УДК 159.Н. А. ЛОГИНОВА СОБЫТИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Жизненный путь — социально-историческая форма развития личности. Деятельность, поведение и жизнедеятельность в целом, включая работу внутреннего мира, детерминируют развитие, поскольку создают события и обстоятельства, в которых по-новому протекает жизнь. Жизненный выбор — синтетическое событие — рассматривается как микроцикл развития личности. В нем участвуют процессуальные механизмы — биографическое мышление и память, биографическое воображение, внутренняя речь и ассоциативная масса представлений, эмоции и интенции. Жизненному решению нередко предшествуют события-впечатления. Их роль в развитии личности обсуждается наряду с событиями среды и поведения.
Ключевые слова: событие, обстоятельство жизни, микроцикл развития, жизненный выбор, виды событий, поступок, впечатление, способы и механизмы развития личности, характер, изменчивость и устойчивость личности.
Развитие — способ существования личности. В процессе жизни происходит дифференциация и интеграция структуры личности, возникают новообразования, а при особых условиях, в связи с судьбоносными событиями, коренная её перестройка. В структуре личности в превращённой форме запечатлена история ее прошлой жизни: история деятельности — в способностях, история социального поведения — налаживания межличностных и социальных отношений, борьбы и преодоления — в характере. Личностное развитие прослеживается на уровне целостной структуры, интегральных её образований. Оно не сводится к развитию психических и психофизиологических функций, но и не происходит без их участия. В повседневном практиковании функциональных механизмов сознания и деятельности накапливается масса микроизменений в самой структуре личности, и возникают новообразования. Психические процессы, обслуживающие решение разнообразных познавательных, нравственных, трудовых задач, каждый раз в чем-то новых для субъекта, необходимо являются материалом для обновления структурных образований на уровне целостного субъекта. Не всякие изменения ведут к новообразованиям. Соответственно общим философским представлениям о природе процессов развития, к таким изменениям относятся те, которые отличаются необратимостью, закономерностью, направленностью, системностью, относительной завершённостью, структурностью, качественным характером. Уловить переходы микроизменений в новообразования личности, понять механизм целостных и быстрых изменений в особых моментах жизни типа биографического кризиса, а также степень изменчивости и устойчивости структуры личности — задача генетической персонологии и в том числе психологии жизненного пути, или биографики личности .
Наша жизнь протекает в тех или иных обстоятельствах. Ими являются политические, правовые, моральные, хозяйственно-экономические, бытовые условия жизни, взятые в их отношении к личности. Обстоятельства сравнительно устойчивы. Характер обстоятельств изначально определяет тот или иной образ жизни человека. Они незаметно и беспрерывно влияют на развитие человека в процессе его повседневной жизнедеятельности. Человек своей деятельностью, своим трудом и поступками производит новые обстоятельства, тем самым укрепляя или изменяя сложившийся образ жизни и детерминируя свое развитие.
Новые, порой внезапные изменения обстоятельств, происшествия, которые приводят к повороту течения жизни, перестраивают её уклад и субъективные состояния личности, называются событиями [3, с. 161]. Среди событий есть подлинно судьбоносные. Они, так сказать, точка бифуркации на жизненном пути.
С. Л. Рубинштейн связывает их возникновение с активностью самой личности. Для него событие — «поворотный этап жизненного пути человека, связанный с принятием им на длительный период его жизни важных решений» [12, с. 684]. Событие — дискретное явление жизненного пути подобно фигуре на фоне рутинных обстоятельств. Оно ярко переживается, запоминается и легче привлекает внимание субъекта жизни и биографистов — исследователей в области психологии жизненного пути. Обстоятельства не так выразительны, трудно поддаются научному анализу и пока мало изучены как структурные элементы жизненного пути, влияющие на развитие личности, её направленности, характера и способностей. Диалектика событий и обстоятельств жизни состоит в том, что события, как правило, вызревают в обстоятельствах. Они имеют скрытую подготовительную и открытую реализующую фазы.
Жизненное событие рассматривается как момент самоопределения личности. С событиями связывают резкие изменения в системе «Я» — разрушение, перестройка Я и обретение себя, а также изменения в структуре мотивов. Но так бывает не всегда. Есть разные виды событий с разной мерой и формой активности субъекта жизни. Некоторые факты осознаются в качестве событий только годы спустя и потому не могут быть опознаны по субъективным критериям. Тем не менее это « события, если они коренным образом изменили образ жизни и сказались на судьбе личности. А. А. Кроник и Е. И. Головаха предложили оценивать значимость события количеством его причинных и целевых связей с другими биографическими событиями [5].
