ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ

Этнические особенности личности представляют собой, по мнению Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, глубинную целостную систему ее отношений и установок, выработанную в процессе исторического развития этнической общности.
Эта система проявляется, актуализируется в личности в данную историческую эпоху, в конкретной этносоциальной среде. Этнические установки призваны регулировать способ социального существования человека, поскольку этническая общность является одним из видов социальных общностей.
В социальной психологии хорошо известно, что любая социальная установка включает в себя три основных компонента: эмоциональный, или чувственный компонент; когнитивный, или познавательный компонент; поведенческий компонент. Формируемая потребностями этнической общности и природными (географическими), а также социальными условиями их удовлетворения, эта целостная триединая структура регулирует поведение человека. И поэтому, когда под сущностью этнического понимают лишь стереотипы поведенческих реакций, подчеркивают только внешние характеристики этнического (стереотипы поведения, язык, обычаи, традиции, ритуалы, уклад жизни и пр.), не затрагивая при этом глубинных психологических пластов. Когда же говорят о том, что этническое дано человеку в ощущениях, что это особое чувство, то подчеркивают только одну сторону - эмоциональный компонент - в трехкомпонентной структуре этнических установок. Этническое - это целостная система отношений человека к миру, а не только ощущения и чувства. Эта система отношений человека к природе, к вещам и предметам, его окружающим, и, наконец, к самому себе. Это и стереотипная установка чувствования, и стереотипная установка познания окружающего мира и людей, и стереотип поведенческих реакций.
Люди, объединенные общностью происхождения и социальной общностью (в смысле общечеловеческой цивилизации), создали единые, более или менее универсальные стереотипные установки и образцы поведения. В то же время этническая общность в процессе исторического развития выработала и свои специфические способы поведения при реализации того или иного жизненного события, ситуации. Разнообразие этих способов организации бытия и создает специфическую психологическую культуру этноса, которая, реализуясь в вещах, предметах, идеях, образует материальную культуру народа. При этом разнообразие этнических стереотипов, традиционных форм поведения очень велико. Порой базовая общечеловеческая установка предполагает огромное количество способов реализации этнокультурного поведения. Не зря говорят, - сколько на Земле народов, столько и культур. Однако важно заметить, что в процессе развития человечества происходит селекция наиболее приемлемых и цивилизованных способов реализации общечеловеческих установок. Примером этого могут служить брачные обряды, формы удовлетворения различных естественных потребностей, традиций выполнения трудовых действий и пр. Общечеловеческие установки, давая возможность реализоваться многообразным этническим установкам и стереотипам поведения, в то же время довольно гибко, с помощью общественной морали и системы ценностей корректируют этнические установки и регулируют поведенческие стереотипы.
Понимание этнического как целостного базового образования в структуре личности позволяет понять природу этнического и выявить особенности регуляции поведения личности в этнической общности. В этой связи целесообразно рассмотреть механизм взаимодействия двух этнических общностей, которые строятся по принципу «Мы» и «Они». «Мы» и «Они» - это не ощущения и не чувства, а категория отношения, понять которую легче всего через концепцию В.А. Ядова, который ввел понятие диспозиционной структуры личности как продукта становления потребностей человека и ситуаций (условий деятельности), в которых соответствующие потребности могут быть удовлетворены и закреплены в личностной структуре в ходе онтогенеза. Данная концепция вполне может быть основанием для описания структуры этнических диспозиций личности. Прежде всего, для этого необходимо представить те условия, в которых существует этническая общность. Это в первую очередь условия географической среды, и, во-вторых, характер окружения этнической общности другими этносами. Кроме того, важно определиться с основными потребностями этнической общности. Можно предположить, что это будут потребности следующих уровней:
1) потребность выживания и продолжения существования (продолжения рода);
2) потребность в общении и взаимодействии с другими этносами;
3) потребность в создании социума.
