Две стадии развития Я

В своем развитии сущностное Я проходит две стадии.
Первая связана с развитием рефлексивности и произвольности, выделением Я из мира.
В начале этой стадии при отделении Я от своих действий и качеств пробуждается ирония.
Без иронии человек подобен сундуку, заполненному вещами.
Для новых нет места, а старые портятся сами и портят вещи, лежащие рядом. Новые вещи класть некуда (впечатления не воспринимаются), а если и удается их запихнуть, то они могут только бесполезно храниться - воспользоваться ими нельзя (впечатления утрачивают способность к взаимодействию с образом мира). Отсутствие иронии исключает отказ от чего бы то ни было.
Ироническое отношение снижает значимость вещи и облегчает отказ от нее. Ирония позволяет перетряхнуть и проветрить сундук, выбросить лишнее, починить ценное, найти применение бесполезно хранящемуся.
Но ирония подобна огню или скальпелю. Возведенная в абсолют ирония уничтожает любые ценности. Перетряхивая сундук, важно не «выплеснуть с водой ребенка». В развитии Я человек опирается на иронию, чтобы в конечном итоге отказаться от нее.
Чтобы сущностное Я стало Хозяином, ему нужны «настоящие» (живые) знания. Их Я получает, проживая свой опыт.
Стадия укрепления (кристаллизации) Я связана с функцией выживания. Кристаллизованное Я способно позаботиться об индивиде, обеспечить ему приемлемые условия существования, придать устойчивость его взаимоотношениям с миром.
Кристаллизованное Я - субъект любви.
Вторая стадия состоит в уничтожении Я при соединении с Мировым Духом («ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную») 4. Для жизни в Духе Я не нужно. Более того, оно мешает. Радость - основное проявление духовного бытия -нерефлексивна: рефлексия убивает радость.
И христиане («если [зерно] умрет, то принесет много плода»), и суфии («чтобы родиться, человек должен умереть, но чтобы умереть, он должен пробудиться») эту стадию называют смертью.
5 Характерная черта развития - отрицание наличного в пользу будущего. Чтобы взойти на следующую ступень, нужно отказаться от имеющегося достояния - ценностей, знаний, смыслов, отношений, нравственных принципов, эстетических форм.
На второй стадии человек избавляется от желаний («очищается») 5 и «предается в руки Господа». Но, чтобы пройти вторую стадию, нужно состояться как Я.
Таким образом, человек от состояния, когда он не выделяет себя из мира, через противопоставление себя материальному миру приходит (может прийти) к слиянию с духовным миром.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Две стадии развития Я:

  1. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ТРЕВОГИ.
  2. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАДИИ
  3. Стадии развития.
  4. СТАДИИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ.
  5. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
  6. Стадии группового развития
  7. СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (PSYCHOSEXUAL STAGES)
  8. СТАДИИ РАЗВИТИЯ В ТЕОРИИ ПИАЖЕ
  9. Основные стадии развития психики в филогенезе
  10. Стадии развития человека как субъекта труда
  11. ЭРИКСОНИАНСКИЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ (ERIKSONIAN DEVELOPMENTAL STAGES)
  12. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА (CHILDREN'S BEHAVIORAL STAGES)
  13. ДВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  14. ДВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