В целях эмпирического изучения событийной структуры жизненного пути необходима категоризация событий. Естественно, события различаются по времени их протекания. Есть события короткие и длительные. Первые являются быстротечными моментами бифуркации жизненного процесса, а вторые охватывают целые периоды жизни (по выражению П. П. Блонского, они заголовки к эпохам жизни). Наряду с временными характеристиками событий выделяют такие, которые говорят о социальной типичности (ординарности) или социальной нетипичности (девиантности) событий жизни индивида. Замужество в 20 — 30-летнем возрасте и рождение детей — типичное явление биографии современной женщины, а материнство в 12 — 14 лет нетипично и в этом смысле девиантно. В литературе мы встретили еще одну категоризацию: события контекстные и внеконтекстные. Первые имеют связь с другими жизненными событиями, вторые же не связаны с общим фоном жизненных обстоятельств, изолированы от контекста жизни.
События различаются по масштабу. Некоторые захватывают массы людей (войны, революции, землетрясения), другие же касаются жизни только одной личности (скажем, знаменательная встреча с конкретным человеком). В содержательном плане это означает, что история личности переплетается с большой историей, типична для ее современников и сверстников, но в то же время имеет индивидуальные и уникальные особенности. В этом сочетании находится важнейший источник социально-типичного и индивидуального в структуре личности.
Очевидно, категоризация событий жизни возможна по характеру их влияния на судьбу человека. Событие может быть как положительным (успех, удача, победа, достижение), так и отрицательным (лишения, утраты, поражения, неудачи). Первые открывают новую или расширяют имеющуюся жизненную перспективу, вторые заводят жизнь в тупик, создают существенные препятствия для социальной жизнедеятельности и развития личности. К тому же события относятся преимущественно к той или иной сфере жизни человека — семейным или деловым отношениям, досугу, состоянию здоровья, гражданской активности и пр.
С точки зрения психологии развития на жизненном пути отечественными психологами выделены события среды, события поведения и события-впечатления [3; 8]. События среды не инициируются субъектом жизни, но случаются с ним. Он вовлекается в них и так или иначе переживает, избирательно относится к ним. В этом и проявляется его субъектность, хотя и не самого высокого уровня. Средовые события программируются старшими, родителями, государством, общественными традициями или вовсе не программируются, но предвидятся как неизбежные согласно природным законам (смерть старых членов семьи, например). Нелепо говорить о программировании событий типа счастливых или несчастных случаев, которые бывают в жизни каждого человека.
Приведу пример из биографических материалов о психологических последствиях одного сильного события из категории сре- довых. Одной из наших испытуемых Анастасии было двадцать два года, когда произошла трагедия — ее старшая двадцатипятилетняя сестра попала в автомобильную аварию и получила тяжёлую черепно-мозговую травму. Как вспоминает Анастасия о своем восприятии этого рокового события, она чувствовала ужас, как будто умопомешательство. Это не укладывалось в голове. Тогда у неё возникло ощущение, что она стала старше своей сестры, т. к. родители были рядом с раненой, а все заботы по дому легли на Анастасию. Ей надо было заботиться о родителях, о порядке в доме и о сестре. Это было на последнем курсе университета. Настя полностью погрузилась в семейные дела и практически перестала учиться. В этот период пришло понимание, что важнее всего в жизни человека семья. Говорит о себе, что до этого происшествия была эгоисткой, «всё для меня», а в этот событийный момент поняла, что надо подчинять себя интересам родных людей, служить им. Это событие стало для Насти испытанием и уроком, повлиявшим на ее отношение к людям и себе самой.
Разнообразные перемены в микросреде составляют целый ряд памятных вех в биографии людей. Некоторые из этих вех являются подлинными событиями. Рождение и смерть родственников — характерные события такого рода. Процессы в жизни учебного или трудового коллектива наполняют нашу жизнь множеством событий: назначение на новую должность, получение наград или взысканий, смена руководства и прочее. Поступки окружающих являются обстоятельствами жизни каждого члена коллектива, а иногда событиями. К событиям среды мы относим, помимо локальных случаев и социально запрограммированных фактов, исторические события. Они не зависят от воли отдельного рядового человека, но властно увлекают его в свой поток. Не все участники исторического события могут в полной мере осознать его исторический статус и сознательно связать со своей судьбой. Для такого исторического отношения личности необходимо развитое чувство истории (Б. Г. Ананьев). Тогда человек не только реагирует на исторические ситуации, но и активно взаимодействует с ними, прокладывая свой жизненный маршрут в объективно заданных обстоятельствах места и исторического времени.
Среди событий жизни выделяются события поведения, поступки. Поступок — единица общественного поведения личности, в нём выражается её отношение к тем или иным явлениям, её характер, мораль, жизненная философия. Высший нравственный уровень поступка — подвиг. Можно говорить о разных видах поступков в зависимости от того, какие именно отношения в наибольшей степени реализует этот поступок. Так, отношения к окружающим людям определяют коммуникативные поступки, отношения к обществу и государству — гражданские. Есть трудовые поступки, в которых проявляется отношение к своему труду и труду вообще как главному виду человеческой деятельности и каналу творческой самореализации. Для ученого новая мысль, факт, закономерность, добытая большим трудом, — есть поступок, для художника таковым является созданная им картина и т. п. Создание выдающегося, иногда великого произведения науки, искусства, производственного, военного и спортивного труда, в условиях преодоления чрезвычайных трудностей при высоком и длительном напряжении всех потенциалов личности являет собой настоящий подвиг . Биографическое значение трудовых поступков особенно велико. За свой труд человек получает материальное и моральное вознаграждение, что дает возможность повышать уровень жизни, улучшать материальные обстоятельства и образ жизни и т. д. От качества и количества труда зависит репутация и престиж человека, а значит, социально-психологические обстоятельства его жизни. Самооценка также строится на основе трудовых поступков: по делам и в сравнении с другими людьми человек судит о себе.
