Эксперименты с формой

Характерное для творчества стремление к новому, избегание стереотипов и повторов проявляется в поиске новых форм, экспериментах с формой.
Л.С. Выготский описал взаимодействие в литературном произведении «противоположных» линий, соединение которых приводит к «энергетическому взрыву» - катарсису.
Близки взгляды на эстетическое переживание у Павла Филонова. Гурджиев определяет природу смеха как соединение противоположностей («да» и «нет») в одном переживании.
В художественном творчестве эти эксперименты могут состоять в обращении к новым жанрам, смене стиля или изобразительного языка. Например, обращение поэта к прозе или реалиста - к абстрактной живописи.
Основанием для творческого эксперимента может быть недовольство оформлением содержания.
Но часто причина в «скучности» (или «неинтересности») делать то, что умеешь. В этом случае «эксперимент» - это не бег за (совершенством, гармонией и т.п.), а бег от (наличного положения дел).
Наконец, есть и совсем прозаическая причина стремления к новым формам - лень, нежелание освоить известные.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Эксперименты с формой:

  1. ЭКСПЕРИМЕНТ
  2. ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  3. КОНТРОЛЬ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
  4. ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  5. 3. Лабораторный эксперимент
  6. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  7. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
  8. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  9. Психологический эксперимент
  10. Метод эксперимента
  11. ПОДЛИННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ.
  12. 2.4.3. ФОРМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  13. ПОЛЕВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  14. 2. Естественный эксперимент
  15. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
  16. ЭКСПЕРИМЕНТ АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