К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Норина Е.Э., Россия, г. Бийск
В многонациональной России проблема подготовки студентов к межкультурной толерантности в поликультурном образовании в условиях построения открытого общества приобретает особую актуальность.
В концепции модернизации российского образования до 2010 года отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Толерантность является важным концептом сознания русского человека и жизненно важной историко- философской проблемой, суть которой заключается во избежание уничтожения человеческого в человеке.
В связи с этим на первый план в образовательном процессе вуза выдвигается потребность развития культуры толерантных отношений, способствующих формированию у обучающихся целостной картины окружающего мира, а также духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.
Ориентиром такого пересмотра целей образования является формирование языковой национальной личности, обладающей высокой профессиональной и индивидуальной культурой, способной находить и принимать решения в условиях межкультурной коммуникации. Достижение этой цели требует разработки методологических основ, поиска и внедрения инновационных технологий и гибких организационных форм, осуществляемых в контексте диалога культур. Об интересе педагогической науки к исследованиям поликультурного образования и межкультурного воспитания молодежи свидетельствуют диссертации о путях воспитания культуры межнационального взаимодействия (З.Т. Гасанов, Р.И. Кусарбаев), о решении вопросов поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев); специфика национального образования в поликультурном контексте рассматривается в трудах Н.Б. Крыловой, А.В. Шафриковой; активная разработка теоретических основ поликультурного образования ведется В.В. Макаевой, Л.Л. Супруновой. Исследование проблем интеркультурного воспитания личности как условие её успешного взаимодействия с поликультурным пространством мира представлены в работах зарубежных учёных П. Матуше, М. Байрам, М. Беннет, Р. Хенви, Л. Фолькманн, И. Рохне, Д. Хорн. Достаточно актуальными остаются проблемы подготовки студентов к межкультурному взаимодействию с позиции равноправных равноценных отношений, требующих разработки понятийного и диагностического аппарата, дидактических средств и педагогических условий их реализации.
Понятие "толерантность" до сих пор вызывает дискуссии в содержательном плане, что создает трудности для исследователей при употреблении этого термина. Этимология термина «толерантность»
восходит от лат. tolero - нести, держать, а также переносить, сохранять. Указывая, таким образом, на то, что все, что мы держим в руках и несем по жизни, требует от нас определенных усилий и умений «выносить, страдать, терпеть».
Как отмечает А.Г. Асмолов, в последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт различных проблем, связанных с отношениями людей [1]. И несмотря на то, что понятие «толерантность» трактуется широко, оно не получило научного обоснования как по уровням и формам проявления, так и по отношению ко многим близким по смысловой нагрузке терминам.
Основная проблема толерантности заключается в том, что в фактуальном плане она не симметрична, поскольку трудно одной стороне быть толерантной к другой при одновременной нетерпимости другой. На эту особенность толерантности, возможность изменения позиций взаимодействующих сторон указывает ряд исследователей.
Показателем толерантности является намеренное допущение или воздержание от препятствования действиям, рассматриваемым как ложные с моральной точки зрения. Человеку может быть что-то непонятно в плане норм и ценностей другой культуры, но это не дает ему права чувствовать и проявлять свое превосходство.
Произведя анализ различных дефиниций, мы остановились на трактовке, которая характеризует толерантность как личностный концепт отрицания и сдерживания неприязненного отношения к инокультурным ценностям, моральный идеал, позволяющий преодолеть эти чувства, ориентирующий на нравственные действия и поступки по отношению к этим культурным ценностям.
Мы живем в мире, который характеризуется многообразием различных социальных групп, многие из которых обладают своей неповторимостью и не похожей на другие этической системой, ритуалами, обычаями, миропониманием. Кроме этого многообразие интересов и мнений людей в современном обществе априори содержит в себе потенциал конфликтности и напряженности, что актуализирует ценность толерантности в поликультурном образовании между социальными группами и индивидами. Студенчество как часть социальной группы молодёжи характеризуется специфическими чертами, среди которых - большая активность и вовлеченность в общественные процессы.
Таким образом, современное российское общество требует усиления внимания к готовности студентов к межкультурной толерантности, так как от ее результативности зависит мирное сосуществование народов и взаимное обогащение различных культур.
Мировая педагогическая мысль в ответ на появление новых социокультурных реалий (стремление к этническому самоопределению в условиях нарастающей глобализации, проблемы мультикультурного общества и др.) разрабатывает новые стратегии образования, базирующиеся на теории толерантности. Среди них:
• мультикультурное образование (Д. Бэнкес, А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.);
• межкультурное образование (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др.);
• многокультурное образование (Г.Д. Дмитриева);
• поликультурное образование (В.В. Макеева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова);
• воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности (В.Х.
Абэлян, Д.В.
Зиновьев, З.Ф. Мубинова и др.);
• педагогика культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.).
Следует подчеркнуть, что основная идея всех концепций - воспитание толерантного отношения ко всем культурам, отличным от собственной, приобщение к мировым гуманистическим ценностям. Общие цели всех направлений в развитии образования предполагают диалог культур, критическое осмысление собственной культурной традиции «как чужой», преодоление этноцентрической фиксации, воспитание толерантности через признание равенства шансов для всех, ведущее к сознательному и ответственному социальному поведению и этим - к взаимному обогащению культур, составляющих общество.
Вместе с тем путь к развитию толерантности открыт только в том случае, когда человек имеет прочную этнокультурную идентичность. Подлинная интеграция и диалог культур, ведущие не к редуцированию, а обогащению человеческой личности, возможны в случае одновременного формирования у индивида этно- и межкультурной идентичности и толерантности.
Однако, как указывает В. Лекторский [3], проблема воспитания толерантности достаточно сложна. Как было уже отмечено, это связано, с одной стороны, с пониманием независимости, автономности индивида, недопустимости навязывания ему каких-то идей, сколь хорошими они не представлялись бы. С другой стороны, толерантность предполагает понимание относительности многих наших убеждений и суждений, невозможность такого их обоснования, которое было бы бесспорно для всех.
Опираясь на исследования В. Лекторского, мы выделяем четыре возможных способа протекания толерантности в межкультурном взаимодействии: безразличие, невозможность взаимопонимания, снисхождение, расширение собственного культурного опыта. Последний способ выступает как полифония культур, стремление к взаимодействию, к диалогу с человеком, субъектом культуры. По мнению М.М. Бахтина, любая культура существует не сама по себе, а во взаимодействии «на границе» с другими [2]. Толерантность в этом случае выступает как уважение и принятие другой культуры, чужой позиции, предполагающей взаимное изменение позиций (иногда изменение культурной и индивидуальной идентичности) в результате критического диалога.
Межкультурному взаимодействию соответствует концепция поликультурализма - учения о равноправности и взаимном сосуществовании множества культур, уважении различий, требующих одновременного сохранения национального самоуважения. Применение этой концепции в практике образования имеет свою специфику. Оно направлено на сохранение и развитие многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в конкретном сообществе, в общественной системе и цивилизации в целом, в частности таких, как межкультурная толерантность и уважение.
По мнению Л.Л. Супруновой, образование на идеях поликультурализма есть «приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, а также развития планетарного сознания и формирования готовности и умения жить в многокультурной среде» [4, с.81]. Такое образование позволяет развивать поликультурную или межкультурную толерантность студентов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам дать определение межкультурной толерантности студентов как устойчивому личностному состоянию, определяющему особый тип взаимодействия студента с другими людьми и характеризующемуся наличием в его сознании личностно значимого образца терпимого поведения с доминантной направленностью сознания на его выполнение.
Межкультурная толерантность личности - это сложный синтез связанных между собой компонентов. К ним относятся:
• когнитивный, включающий осознание и интериоризацию идей межкультурной толерантности: многомерности культуры человечества, многообразия этнических культурных традиций, абсолютного уважения к этнокультурным воззрениям личности и др.;
• эмоциональный, отражающий отношение личности к процессу и результатам межкультурной толерантности через культурные знаки, модальность и силу эмоций, удовлетворенность возникающей ситуацией;
• инструментальный, предполагающий умение личности проектировать межкультурное взаимодействие как толерантность, овладение языком и средствами народной художественной культуры;
• конативный, ориентирующий личность на интенсивное участие в межкультурном взаимодействии, инициативность, социальную ответственность.
Таким образом, готовность студентов к межкультурной толерантности в поликультурном образовании предполагает проект поликультурной образовательной ситуации, который объединяет несколько языковых и культурных систем на основе целостного представления о взаимодействии культурологического, общепрофессионального и социолингвистического знания, обусловленного теорией межкультурной коммуникации; наличие структурно-содержательных этапов учебной деятельности; преемственностью культуроведчески ориентированного содержания в рамках межпредметной интеграции; взаимодействие этнических культур путем альтернативной сравнительности, которая носит только аналитический характер, позволяющий понять общность тех ценностных идеалов, к которым стремились разные народы.
Литература:
1. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» /Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Г.А. //Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - С. 56-Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С.48-54.
3. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии // Магистр. - 2000. - №3. - С. 77-81.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ:

  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РОЛИ И МЕСТЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  2. «ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ» ПЕДАГОГ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
  3. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
  4. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  5. Борисов Руслан Викторович ЯЗЫК И ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.
  6. Смокова Людмила Степановна МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  7. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
  8. А. Ш. Гусейнов ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОТЕСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  10. ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К НОВЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  11. Крюкова Т.Б. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
  12. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА ПЕДВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  13. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
  14. 1.5. Когнитивный компонент толерантности в профессиональном педагогическом образовании
  15. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