В биографиях выдающихся людей, в особенности актёров и спортсменов, нетрудно обнаружить трудовые поступки, после которых, как говорится, человек просыпается знаменитым. Победа спортсмена на Олимпиаде, триумфальный успех актера в новой сценической роли меняют всю ситуацию развития. Для человека открываются новые перспективы. Он начинает оценивать себя по-иному, открывает в себе новые способности и черты характера. Правда, иногда успех приводит к «звёздной болезни», с которой не всякий может справиться. И тогда успешный актер или спортсмен перестаёт усердно трудиться и закономерно теряет прежде завоёванные позиции.
Даже обычные действия жизнеустройства могут стать событийными поступками, если личность вложила в них свои заветные стремления и придала им судьбоносный смысл. Так, одна из наших испытуемых, преодолев свои страхи и сомнения, решила учиться в другом городе, в другой стране и потому отказаться от уютного быта в родительской семье. Ей хотелось «самостоятельности, проверить себя на «прочность» и попробовать свои силы вне семьи. Поэтому я решила поступить в университет в России...
В Питере началась совсем другая жизнь. Я устроилась на работу. Записалась на подготовительные курсы. Снимала комнату. Первые несколько месяцев мне было тяжело. Бывали моменты, когда мне хотелось уехать домой. Но потом я вспоминала о том, что это было только моё решение, и я сама выбрала для себя жизнь и учёбу в другой стране. Конечно, родители поддерживали меня и помогали мне. Но это была моя жизнь, отдельная от них».
Жизнь в новой стране, новой среде общения, обретение нового образа жизни сильно повлияли на ее личностное развитие, сделали нашу испытуемую более независимой и уверенной в себе. Поэтому смену места жительства в данном случае можно оценить как событийный поступок.
По нашему мнению, кроме вышеназванных, есть события- впечатления. Активность личности в их происхождении весьма высока, хотя она иная, чем в поступках. Именно от самой личности зависит, пройдёт ли она мимо случайного факта, или он вызовет незабываемые переживания и даже положит начало новой эпохе жизни. От структуры, особенностей личности, ее состояния и установок зависит попадание воспринятого факта в разряд событий. Чтобы впечатление вошло в биографию, личность должна особым образом отнестись к нему. Эта отзывчивость определяется встречной внутренней работой по самоопределению в мире, по осмыслению своего жизненного пути и законов жизни вообще.
Именно такая отзывчивость характерна для тонких натур — поэтов, музыкантов, художников. Так, страстно увлекающаяся, мятежная, романтичная, литературная Марина Цветаева объявила весьма характерную для неё, «постепенность душевных событий: всё раннее детство — музыка, 10 лет — революция и море, 11 лет — католичество, 12 лет — первое родино-чувство («Варяг», Порт-Артур), с 12 лет и поныне — Наполеониада..., 13, 14, 15 лет — народовольчество..., 16 лет — разрыв с идейностью, любовь к Саре Бернар, взрыв бонапартизма, с 16 лет по 18 лет — Наполеон..., французские и германские поэты» [15, с. 622]. В этом перечне большинство относится к впечатлениям (музыка, поэзия, Наполеон...), а вот с исторической эпохой непосредственно связаны только «Порт-Артур» и «Варяг», т. е. русско- японская война и первая русская революция. Здесь не нашлось места для Октябрьской революции и гражданской войны, которые объективно перевернули всю жизнь семьи Цветаевой и повлекли за собой судьбоносные поступки самой Марины Ивановны и членов ее семьи. Однако при этом в сознании поэта эти события не заняли главного места, не оценивались ею как «душевные», т. е. повлиявшие именно на её психический склад, ее внутренний мир, которым она так дорожила.
Преобладание тех или иных видов событий в структуре биографии человека зависит от его индивидуальности. Сознание большинства людей направлено вовне, отражает события среды и собственные поступки. Социально активные люди или просто экстра- вертированные называют среди событий среды и поведенческие факты. Лишь у некоторых людей встречаются события-впечатления, еще менее вероятно, чтобы они преобладали по численности. А вот у Марины Цветаевой, как мы уже отметили, и у Осипа Мандельштама, по свидетельству его жены, впечатления значили больше, чем воздействия среды и собственные активные действия в ней. У подобных редкостных людей «внешние события только подстрекали внутреннюю жизнь, но не являлись ее причиной...» [9, с. 152]. В этом закономерность жизни настоящего поэта, художника и вообще развитой человеческой индивидуальности.