Взаимодействие потребностей в общении с другими этносами и условий среды обитания приводит к возникновению такой этносоциальной установки, как отношение «Мы» и «Они». При этом отношение человека к «Они» по сравнению с отношением к «Мы» является первичным. Ведь, для того чтобы появилось субъективное «Мы», требуется реальный многократный контакт человека (или группы) с какими-то «Они» и обособление от них. Здесь уместно провести аналогию с формированием «Я»-личности. Первоначально жизнь человека всецело спроецирована на «Других», и лишь спустя какое-то время появляется возможность обозначить себя - «Я сам». Таким образом, диалектика развития потребностей этнической общности является не прямолинейной, а значительно более сложной и не жестко иерархизированной.
Взаимодействие третьего уровня потребностей, условий среды и деятельности, делает актуальными установки на создание социума и придает этнической общности иное качественной состояние. Под действием этих же стимулов качественно изменяются и социальная общность, и общество в целом - появляется государство, социальные институты, законы, политика, экономика и многое другое. Создавая общество, социум параллельно создает и личность со всеми социальными качествами человека, но в основе всего этого остаются базовые этнические установки. Именно этносоциальные установки формируют всевозможные стереотипы: чувствования, поведенческих реакций, познания других людей и т.д. Воспитываясь в этнической среде, человек усваивает эти установки и стереотипы и руководствуется ими при взаимодействии с представителями своей и других этнических объединений. В этнической психологии выделяется несколько гипотетических вариантов этнических установок:
1) установки на поведенческие реакции, дозволенные в своей этнической среде и недопустимые в других;
2) установки на поведенческие реакции, дозволенные и в своем, и в других этнических объединениях;
3) установки на поведенческие реакции, не дозволенные в своем и других этнических объединениях;
4) установки на поведенческие реакции, не дозволенные в своей этнической среде, но допустимые в других этнических общностях (группах).
Оценивать данные этнические установки как хорошие или плохие неправомерно. Они существуют в реальности и способствуют существованию этнических общностей в окружающем этносоциальном мире. Наиболее ярко феномены «Мы» и «Они» проявляются при изучении всевозможных невербальных форм общения (поз, жестов, мимики, телодвижений, социальной дистанции, визуализации, экстра- и паралингвистики и пр.), типичных для различных этнических групп. С помощью анализа именно невербальных средств общения психологи стремятся проникнуть в тайны межкультурных и межэтнических различий. Считается, что невербальные средства общения как раз и дают информацию для определения этнического своеобразия. Но для того чтобы интерпретировать жесты, поступки, поведенческие реакции и пр., нужно хорошо знать их символическое значение в каждой культуре, хотя понять это многообразие символов, жестов и других реакций человека не так-то легко.
Базисные этнические установки создают лишь предпосылки более сложных этнодиспозиционных систем. Так, например, возникают стереотипы восприятия, сквозь призму которых люди судят о представителях других этнических групп и, ориентируясь на которые, вступают с ними в контакты. Примером таких этнических стереотипов могут служить представления о медлительности и заторможенности реакций у прибалтийских народов, скрупулезности и педантичности немецкого этноса, импульсивности и вспыльчивости итальянцев, хладнокровия и консервативности англичан, неорганизованности и беззаботности русских, толерантности и добродушия белорусов и т.д.
Как показывают исследования, психологический портрет любого этноса, как правило, очень противоречив. В нем могут сочетаться диаметрально противоположные характеристики, такие как ориентация на духовные ценности и создание реальных живых кумиров, лень и трудолюбие, безответственность и умение взять на себя ответственность в экстремальной ситуации и т.д.
