 2009) или для студенческих групп (Мальцева, Ульянова, 2009).
Уровень неосознаваемой толерантности субъектов к типам творческих личностей, выявляемой на основе факторного анализа. Индексы толерентности и интолерантности, определяемые по факторным нагрузкам (на основе разницы значимых нагрузок в факторе, т.е. на основе «расстояния» в семантическом пространстве субъекта), несколько отличаются от индексов толерентности и интолерантности, определяемых по частотным показателям выборов, рассматриваемых ранее. В этом варианте отношения субъектов менее осознаваемые и менее подвержены контролю в контексте социальной желательности.
Минимальные отличия между двумя способами определения толерантности и интолерантности субъектов (демонстрируемой и неосознаваемой) фиксируются в ролевой позиции Я и в управленческих
ролевых позициях (сокращается количество типов творцов с максимальными индексами толерантности). Значительные отличия между двумя способами определения толерантности и интолерантности субъектов фиксируется по ресурсной роли «криэйтора» (по одному из творческих типажей, - Орфею, - изменение индексов на противоположные). Максимальные отличия между двумя способами определения толерантности и интолерантности фиксируются по индексам интолерантности. Во втором варианте (на основе факторного анализа) могут выявляться более высокие значения интолерантности типов творцов, которые в первом варианте (на основе частотного анализа выборов на ролевые позиции) не выявлялись.
Результаты исследования позволяет в определенной степени прогнозировать интеграцию творца, инноватора того или иного личностного типа в различных группах и организациях.
Выявлены степени единства субъектов в отношениях (толерантности - интолерантности) к управленческим (статусным) и ресурсным социальным ролям. Проведен анализ соотношения индексов толерантности - интолерантности по ролевым позициям без учета выбираемых на них типов творческих личностей. Такой анализ позволяет определить уровень толерантности или интолерантности субъектов в группе, в организации к той или иной роли, прежде всего, к роли «криэйтора».
В выборках менеджеров толерантность к типам творческих личностей в управленческих (статусных) ролевых позициях наиболее высокая, а интолерантность наиболее низкая; по ролевой позиции криэйтора фиксируются самые низкие значения индекса толерантности и самые высокие индексы интолерантности. Таким образом, в исследованных выборках менеджеров творческая личность не интегрирована на уровне социальной роли криэйтора, социальная функция которой - создание креативных продуктов, новых технологий, приносящих максимальную прибыль, участие в развитии культуры и цивилизации. Социальная интеграция возможна для некоторых типов творческих личностей в контексте их управленческого статуса.
Выявленные особенности толерантности к творческим личностям являются основаниями для консультационной и тренинговой работы, направленной на оптимизацию взаимоотношений субъектов в группах, проектных командах, организациях, реализующих творческие и инновационные проекты.
Работа поддержана грантом РГНФ № 08-06-00633а.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ:

  1. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
  2. 3.3.3. ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ОЦЕНКЕ РИСКОВ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ВУЗАХ)
  3. КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  4. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
  5. М. М. Кашапов НАДСИТУАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
  6. А.Л. Свенцицкий ДОВЕРИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
  7. М. В. Иванов ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
  8. 9.7. Студент как субъект учебной деятельности
  9. 9.7. Студент как субъект учебной деятельности
  10. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. УЛЬЯНКИНА Н.Н. ТВОРЧЕСКАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ
  12. 7. Студент как субъект учебной деятельности
  13. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАРЬЕРЫ
  14. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАРЬЕРЫ
  15. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