Учитывая индивидуальные особенности состава событий в субъективной картине жизни, можно считать эту характеристику одним из индикаторов индивидуальности. В наших психобиографических исследованиях обнаружено закономерное соответствие между пропорцией событий разных видов в субъективной картине жизненного пути и некоторыми особенностями личности. Весьма характерно для одного из изучаемых мной лиц (Владимир Р., 63,5 года на момент биографического интервью) то, что среди событий своей жизни он назвал большие исторические перемены в стране. Именно с ними он связывал изменения в своем мировоззрении и дальнейшей судьбе: «Событие — XX съезд и потом снятие с должности Хрущева. Это переменило многое. Я пересмотрел всю мою жизненную философию. Я тогда отказался от веры в «знаменосцев», сохранив веру в знамена» (Биографическое интервью). Такое восприятие больших событий свойственно этому человеку, потому что он историк по образованию и призванию, чрезвычайно деятельный и увлеченный своим делом романтик, воспитанный на коммунистическом идеале. В общем, типичный шестидесятник. В 1980 — 1990-е годы Владимир Р. претерпел еще одну эволюцию во взглядах и круто изменил свою жизнь, эмигрировав в США. По нашим сведениям, его характер в основном сохранился благодаря продолжению прежней линии жизни — жить в полную силу и творить добро в любых условиях.
Еще один пример из психобиографических материалов. У очень волевой и социально активной девушки (21 г.) события поведения, поступки составляли 81 % в списке событий. А у другой испытуемой, ее ровесницы, созерцательной, увлеченной художественной литературой было больше всего событий-впечатлений, в том числе от книг (54,5 %).
События в разной степени и в разных направлениях влияют на развитие личности. Можно сказать, каждое событие имеет тот или иной развивающий потенциалъ. Он зависит, во-первых, от возраста, в котором человек пережил событие. Так, по данным исследований американских психологов, историческое событие Великая депрессия 1 930-х годов в большей степени затронула молодое поколение американцев и в меньшей пожилых. Младшие выше оценивали воздействие этого исторического события по сравнению со старшими своими современниками [17].
Возрастной фактор событийного воздействия выступает в исследованиях Р. Р. Мак Крэ (R. R. McCrae) и П. Коста (P. Costa). По их данным у взрослых преобладает тенденция сохранения свойств личности. В исследовании П. Коста испытуемые рассказывали о событиях, которые происходили с ними за последние шесть лет (женитьба, смерть супруга, родителя...). В полученных ответах оказалось тридцать видов событий. Не подтвердилась гипотеза о том, что чем больше событий пережил человек, тем больше произошло изменений в чертах его личности. Только 4 % выборки показали по методике «Большая пятерка» изменения отдельных черт после таких событий, как потеря работы и развод (у женщин). Разведенные женщины стали более открытыми и экстравер- тированными по сравнению с теми, кто вышел замуж [18].
Р. Р. Мак Крэ и П. Коста приводят интересные факты об устойчивости уровня интеллекта. Так, нобелевские лауреаты показали интеллектуальные оценки не выше своих давних оценок в колледже. Отсюда делается вывод, что интеллект не изменяется, даже спустя большое количество прожитых лет, после многих событий и больших умственных усилий, присущих научной деятельности. Подобные факты и выводы противоречат возрастной изменчивости интеллектуальных психофизиологических функций, выявленной в комплексных исследованиях Б. Г. Ананьева [10; 11]. По их данным обнаружилось повышение уровня интеллекта за пятилетний период обучения студентов в университете, и даже переход большинства из них на новый качественный уровень, в более высокий разряд интеллекта (по тесту Д. Векслера) [6].
Можно оспорить некоторые выводы Р. Р. Мак Крэ и П. Коста на том основании, что использованная ими методика «Большая пятерка» направлена на глубинные, в основном темпераменталь- ные свойства, которые действительно самые устойчивые. Но что происходит на других, более поверхностных уровнях структуры личности? На собственном жизненном опыте и располагая научными данными, мы убеждаемся в обратном — в изменении установок и взглядов, приобретении новых умений и знаний, способностей, новых привычек и черт характера в процессе жизненного пути, вследствие ряда жизненных событий и обстоятельств. Событие переживается и потому оставляет след в сознании и структуре личности в зависимости от самой личности-индивидуальности. Индивидуальность как уникальная структура играет роль своеобразного фильтра событийных воздействий, как бы усиливая одни, нейтрализуя другие, блокируя третьи. Индивидуальная чуткость, отзывчивость к событиям определяется, в частности, сенситивностью личности, силой защитных механизмов, интеллектом, сложившимися установками, жизненной философией, но также и возрастом.
Активность субъекта жизни повышает развивающий потенциал событий. Развитие превращается в сознательное саморазвитие личности посредством ее участия в событиях, их инициирования и осуществления на деле с пониманием их последствий относительно сохранения и изменения себя, своей индивидуальности.
Каковы механизмы развивающего влияния событий и обстоятельств жизни? Чтобы ответить на этот важный вопрос, целесообразно обратиться к структуре и динамике жизненного выбора, ибо в нем в развернутом виде представлены основные механизмы развития. Жизненный выбор « это сложное по своей структуре событие, имеющее высокий развивающий потенциал. Оно приводит к объективным изменениям в обстоятельствах жизни и субъективным изменениям сознания и самосознания. Его отдаленными и самыми глубокими эффектами являются изменения в структуре личности, а иногда ее коренная перестройка. Мы придаем жизненному выбору значение микроцикла развития личности.
Л. С. Кравченко в своем замечательном исследовании определила жизненный выбор как жизненное решение, принятое на основе ценностей личности и воплощенное в ее реальном поступке [7]. Личностным механизмом жизненного выбора является соответствие содержательно-смысловой и инструментальной его составляющих, соотношение цели и средств. Л. С. Кравченко выделяет 10 биполярных ценностей, которые имеют разную значимость для личности. Это альтруизм — эгоизм, творчество — приспособление, борьба — покой, стабильность — новизна, долг — независимость, коммуникация — защита Я, гуманистические — стяжательство, гностические — эстетические, пракси- ческие — гедонистические, внешнее самоутверждение — внутреннее самоутверждение. Выделенные ценности обосновывают жизненные принципы личности. Если принципы тверды, то личность принимает безальтернативные решения, нередко наперекор обстоятельствам. Были найдены и другие структурные особенности личности, влияющие на жизненный выбор. Было показано, что выбор детерминирован структурой личности, включая индивидные свойства (пол, возраст). Жизненный выбор опосредуется также работой сознания — процессами во внутреннем мире личности. Сознание дает возможность личности выйти за пределы сложившейся ее структуры (установок, привычек, присущих черт характера), преодолеть себя и совершить поистине творческий акт жизнедеятельности. В этом источник структурных изменений, личностных новообразований.
Процесс жизненного выбора разворачивается по фазам: осознание и принятие проблемы (фаза проблематизации), фаза анализа биографической информации, ориентировки в ней, репрезентации, категоризации, интерпретации, фаза собственно решения « догадки, озарения и проверки решения через мысленное его проигрывание с предвидением последствий, фаза доводки его до отчётливого плана действия, затем само действие и своеобразное последействие. Человек сначала осознает проблемную ситуацию, сложившуюся к данному моменту времени и формулирует жизненную задачу. Далее начинается фаза решения с участием многих процессуальных механизмов, первую очередь интеллектуальных. Последние интегрируются мышлением, которое относительно жизненной задачи приобретает особый характер и может быть названо биографическим. В процессах же биографического мышления личность формирует биографическую картину (Б. Г. Ананьев), или субъективную картину (концепцию) жизненного пути. Последняя представляет собой инвариант многих актов проблематизации, категоризации, интерпретации жизненных фактов и является устойчивым ядром субъективной картины жизненного пути в целом, а вместе с тем «фильтром» новых жизненных впечатлений. Посредством биографического мышления, функционирующего в единстве с биографической памятью и тем, что можно назвать биографическим воображением (предвидения, мечты, предвкушения...), человек анализирует сложившиеся обстоятельства и прошлые события жизни, обдумывает ближние и дальние последствия того или иного варианта жизненного выбора. При этом более отчетливо артикулируются жизненный опыт, личностные позиции и убеждения, жизненная философия, определяются пути самореализации и самоутверждения, ближайшие и отдалённые жизненные цели и смысл жизни в целом. Кроме интеллектуальных, не меньшую роль играют аффективные механизмы.
Жизненный выбор объективируется в поступке или новой линии поведения, ломки старых отношений и стереотипов поведения. Все это требует волевых усилий, как и принятие решения в процессе объективного анализа собственной жизни и преодоления психологических защит. Честность и смелость мысли — прекрасное качество зрелой личности, необходимое для того, чтобы быть настоящим хозяином своей судьбы. Волевые способности, несомненно, являются жизненными способностями наряду с биографическим мышлением и биографической памятью, а также речь (внутренний диалог, биографическое повествование), воображение, эмоции. В общем, все психические процессы, включенные в работу внутреннего мира по осмыслению жизненного пути и совершению жизненного выбора, являются жизненными способностями субъекта. Вместе они представляют собой переживания, более или менее мощный поток внутренней жизни личности.
