ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ТЕРПИМОСТЬ В АСПЕКТЕ МНОГОГРАННОСТИ И НЕСХОДСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ

Кубинева Л.А., Медведева В.Е., Россия, г. Орел
Религия, являясь формой общественного сознания, определенным образом отражает общественные отношения, интегрирует их. Религиозное сознание одно из наиболее массовых и стойких социально - психологических явлений, играющих значительную роль в истории человечества в разных уголках мира, начиная с доисторических времен и до наших дней.
Каждая религия вырабатывает ту или иную систему ценностей и установок, которые в процессе общения в религиозных группах передаются из поколения в поколение, влияя на эмоционально-волевую и духовную жизнь религиозной личности. По В. Джемсу («Многообразие религиозного опыта») религиозный опыт присущ всем людям независимо от их национальностей принадлежности, он коренится в глубинах психики человека, но проявляется этот религиозный опят различно: одни - религиозные гении - исключительно восприимчивы к присутствию в своей душе божества; другие - обычные верующие - менее одарены такой способностью; третьи - неверующие - вообще не слышат в себе «голос божества». Джемс считает, что религиозный опыт одинаков у всех верующих - буддистов, мусульман, христиан, но в зависимости от конкретных социальных условий и воспитания человек становится либо буддистом, либо католиком, либо мусульманином. (Но, например, иное в Православии - все определяет благодать Божия: «не вы Меня избрали, а Я избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод». Евангелие от Иоанна - Ин. 15,16).
Одной из важнейших функций религии называют мировоззренческую или смыслополагающую (Э. Фромм, К.Г.Юнг). Человек становится слабым и беспомощным, если он утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Религия позволяет человеку на мировоззренческом уровне разрешать противоречия реального мира, достойно преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже смерть, т.к. для религиозного человека они исполнены глубоким смыслом.
Двумя основными понятиями сакрализация и секуляризация можно описать влияние религии на общественную жизнь, на жизнь личности, динамику этого влияния в ходе развития общества. «Сакрализация» ( от лат. - священный), «Секуляризация» (позд.лат. - мирской, светский) - освобождение от влияния религии, сужение круга, выполняемых ею функций. Степень влияния религии меняется в контексте этих двух процессов. В каждой культуре, в каждом обществе процесс сакрализации, «живительной силы» имеет свое собственного выражение и свои особенности вовлечения в сферу религиозного сознания. На ранних этапах человеческой истории признание «священного», принятие определенных символов, обрядов, типа верований осуществлялось непосредственно в процессе общения. Позднее на основе клерикализации (от позд.лат - церковный) происходила канонизация и догматизация вероучения, регуляция на этой основе личной и общественной жизни. В процессе сакрализации в современных развитых странах меняется положение религии в обществе. Человек критически принимает и оценивает мир, не считает необходимым слепо подчиняться традициям, что-то принимать на веру, но думает возможным перестраивать мир, руководствуясь своими целями и возможностями.
Непосредственная религиозная практика всегда ставит человека в определенные взаимоотношения с высшей реальностью. В поисках смысла человек пытается ответить на вопрос: «Как я живу (и должен) жить, чтобы достичь высшей цели моей жизни?» В процессе персонального духовного поиска смысла, в стремлении к самореализации, раскрытию личностного потенциала человек в религии может найти идеал, который трудно достичь, но он ведет человека к конечной цели поиска, например «спасению» в христианстве, или «просветлению» в буддизме. Психологический, теологический и философский подходы к религии отражают именно эту «идеальную» сторону религии.
Прослеживается некое единство всей религиозной жизни человечества в целом от доисторических до наших дней, даже если область «сакрального» имеет свое собственное выражение в каждой отдельной культуре. Религиозные традиции передаются из поколения в поколение, отличаясь при этом непрерывной
112самотождественностью и в тоже время способностью к какой-то мере к обновлению и трансформации, например, религию современной Мезоамерики можно представить на примере культа Девы из Гваделупы - это сочетание христианского культа Девы Марии с ацтекским культом богини-матери. Северная Америка, как и Африка, характеризуется сотнями самостоятельных религий. В настоящее время происходит трансформация и взаимодействие местных религиозных традиций с христианством.
В тесном историческом родстве друг с другом находятся и имеют много общих черт иудаизм, христианство и ислам. Первым возник иудаизм, затем христианство и позднее ислам. Христианство (включающее три ветви - православную, католическую и протестантскую) наиболее распространенная мировая религия, которую исповедуют преимущественно в Европе, Америке и Австралии; второе место по числу верующих занимает ислам (мусульманство), который объявлен государственной религией почти в 30 странах мира, главным образом в Азии и Африке. Иудаизм (национальная религия) одна из древнейших религий, многие положения которой были восприняты христианством. Это так называемые библейские земли, расположенные в восточной части Среднеземноморья и народ, который вместе со своей религией оказался рассеян по всему миру. Иудаизм не знает своего основателя, хотя в его преданиях фигурирует большое количество религиозных вождей, величайшими из которых были Авраам и Моисей. Религия иудеев была составлена на основании завета между Богом и людьми, о чем имеются свидетельства в божественном Откровении, известном под названием Торы.
Христиане веруют в Единого Бога и в Единое Откровение, зафиксированное в Писании (Новый Завет). Основателем своей религии они считают Иисуса Христа, чью божественную природу отрицают иудеи (это один из спорных моментов, существующих между христианством и иудаизмом). Ислам, его родина Аравийский полуостров; места распространения - Африка, Европа, значительная часть Азии - появился позже иудаизма и христианства и много заимствовал из духовного наследия Авраама и Иисуса. Подобно иудаизму и христианству, ислам призывает к поклонению Единому Богу и к вере в Единое Откровение, зафиксированное в Коране. Основатель ислама Мухаммед, его почитают как пророка. В жизни общины важное место занимает формализованное богослужение, совершаемое 5 раз в день. В настоящее время наблюдается рост мусульманского присутствия в западных странах. Исламу свойственна тенденция к фундаментализму (феномен, порожденный ХХ-м веком). Эта тенденция характерна для многих религий мира. По мере формирования секулярного (мирской, светский) мировоззрения традиционные религии пытаются сохранить веру в сверхъестественную реальность, выступая противником современного общества и порождая нетерпимость к иному опыту.
Социальная роль религии оценивается разнопланово. Э. Фромм в работе «Психоанализ и религия» выделяют две основные тенденции, которые присущи в той или иной степени всем религиозным учениям: гуманистическую и авторитарную. Под гуманизмом он понимает определенный тип мировоззрения,
утверждающий самоценность человеческого бытия, стимулирующий возможности его самореализации. Этой ранний буддизм, даосизм, учения пророка Исайи, Иисуса Христа. Гуманистический потенциал религии состоит в том, что она возвышает человека над природой. Христианство, например, изменило характер духовной жизни общества, подняв его на более высокий уровень. Иисус Христос фактом своего воскресения преодолел обреченность человека на смерть, предложив ему путь к бессмертию, победив природную необходимость. Христианский опыт, постигаемый мыслью и любовью, развивает способность любви к Богу, к другому человеку, позволяет почувствовать единство всех живых существ. В буддизме же преобладает человеческое начало. Гуманистический потенциал религии реализуется через формирование духовной жизни человека. Духовность - это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым.
Авторитарная тенденция в религии связана с признанием человеком некоей внешней силы, управляющей его судьбой и требующей послушания и поклонения. Отказ от послушания обозначает совершение греха. Функционирование религиозных систем в социальном контексте связано с формированием отличающихся друг от друга и противоречащих друг другу вероучений и культовых систем. Содержание данного вероучения считается безусловной, исключающей все остальные, истиной. Претензия каждой религии на исключительность, пишет Э. Фромм, не аномалия, не извращение основ вероучения какими-то людьми, она основывается на самих первоисточниках религии: Библии, Коране и других вероучительных документах, она заложена в самом смысле понятия «откровение», которое дается Богом людям через пророков, точнее только тем людям, которые в этих пророков верят. Более того, противостояния проникли вглубь самого христианства - между христианскими конфессиями: православием, католицизмом и протестантизмом. Факт наличия многообразных религиозных организаций со своими вероучительными документами, культом ведет к развитию дегуманизирующей, авторитарной тенденции. Религиозное противоречия часто переплетаются с расовыми, национальными, приводя к возникновению долго незатухающих очагов напряжения, а человек оказывается бессилен перед обстоятельствами. Православному христианству в преодолении невзгод поможет вера в то, что «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18.27.)
Наше сложное время многоликое, динамичное, приучившее людей к войнам, жестокости, умению манипулировать общечеловеческими ценностями, у одних вызывает равнодушие, апатию, у других - агрессию. Как важно в этих условиях пробудить в человеке способность понять Другого, терпимо относиться к его недостаткам, умение прощать. Наша же гордость, самолюбие терпят еще, когда с нами обращаются дружелюбно. А если кто-то поступит вопреки нашей воле, что мы будем чувствовать?
Слова Нагорной проповеди знают многие, но кто сможет поступать так? - «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте приклоняющих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея - Мф.5, 43-44).
В вопросах веры, многообразия религиозного опыта важны позиции взаимной терпимости, уважения между людьми верующими и неверующими, представителями разных конфессий и религиозных традиций; стремление решать конкретные проблемы, их существования на основе диалога, проявляя толерантность, но не как терпимость в виде безразличия или снисходительности, а как возможность иного видения, критического диалога, ведущего к обогащению и личного опыта. Важно помнить, что твой опыт веры и участие в религиозной жизни будут отличаться от опыта религиозных традиций в других культурах и не станут образцом для представителей иных религий. Государственное образование не преследует цели формирования определенного отношения к религии, но в образовательных программах должны быть отражены позиции взаимной терпимости и толерантности в вопросах веры.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ТЕРПИМОСТЬ В АСПЕКТЕ МНОГОГРАННОСТИ И НЕСХОДСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ:

  1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ДВИЖЕНИЯМ
  2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  3. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
  5. ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КАВКАЗА: ПОТЕНЦИАЛ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  6. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  7. ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  8. Ворожейкина Л. И. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
  9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА)
  10. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
  11. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  12. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМА
  13. ЖИВЫЕ ТРАДИЦИИ — ТРАДИЦИИ ЖИВЫХ
  14. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕ-ОПРЕДЕЛЕННОСТИ
  15. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  16. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