Добро и жизнь

Ненавижу
всяческую мертвечину! Обожаю
всяческую жизнь!
Преодоление негативизма и алчности очищает «каналы Любви». Но, чтобы Любовь потекла по этим каналам, ее нужно «с-аккумулировать» 26 и направить.
Необходима «позитивная» работа, которая требует кардинальной смены «методологии»: отказа от рационализма в пользу религиозного признания себя частью единого управляемого Богом Мира, родственной другим частям Мира и обменивающейся с ними Божественной
энергией Любви - той энергией, которой создан и живет Мир 27.
Следующий шаг - отождествление со Вселюбящим Богом. Свободный Я-центр делает это «автоматически». Но только свободный.
Аккумуляция связанной эросом энергии Любви - очень древний прием духовного воспитания. Воздержание и аскетизм проповедуются многими духовными течениями (в частности, на этот путь намекает и Гурджиев), но апогея достигают в тантризме. Впрочем, накопление эроса не простое и не безобидное дело, чреватое многими неприятностями, описанными ортодоксальными психоаналитиками.
27 Такое признание не означает отказа от преобразовательной активности. Если мир меняется, в том числе, в результате деятельности своей части - человечества, а я - человек, т.е. часть этой части, я могу (и даже должен) изменять мир.
Я-центр, «связанный» множественными Я, не может быть вселюбящим. Любовь к одному исключает любовь к другому. Чтобы решить, «кого любить», нужно знать Абсолютный критерий, цели Мирового процесса и свою роль в нем. Без этого не выйти из заколдованного круга внутреннего мира, в котором любовь и ненависть неразделимы. Можно лишь умерить пыл деятельной любви, заменив ее принятием и по возможности безвредным для окружающих поведением.
У Льва Толстого есть наблюдение: чтобы полюбить человека, надо сделать ему добро.
Неважно, что обычно, не отличая добро от зла, делают то, что только кажется добрым (часто принося не пользу, а вред, хотя и не понимая этого).
«Субъективно хороших» поступков достаточно для формирования любовного отношения.
Можно ли применить «принцип Толстого», чтобы полюбить «неодушевленную» вещь, например книгу? Этот вопрос может показаться бессмысленным, но он дает ключ к пониманию механизмов делания добра.
Отношение к людям как к живым существам редко. Чаще оно инструментально -«двуногих тварей миллионы для нас орудие одно». Естественно, что при этом нет стремления делать людям добро.
Делание добра человеку начинается с наделения его душой. В этом - первый дар любимому.
Но точно так же можно наделить душой (оживить) любой «неодушевленный» объект. Чтобы полюбить мир, надо его одушевить.
Метерлинк в «Синей птице» гротескно непосредственно одушевляет животных и вещи. Однако сказочные персонажи Метерлинка - лишь отблеск философии пантеизма, согласно которой, безотносительно к тому, представляем ли мы Бога человекоподобным или нет и на каких позициях - материализма или идеализма - находимся, Божественная
-с 28 Идея «одушевления» имеет и семиотический оттенок. Вещь - это сообщение, которое можно прочитать и понять, отчужденная душа (в частности, мысль) ее творца. Это очевидно для искусственных вещей (например, технических изделий). Для явлений природы и социальных явлений это справедливо в той степени, в какой признается существование их Творца.
29 Считая материальные вещи одушевленными, Гурджиев формулирует такие «кощунственные» вопросы, как «Во сколько раз Иисус Христос более духовен, чем стол?» (по Успенскому).
душа есть во всех Божьих творениях : в камне, в дереве, в реке, в доме и т.д.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Добро и жизнь:

  1. Восприятие и излучение любви. Добро и зло
  2. ДОБРО И ЗЛО (ПОЗИТИВНОСТЬ И НЕГАТИВНОСТЬ ЭНЕРГИИ)
  3. 1.1. НЕСТИ ДОБРО – КАК ОСНОВНОЙ МОТИВ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА
  4. Иванов М.Д. Нравственность как добро (ТРАДИЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СМЫСЛОВ)
  5. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Степанова
  6. УПРАЖНЕНИЕ ЖИЗНЬ
  7. «ЖИЗНЬ КАК ДОСТИЖЕНИЕ»
  8. «ЖИЗНЬ ПО ПРАВИЛАМ»
  9. «ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ ЗАВТРА»
  10. «ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН»
  11. КОНСТРУКЦИЯ ПОД НАЗВАНИЕМ «ЖИЗНЬ»
  12. «ЖИЗНЬ КАК ТВОРЧЕСТВО»
  13. Жизнь с Богом
  14. УПРАЖНЕНИЕ «МОЯ ЛУЧШАЯ ЖИЗНЬ».
  15. МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ПОЛОВУЮ ЖИЗНЬ.