Принимать жизненное решение и совершать судьбоносный поступок бывает очень трудно. И дело не только в объективной сложности и неоднозначности проблемной ситуации, в недостатке информации или способностей, силы характера. Основные трудности вызваны предвидением ломки старых, привычных отношений, привычного образа жизни, обжитой среды и неизбежных психологических, психофизических и физических напряжений, которые будут необходимы для реализации жизненного решения. Жизненный выбор имеет свою личностную цену, и человек задумывается о ней. Возможно, цена будет столь велика, что достижение результата истощит силы человека, и он не сможет воспользоваться открывшимися жизненными перспективами. Осознав эту цену, он заранее может отказаться от такого решения и пойти на компромисс с самим собой. Если вероятность достижения того или иного желательного эффекта мала, то субъект часто предпочитает менее весомый, но более вероятный положительный результат по принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Мотивы выбора, как уже сказано выше, определяются ценностями. Главной ценностью для человека является сама жизнь — личная жизнь тела и духа, общая жизнь народа и человечества. В соответствии с общим законом самосохранения систем [1] конечным мотивом жизненного выбора является потребность в самосохранении, которая, однако, выступает в разной форме. Как нам думается, на уровне индивида — в форме потребности жить и быть живым, на уровне личности — «быть как все» и существовать в системе социальных связей в общности, на уровне субъекта — быть дееспособным, на уровне индивидуальности — быть самим собой, сохранить верность себе, а значит верность своему призванию и предназначению. В жизни бывает так, что человек сохраняет себя в одном качестве и теряет в другом. Личное решение о том, что сохранить, а чем поступиться зависит от иерархии его ценностей и, соответственно, мотивов.
Реализация жизненного решения в практическом плане приводит к кардинальным изменениям в обстоятельствах и образе жизни личности. Принятое решение обязывает личность изменить линию поведения по отношению к окружающим людям, участникам событий (событийная группа, по А. А. Кронику и Е. И. Головахе) [5]. Совершив существенный или даже судьбоносный поступок, человек проявляет себя максимальным образом и тем самым вызывает к себе отчётливые отношения окружающих. Изменения в структуре и уровне человеческих отношений означают обновление человеческой среды развития для личности, возникновение, таким образом, новых обстоятельств и нового образа жизни. В созданных самим человеком новых условиях происходит более или менее глубокая перестройка структуры личности, разрушаются старые и зарождаются и крепнут новые структурные ее образования.
После совершения поступка согласно принятому жизненному решению человек не перестаёт думать о сделанном выборе. Он теперь анализирует результаты выбора, сопоставляя их с жизненными планами и целями и психологической ценой, которую пришлось заплатить за принятое и осуществленное решение. В этих размышлениях о сделанном и пережитом происходит извлечение уроков жизни, формируется драгоценный жизненный опыт, который вовсе не равен простому количеству прожитых лет и даже не слишком зависит от событийной их насыщенности. Жизненный опыт — продукт внутренней работы личности, ее переживаний, интегральных по своей сути. Понятие жизненного опыта нуждается в дальнейшем научном осмыслении. Предварительно можно отметить, что жизненный опыт включает в себя то, что М. А. Холодная называет ментальным опытом [15], и то, что принято называть знаниями, умениями и навыками. Но для субъекта жизненного пути не это главное. В жизненном опыте главенствует субъективный психологический опыт — итог не только деятельности (познания, труда, общения), но и экзистенциальных переживаний в реальных и воображаемых жизненных событиях и ситуациях. Особо надо указать на роль воображения в приобретении экзистенциального опыта, имея в виду опыт чтения художественной литературы и философских книг, творческого созерцания произведений искусства, явлений природы, жизни других людей.
Работа сознания в процессе жизненного выбора приводит к изменениям в системе взглядов, убеждений, мировоззрения, т. е. высших форм направленности личности. Тем самым создаются новые основания для изменения отдельных черт характера и структурных изменений характера в целом. Происходит то, что Б. Г. Ананьев называл строительством личности изнутри. Об этом же писал С. Л. Рубинштейн: «...внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую её формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой, в которой формируется личность в её высших появлениях» [12, с. 637]. С такой работой С. Л. Рубинштейн связывал рефлексивный способ развития личности.
Осуществление на деле жизненного выбора означает высокий уровень биографической активности личности. Жизненный выбор подготавливается предыдущим ходом жизни и «подземным ростом души» (А. А. Блок). Он вызревает под влиянием многих впечатлений и объективных обстоятельств. Смысл поступка, в конце концов, состоит в утверждении или отрицании каких-либо ценностей. Поиск и открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности. В ней есть свои, невидимые постороннему взгляду события с развивающим потенциалом, оценить который можно через самонаблюдение (в мемуарных источниках, например) или анализ продуктов деятельности, в которых обнаруживается внутренний мир личности. Но переворот в сознании не есть еще изменение в структуре личности. Это только его начало. Свершившееся событие имеет ближайший эффект — впечатления от случившегося биографического факта, их переживание на фоне вызванных состояний личности — восторга, энтузиазма, вдохновения или, напротив, разочарования, озлобленности, депрессии. Множество однонаправленных переживаний и состояний накапливаются и обобщаются и, наконец, превращаются при определенных условиях в черты характера.
В плане механизмов появления новообразований в теории развития выделяются два парных способа развития — кумуляци- онный и эмерджентный. Весьма наглядно проявляется кумуляция микроизменений на примере интеллекта и других способностей. Действительно, никому еще не удавалось поднять свой уровень интеллекта или специальных, спортивных, например, способностей за один день, будь то хоть самый судьбоносный день в жизни. Только длительная и упорная работа, труд, учение, налаживание отношений с окружающими, отстаивание своих принципов, проведение своей линии жизни — в общем, повседневная и неустанная жизнедеятельность ведут к изменениям на уровне структуры личности.
Эмерджентный способ изменений личности иной. Думается, что в большей степени влияние событий зависит не от них самих по себе, а от последствий. События открывают дорогу множеству изменений в обстоятельствах жизни и вследствие этого массу однонаправленных микроизменений в психических процессах и состояниях, которые путем накопления и обобщения «кристаллизуются» в структуре личности. С обстоятельствами связан кумулятивный способ развития структуры личности, а с событиями — эмерджентный, скачкообразный.
Кумуляция, на наш взгляд, — основной способ изменения структуры личности. Именно длительное существование человека в новых, сложившихся в результате собственной жизнедеятельности обстоятельствах приводит к сдвигам в структуре личности. Эти отдалённые эффекты оказываются самыми глубокими и существенными, потому что они затрагивают интегральные структуры личности — характер и способности. Не случайно развитие характера связывают с выработкой мотивационных привычек, которые образуются постепенно и кумулятивно. Как гласит народная мудрость, «посеешь привычку — пожнешь характер», а привычка вырабатывается не сразу, для нее требуется время. Еще более значимым результатом кумуляционного способа развития являются, как выше сказано, новообразования в способностях. Интеллект — эффект кумуляционного способа развития.
Резкие быстрые изменения в структуре личности могут происходить лишь в исключительных случаях ломки прежней структуры в результате особо сильных и своевременных воздействий как отрицательного, так и положительного характера. Примером может послужить ломка старой и порочной структуры личности в педагогической теории и практике А. С. Макаренко («теория взрыва»). Есть и выразительные примеры из истории нашего народа, пережившего колоссальные исторические катаклизмы, в которых отдельные люди подвергались сверхчеловеческим воздействиям и потому «ломались» (об этом некоторые «колымские рассказы» В. Шаламова).
Если рассмотреть поднятый вопрос о событиях и обстоятельствах с педагогической точки зрения, то согласно Б. Г. Ананьеву, «педагогическое творчество и искусство заключается, в частности, в искусстве творить, создавать для ребенка радостные события и обстоятельства, полные серьезного значения и смысла для личности ребенка...». Искусство творить действительную, реальную жизнь ребенка, а через нее сознание и характер — таково действительное воспитательное мастерство» [4, с. 17].
У взрослых людей по сравнению с детьми возрастает роль сознания и самосознания в развитии личности благодаря готовности особых механизмов внутренней работы, базирующихся на общем развитии индивида. По Б. Г. Ананьеву, личностные (психосоциальные) преобразования всегда связаны с индивидными (психофизиологическими) изменениями природного онтогенеза. Для эффективной работы сознания необходимы развитые представления, память, речь, мышление. Развитие же этих функций первично зависит от возрастных и индивидуальных особенностей психофизиологических функций мозга, что хорошо теперь изучено в школе Б. Г. Ананьева.
Сознание — продукт истории личности, в составе которой происходит и природный онтогенез. Но ход этой истории во многом программируется и регулируется творческой работой сознания. В качестве конкретного регулятора жизненного пути личности выступает биографическая картина, или субъективная картина жизненного пути [2]. Это образование самосознания, его генетическая биографическая форма, более или менее развернутая и обоснованная имплицитная теория жизненного пути. В ней отражена и творчески преобразована история жизни личности — аналог Я-концепции. В ней находим образы представлений и концепты личности о ее собственной жизни в прошлом, но также настоящем и будущем. В ее создании участвуют разнообразные знания и переживания, ассоциативный фонд биографической памяти, а также знания из области народной мудрости, гуманитарных наук, особенно философии, художественной литературы и вообще искусства.
Можно ли говорить об истинности применительно к субъективной биографической картине-концепции? С точки зрения практической психологии — нет, поскольку там считается, что личность создаёт свой миф о себе и своем жизненном пути, а оценка мифа возможна только по функциональному критерию: если личный миф помогает человеку жить, то он оценивается положительно. С точки зрения академической психологии любой продукт сознания, в том числе и биографическая картина-концепция, смысл жизни, проект (план, программа) жизни, может быть оценен как истинный или ложный. Мышление личности на то и существует, чтобы личность смогла приблизиться к истинным законам бытия и на этой основе адекватно построить собственную жизнь. Адекватная биографическая концепция свидетельствует о зрелости личности — субъекта жизни. Приближение к истине возможно для личности зрелой, с развитым биографическим мышлением путём преодоления таких личностных механизмов мифотворчества, как защита, социально-культурные стереотипы, каузальная атрибуция, собственные консервативные установки, конформизм и т. п.
Жизненный выбор тоже может быть оценен как адекватный и неадекватный, истинный и ложный. При этом оценка опирается на научные представления об объективных законах действительности, в том числе объективных законах развития личности и законов жизненного пути. То, что такие законы есть, научная психология убеждена. Если практическая психология разделяет это убеждение, то становится на научную почву. Если нет, то остаётся на почве совместного с клиентом удобного мифотворчества.
Судьба индивидуальности и в наше время остаётся драматичной и нередко трагичной из-за неустранимых противоречий между обществом и личностью. Если общество не в состоянии их решить, то остаётся надеяться на творческую волю самой личности-индивидуальности. Только она сама может правильно соотнести все противоречивые тенденции жизни и найти свой уникальный путь саморазвития в конкретном историческом и биографическом хронотопе.
Список литературы
1. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: Методологический принцип / А. Н. Аверьянов. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 326 с.
3. Ананьев, Б. Г. Очерки психологии / Б. Г. Ананьев // Избранные труды по психологии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - Т. 1. - С. 42 - 179.
4. Ананьев, Б. Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания / Б. Г. Ананьев // Избранные труды по психологии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - Т. 2. - С. 11 - 35.
5. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2008. - 267 с.
6. Дворяшина, М. Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения / М. Д. Дворяшина // Человек и общество. Вып. XIII. - Л.: ЛГУ, 1973. - С. 97 - 105.
7. Кравченко, Л. С. Жизненный выбор личности (психологический анализ): автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Л. С. Кравченко. - М., 1987. - 19 с.
8. Логинова, Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности / Н. А. Логинова. - Алматы: Казах. ун-т, 2001. - 172 с.
9. Мандельштам, Н. Я. Вторая книга: Воспоминания / Н. Я. Мандельштам. - М.: Московский рабочий, 1990. - 560 с.
10. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (ранняя взрослость). - М.: Педагогика, 1972. - 245 с.
11. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость). - М.: Педагогика, 1977. - 198 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1946. - 777 с.
13. Соловьев, Б. И. Поэт и его подвиг / Б. И. Соловьев. - М.: Советский писатель, 1965. - 696 с.
14. Фахрутдинова, Л. Р. Структурно-динамическая организация переживаний субъекта: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Л. Р. Фахрутдинова. - Казань, 2012. - 534 с.
15. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
16. Цветаева, М. И. Ответ на анкету (1926 г.) / М. И. Цветаева // Собр. соч.: в 7 т. Т. 4: Воспоминания о современниках. Дневниковая проза. - М.: Эллис Лак, 1994. - С. 621 - 624.
17. Danish Steven, J. Development intervention: Enhancing Life-Event Processes / J. Danish Steven, A. Smyer Michael, A. Nowak Carol / / Life-Span Development and Behavior - V.II. N-Y. L.: Academia Press, 1979. - Р. 339 - 366.
18. Mc Crae, Personality in Adulthood. A five-Factor Theory perspective / R. R. Mc Crae, P. T. Costa. - 2-nd ed. The Gilford Press. - N-Y., L. 2003. - 268 p.
Логинова Наталья Анатольевна — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
<< | >>
Источник: Сборник научных статей. ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. 2012

Еще по теме УДК 159.Н. А. ЛОГИНОВА СОБЫТИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ:

  1. СОБЫТИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
  2. УДК 159.И. П. ШКУРАТОВА СОБЫТИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
  3. УДК 159.И. П. ШКУРАТОВА СОБЫТИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
  4. УДК 159.А. Н. ДЁМИН ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИИ ЗАНЯТОСТИ
  5. УДК 159.А. Н. Дёмин ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИИ ЗАНЯТОСТИ
  6. УДК 159.Н. Н. ТОЛСТЫХ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ХРОНОТОПА НА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЭТАПЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА
  7. УДК 159.H. Н. ТОЛСТЫХ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ХРОНОТОПА НА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЭТАПЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА
  8. УДК 159.М. В. КЛЕМЕНТЬЕВА ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  9. УДК 159.М. В. КЛЕМЕНТЬЕВА ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  10. УДК 159.Л. И. ВОРОБЬЁВА ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА ФИЛОСОФСКИЙ ФУНДАМЕНТ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  11. УДК 159.923.М.В. КЛЕМЕНТЬЕВА РЕФЛЕКСИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  12. УДК 159.Л. И. ВОРОБЬЁВА ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА - ФИЛОСОФСКИЙ ФУНДАМЕНТ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  13. УДК 159.О. Ю. Стрижицкая СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  14. УДК 159.О. Ю. СТРИЖИЦКАЯ СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  15. УДК 159.Е.Ю. КУНИЦКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ
  16. УДК 159.Е.А. БЕЛАН ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