ДУХОВНОЕ И БЕЗДУХОВНОЕ В ПСИХИКЕ

Индивидуальный дух проявляется в «высших» переживаниях. Означает ли это, что остальные психические явления бездуховны?
Своей жизнью человек реализует две функции. Первая - функция одухотворенной части одухотворенного Мира, играющей в Мире свою роль.
Вторая - функция сохранения и развития биологической и психологической индивидуальности организма, живущего в противопоставленном ему мире.
Хотя до определенного момента каждая функция и может реализовываться независимо, в полном объеме ни одна из них не может быть реализована без другой. Развитие индивидуальности происходит через реализацию первой функции. Но чтобы реализовать ее («играть свою роль»), нужны ресурсы, важнейший из которых - жизнь. Обеспечение этих ресурсов происходит через реализацию второй функции.
Кардинальное различие между духовным и бездуховным в том, что в духовной деятельности человек реализует функцию «Я - часть Мира», а в бездуховной - функцию индивидуализации.
Замысел духовной работы, реализующей первую функцию, не связан с получением личной выгоды в ее обыденном понимании. Ее цель - дать индивидуальному духу свободу реализации, в частности возможность преодолеть границы индивидуальности и соединиться с Мировым духом.
У духовного начала есть антагонисты: адаптация, отгораживание от мира, негативизм, алчность - стремления к приобретению, сохранению, достижению.
Когда реализация второй функции приобретает самостоятельное значение, единственной целью жизни становится материальное благополучие.
«Преломляясь» в конкретных дисциплинах, оно порождает «родственные» (и во многом производные) понятия. В философии это «сущность». В естествознании - «энергия». В традиционной психологии - «Я» и «сознание».
В бездуховной деятельности человек отгораживает свой участок мира, обороняет его от посягательств и старается расширить путем захватов и завоеваний. При этом он
тождествен тому, чем владеет .
Духовность или бездуховность определяется не тем, что делает человек, а тем, как он это делает, какой смысл вкладывает в деятельность. Одна и та же деятельность может быть и духовной и бездуховной. Например, познание может быть актом любви, если оно -познание живого, или актом овладения с целью преобразования, если оно - убивающее познание, познание мертвого.
На этом основана возможность «примирения» духовного и бездуховного.
Обычно «Богово» и «кесарево» разделены и в сознании, и в практической деятельности. Чтобы реализовывать обе функции одновременно («и Богу, и кесарю»), нужно придать «бездуховному» другой смысл - смысл обеспечения ресурсами духовной деятельности.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме ДУХОВНОЕ И БЕЗДУХОВНОЕ В ПСИХИКЕ:

  1. Условность границы между духовным и бездуховным
  2. Бездуховное как искажение духовного
  3. Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
  4. Лекция 3. Объективный критерий наличия психики. Психика и мозг.
  5. Духовный мир и духовное тело
  6. Качественные отличия человеческой психики от психики животных.
  7. Духовное тело и Я-центр
  8. ДУХОВНАЯ РАБОТА
  9. ПОТРЕБНОСТЬ В ДУХОВНОМ
  10. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ и ЕЕ МЕСТО В ЭЗОТЕРИЗМЕ
  11. ДУХОВНЫЕ КРИЗИСЫ
  12. Духовный уровень
  13. ГЛАВА 5. СТРУКТУРА ПСИХИКИ
  14. Педагогика духовного становления
  15. Разновидности духовных обострений
  16. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ ДУХОВНОСТИ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЯ
  17. ДУХОВНОСТЬ — ЭТО РАБОТА
  18. Память, психика, интеллект