Эти базовые установки и стереотипы составляют менталитет нации, т.е. специфику ее этнической психологии и этнического сознания. Кроме того, этнические установки на восприятие представителей других этносов, действуя в системе «Мы» - «Они», могут носить как положительную, так и отрицательную окраску. Каждый этнос, как и каждый отдельно взятый человек, владеет полным набором социальных, этнических и психологических характеристик. И в этом смысле важно четко себе представлять, что не существует плохого или хорошего этноса, так как все этносы разные, но равные. Просто сама по себе культурная специфичность «играет» как бы разные вариации на общую тему. Иными словами, проблема различий этносов - это проблема количественная, а не качественная. Характер позитивных и негативных установок на восприятие этносами друг друга позволил Л.Н. Гумилеву рассуждать о комп- лиментарности (совместимости) и некомплиментарности (несовместимости) этносов [2]. Нам представляется в данном случае, что дело не только в установках на восприятие этносов, а именно в базовых этнических установках. Те этносы, которые имеют сходные базисные установки, мирно уживаются друг с другом, поскольку не допускают возможности неприемлемых для представителей соседнего этноса поведенческих реакций. Сходные этнические установки делают близкими поведение двух соседних этносов. Это характерно для комплиментарных этносов. А значительные различия в базовых этнических установках приводят к различному поведению этносов в сходных ситуациях, вызывая различные состояния, доходящие до непонимания и собственной интерпретации и, в конце концов, до неприятия и противодействия. Таким образом, возникает названная Л.Н. Гумилевым некомплиментарность.
Этнические установки на восприятие своего и других этносов основываются не только на знании традиций этих народов в истории межнациональных отношений - в них обязательно содержатся эмоциональный и оценочный компоненты. То, что применительно к собственному народу можно назвать экономностью, применительно к другому может именоваться скупостью, а то, что у себя характеризуется как настойчивость, твердость характера, - у «чужака» называется упрямством. Кроме того, одно и то же поведение в зависимости от отношения к его субъекту может интерпретироваться полярно: «наглость - внимательность», «безответственность - серьезность», «небрежность - творческое отношение к делу» и т.п. Таким образом, этнические установки формируют:
1) этнические стереотипы восприятия людьми друг друга;
2) этнические стереотипы интерпретации поведения друг друга;
3) этнические стереотипы поведения в окружении представителей своего или другого этноса.
Этнические стереотипы обычно жестко закрепляются в этногенезе. Как правило, поступая определенным образом по отношению к представителю своего или чужого этноса, человек не задумывается о мотивах своего поступка. При этом он руководствуется тем, что подобным образом поступать принято. Примером того может служить подарок ножа в различных этносах. Так, у славянских народов такой подарок не принят, так как символизирует желание пролития крови у того, кому нож дарится. И, напротив, в этносах народов Кавказа нож как подарок является наивысшей ценностью - как пожелание силы и мужества. Таким образом, находясь в иной (по сравнению со своей) этнической среде, человек должен учитывать сложившиеся в ней этнические установки и стереотипы. В противном случае это чревато межличностным конфликтом на межэтнической почве. В основе профилактики подобных конфликтов, несомненно, лежат знания и готовность к пониманию особенностей чужих этнических установок, стереотипов, нравов, обычаев, интересов и культурных ценностей. Формирование таких знаний и готовности к пониманию может эффективным лишь в том случае, если оно будет основываться на следующих принципах:
а) когнитивном; б) поведенческом; в) эмоциональном.
Применение когнитивного принципа предполагает ответ на вопрос - «что нужно для того, чтобы конструктивно общаться с представителями другого этноса?». Для ответа на этот вопрос важно учитывать, что когнитивный принцип предполагает триединую структуру:
1) знание и понимание коммуникативной символики своего этноса, своей культуры;
2) знание и понимание коммуникативной символики чужого этноса и его культуры;
3) понимание того факта, что все народы и их культуры равноценны.
Поведенческий принцип предполагает ответы на такие вопросы: «как относится к представителям другого этноса?», «как с ним общаться?». Использование этого принципа предусматривает три этапа.
1. Первый этап связан с наблюдением за поступками, словами, жестами и т.п., осуществляемом с использованием таких приемов, как: активное слушание, активное видение, активное чувствование.
