ТОЛЕРАНТОЛОГИЯ КАК НОВАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

БагабиевД.С., Россия, г. РязаньРусское слово «терпимость» (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам и поведению, согласно толкованию этого понятия в словаре А.И. Ожегова) в современном обществе нередко заменяется термином «толерантность», поэтому возникает потребность раскрыть его этимологию.
Термин «толерантность» широко используется в разных сферах научного знания, в разных профессиях и специальностях, например, в иммунологии, токсикологии, фармакологии и других, в том числе, и в современной философии.
Слово «терпимость» восходит к общеславянскому глаголу «терпеть», имеющему соответствия в других языках. Русский народ в сохранившихся пословицах и поговорках высоко оценивал «терпение» и «терпимость»: «Лучше самому терпеть, чем других обижать»; «От того терплю, кого больше люблю»; «Терпя, в люди выходят»; «Терпенье исподволь свое возьмет»; «За терпенье дает Бог спасенье» и др.
Несмотря на общую этимологию, русская лексикология четко различает смысл слов «терпение», «терпеливость» и «терпимость».
Термин «толерантность» уже несколько веков используется в русском языке. М.М. Стасюлевич в «Опыте исторического обзора главных систем философии истории», опубликованном в 1866 г., писал: «Как же следует действовать и мыслить, чтобы не нарушать справедливости в этом мире? Tolerance - вот главное правило того, кто действует там, где все ошибаются». Упомянутый термин происходит от латинского слова tolerantia - терпение и встречается в лексике большинства европейских языков (франц. tolerance, итал. tollerabilita, tolleranza, нем. Toleranz, англ. tolerance), причем в переводе на русский язык передается словами «терпимость, толерантность».
В исследованиях толерантности больше вопросов, нежели ответов, что подчеркивается большинством специалистов (Дж. Грей, У. Кимлика, М. Крэнстон, Дж. Локк, Г. Маркузе, С. Мендус, Дж. Ст. Милль, К. Нидерман, П. Николсон, Дж. Ролз, Р. Таком, Б. Уильямс, М. Уолцер, Дж. Хортон, Д. Хэйд). Не дано однозначное определение понятия толерантности (встречаются два и три компонента при фиксации/отсутствии «воздержания от употребления силы»), не определена сфера применения данного понятия, не разработана композиция этой сферы, не осмыслена и не предложена методика изучения толерантности и сферы ее применения.
Гегель подчеркивал, что субъективный дух проявляется в человеке, прежде всего в устремленности его к слову, которая рассматривается как начало человеческого самопознания. Одновременно возникает философская проблема понимания, которое может сближать или разъединять людей в зависимости от умения толерантно воспринимать окружающее общество в его взглядах и действиях. Разработка методики освоения такого умения выделяется как отдельная задача.
Исследованию толерантности посвящен ряд работ( «Критика чистой толерантности» Г. Маркузе, «О толерантности» М. Уолцера, «Толерантность как моральный идеал» П. Николсона, «Толерантность и границы либерализма» С. Мендуса и другие),
Проявление в современном обществе заинтересованности в осмыслении толерантности и ее множественной проблематики, что доказывается появлением целого ряда изданий, а также возрастание потребности практического использования результатов научных исследований в сфере толерантности, назрела необходимость создания специальной научной дисциплины, которая бы занялась изучением всех проблем толерантности. Такую дисциплину можно обозначить термином «толерантология», а специалистов по толерантологии - толерантологами. Объектом изучения толерантологии является сфера толерантности. Цель толерантологии - раскрытие основных особенностей формы и содержания толерантности различных эпох. Толерантология решает только те задачи, которые требуют применения специфических приемов исследования, свойственных именно данной дисциплине:
1) выявление структуры и компонентов толерантности;
2) исследование тех сфер, в которых могут быть использованы результаты исследования толерантности;
3) разработка специфических приемов овладения толерантностью в самых разных сферах человеческого бытия.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ТОЛЕРАНТОЛОГИЯ КАК НОВАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА:

  1. ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА.
  2. ЭРГОНОМИКА-НАУЧНАЯ И ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  3. Глава I ЭРГОНОМИКА — НАУЧНАЯ И ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  4. 1.6. ЭРГОНОМИКА — КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
  5. ЧАСТЬ I. БЕСПОМОЩНОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И СМЕЖНЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ
  6. ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА: ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  7. Л. И. Шумская НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА АКТУАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  8. 2.4. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК ПРОФЕССИИ И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  9. 2. История становления эргономики как самостоятельной дисциплины
  10. Психология труда как профессия и учебная дисциплина
  11. История становления психологии труда как самостоятельной дисциплины
  12. 2. История становления физиологии труда как самостоятельной дисциплины
  13. Скобелева Ю.А. НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: КОРПОРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  14. Ахмедов З.И Структура учебных дисциплин как показатель направленности учебного процесса