2. Второй этап - это интерпретация поведения. На этом этапе необходимо понять, что означает, что символизирует то или иное поведение, то или иное действие в иной культуре. Интерпретация поведения предполагает две фазы. Первая - подготовительная фаза - основана на изучении коммуникативной символики, принятой в других этносах (т.е. она всецело основывается на когнитивном принципе). Вторая фаза связана с активным действием, предполагающим ориентацию «на месте» (т.е. в реальной коммуникативной ситуации) с опорой на ранее полученные знания.
3. Третий этап - этап выводов и оценок, в ходе которого необходимо понять, что другие люди, живущие в иных культурных пространствах, могут думать, чувствовать и поступать по-иному, не так, как принято в своей культуре и аналогичных ситуациях. Этот этап предполагает то, что человек должен принимать представителя других этнических объединений таковыми, какие они есть. Данный подход ценен тем, что люди таким образом могут значительно расширить собственный культурный кругозор и культивировать терпимость и комплиментарность в межэтнических отношениях.
Эмоциональный принцип реализуется в ответе на вопрос «что вы чувствуете при общении с представителями другого этноса?». Использование этого принципа также предполагает три этапа.
1. Первый этап требует открытости, естественности своего собственного поведения, информирование партнера о своих интересах, ценностях, нормах, обычаях, традициях и т.п. В контактах с представителями иных (по сравнению со своей) национальностей не желательна скрытность, стеснительность, стыдливость. Проявление таких признаков в коммуникативном поведении может вызвать у другой стороны подозрение в неискренности и, как результат, - потерю эмоционального контакта. Излишняя стыдливость за какие-либо признаки, характерные для своего этноса, вполне может привести к возникновению у собеседника чувства национального превосходства и потере равноценности, равноправия в межэтническом диалоге.
2. Второй этап характеризуется искренним интересом к людям иной национальной принадлежности, интересом к их культуре, ценностям, традициям и другим сторонам их жизнедеятельности. Как правило, на этом этапе можно руководствоваться вопросом «в данной ситуации у нас принято поступать таким образом, а как принято у вас?». Иными словами, эффективным будет не только ориентировка партнера в особенностях поведения и чувствования, принятых в своем этносе, но и проявление интереса к правилам поведения партнеров по общению, принадлежащих к иной культуре. При этом желательно подкреплять контакт эмоционально искренним отношением к другим людям.
3. Третий этап - эмоциональное принятие. На этом этапе осуществляется переход от сопереживания к сочувствию, к восприятию мира как бы «глазами представителя другого этноса», т.е. этап рефлексирования. Полноценным и эффективным общение будет тогда, когда у человека появится способность увидеть мир таким образом, каким видит его другой народ. Но при этом принятие и сочувствие не означает полного «растворения» в другом этносе, отречения от своей этнической принадлежности. На данном этапе предполагается естественная интеграция человека с представителями другого этноса. Только в этом случае возможны равноправные межэтнический диалог и сотрудничество, т.е. наивысший уровень межнационального взаимопонимания. Это достижимо при наличии комплиментарных взаимоотношений этносов, отношений, сопровождающихся искренней заинтересованностью друг в друге.
<< | >>
Источник: В.А. Кривошеев. ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 2010

Еще по теме ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ:

  1. В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  2. ДИСПОЗИЦИИ
  3. КООРДИНАЦИЯ ДИСПОЗИЦИЙ
  4. СОПОДЧИНЕНИЕ ДИСПОЗИЦИИ
  5. ДИСПОЗИЦИЯ ПСИХОПАТИИ.
  6. ДИСПОЗИЦИЯ ИСТЕРИИ.
  7. ЛИЧНОСТНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ
  8. ДИСПОЗИЦИЯ МАНИИ.
  9. ДЕПРЕССИВНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ.
  10. ПАРАНОИДАЛЬНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ.
  11. ПАССИВНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ.
  12. ОБСЕССИВНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ.
  13. РАСА, ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС