ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ

Выступая в определенной роли, каждый человек обладает правом по отношению к другим участникам взаимодействия. Это право образует экспектации (ожидания), обращенные к другим участникам взаимодействия и побуждающие их определенным образом реагировать на него.
Экспектации могут носить и групповой, в частности, этнический характер.
Изучение этнических экспектаций требует раскрытия психологической специфики социальных ролей и, соответственно, ролевого поведения. Понятие «социальная роль» является важным элементом не только социологии, но и психологии, причем именно благодаря этому в интерпретации содержания социальной роли существует определенное разнообразие. Социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведения, представления, стереотип, социальная функция и даже набор норм [10]. Мы считаем целесообразным рассмотреть социальную роль в качестве социальной функции, реализуемой на уровне социального поведения человеком как представителем определенной этнической группы.
«Играние» человеком этнической роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим людям. В этнической психологии такой подход находит самое широкое понимание, так как идентификация человека с определенным этносом и осознание себя его представителем начинается прежде всего с принятия роли представителя данной этнической группы. Так, для белоруса, проживающего в г. Гродно, нет необходимости задумываться о своей роли белоруса, но когда он попадает за рубеж, например, в соседнюю Польшу, он сразу же актуализирует необходимость выполнять свою этническую роль - роль носителя белорусского этноса, соответствующей культуры и ее конкретных признаков. При этом он понимает, что у представителя другой страны, в частности Польши, имеется свое понимание роли белоруса и особенностей его поведения, и для установления позитивных взаимоотношений он тоже должен соответствовать этой экспектации.
Понимая роль других, человек может представить себе, как они (другие) будут реагировать на то, что он делает или собирается делать. Но чтобы понять это, человек должен представить самого себя в положении (роли) другого. Важно отметить, что исполнение и принятие роли не следует смешивать. Исполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами, в то время как принятие роли требует, чтобы субъект взаимодействия «отрефлексировал», т.е. постарался представить, как он сам выглядит с точки зрения других. Большинство людей осознают роли, которые они играют, только в необычных, нестандартных условиях.
Процессы группового взаимодействия обеспечивают структурную перестройку личностной сферы ее участников за счет их включения в нормативно заданные, нормативно регулируемые, оцениваемые разнообразные виды групповой деятельности. А это значит, что исполнение ролей требует организации поведения человека в соответствии с групповыми нормами. В этнической психологии такой подход находит самое широкое применение.
Виды социальных ролей определяются многообразием социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией и видом деятельности. В интеракционистских концепциях такие роли называются конвенциональными. Как правило, это стандартные, безличные роли - социально-демографические,- основанные на правах и обязанностях тех, кто их исполняет: мужа, жены, сына, дочери и т.п. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются конкретным статусом человека: любимый, кумир, герой, изгой и т.п. Кроме того, межличностные роли могут определяться индивидуальными особенностями человека, что позволяет выделить социально-типические роли, т.е. роли, которые являются своеобразной доминантой личности человека, его социальным амплуа, привычным для окружающих.
По степени проявления выделяют активные и латентные социальные роли. Активные роли проявляются в конкретных ситуациях и исполняются в данный момент времени, например, в заграничной командировке, во время переговоров и т.д. Латентные роли не отражаются в актуальной ситуации, хотя человек и является их носителем, как, например, педагог или врач, находящийся на отдыхе. Кроме того, по способу усвоения социальные роли подразделяют на предписанные, т.е. определенные возрастом, полом, национальностью, и приобретенные, которые усваиваются человеком в процессе социализации и этнизации. И, наконец, социальные роли классифицируются по способу получения, уровню эмоциональности, характеру формализации и мотивации.
Функционально-ролевая иерархия характерна для любой организованной общности - трудовой, социальной, этнической. Следовательно, и специфика нормативной регуляции зависит как от характера совместной деятельности, так и от вида организационной системы.
Множественность обусловливающих реальный процесс этнического взаимодействия объективных и субъективных факторов предопределяет то, что функционально-ролевая структура группы «стремится» к социальной адекватности, к соответствию объективным требованиям более мощных социальных систем, таких как народность, народ, нация, этническая общность. Межэтническое взаимодействие можно считать благополучным лишь в том случае, если ясно определены роли и если эти определения в достаточной степени разделяются всеми участниками.
Одним из важнейших каналов социализации индивида и приобретения им знаний о нормах является воздействие на поведение человека путем прямого представления этих норм, т.е. через словесное формулирование. Данный способ преобразования внутреннего мира личности под влиянием социальных норм считается наиболее эффективным при организации условий, форм, способов поведения, в которые заложены необходимые социальные нормы, в частности, нормы этнические. Таковыми обычно являются как исторически детерминированные, так и стихийно складывающиеся этнические нормы поведения. С учетом этнических норм могут быть специально организованы конкретные условия деятельности и поведения человека, а в более широком представлении - этнических групп и общностей.
Формирование личности и ее субъективного мира происходит в конкретных условиях, в непосредственном окружении и, самое главное, в прямом контакте с представителями реальных групп. Каждый член этнической группы выполняет множество ролей. Часть из них четко нормированы конкретными предписаниями, другие - регулируются референтными лицами, третьи - обусловлены определенным социально-психологическим положением члена этнической группы. Выполнение же обязанностей так или иначе контролируется, а в случае их невыполнения общество предъявляет к человеку соответствующие санкции.
Нормативно-ролевая экспектация - это процесс, причем довольно не простой. Он в первую очередь опирается на механизм идентификации с другими людьми. Однако способность человека идентифицироваться с другими, постигать их поведение ограничена культурой, в которой он существует, а также его личным опытом. Поскольку эффективность коммуникации во многом зависит от способности участников принимать роли друг друга (об этом уже говорилось выше), уместно обратить внимание на частотность взаимодействия как на фактор, способствующий регуляции степени согласия в межэтническом взаимодействии.
Решение вопроса о том, будет ли достигнуто согласие, зависит не только от способности участников взаимодействия к принятию ролей, но и в значительно большей степени от интересов сторон. При противоположных интересах взаимодействие чаще всего приобретает манипулятивный характер. Часто взаимодействие между представителями разных этносов не наступает из-за того, что взаимодействие опосредствуется конвенциональными нормами. Это относится в первую очередь к лингвистическим нормам, отклонение от которых вызывает почти такие же социальные санкции, как и нарушение других культурных норм. Наряду с речью в коммуникации широко используются и невербальные средства, которые символизируют многие установленные в различных культурах значения, - это мимика, пантомима, всевозможные жесты и многое другое.
Изучение психологических механизмов функционирования этнокультурных норм может осуществляться по двум направлениям - как анализ механизмов социальной нормативной регуляции индивидуального поведения и как исследование механизмов трансформации индивидуального поведения в элементы совместной деятельности членов этнической группы. Что касается проблемы психологических механизмов, то она основательно разработана социальными психологами. При этом особое внимание ими было обращено на регуляцию поведения индивида, опирающуюся на выработанные в обществе и группе те или иные нормы, образцы, стереотипы и пр.
Содержание норм во многом определяется не только характером группового взаимодействия, но и социально-этническими факторами. Так, групповые нормы могут использоваться для получения необходимой информации, для достижения личных целей, соответствующих принятым в группе нормам и т.д. При этом включение личности в совместную групповую деятельность уже само по себе предполагает влияние на ее члена групповых норм, значимость которых отражается на процессе и результатах его поведения, деятельности и психики в целом.
Проблема нормативности как фактор регуляции различных видов социального взаимодействия, в том числе и этнического, рассматривалась с учетом философских взглядов и позиций многих ученых. В зарубежной науке наибольшей популярностью пользуется концепция американского социолога Т. Парсонса, который предложил интерпретацию нормативной регуляции социального взаимодействия. Социальное взаимодействие определяется ученым в терминах нескольких категорий: «деятель» - исполнитель роли, «цель» - назначение роли, «средства и условия для реализации цели» и «независимый детерминантный селективный фактор» - нормативный элемент [13].
Для этнической психологии значительный интерес представляют и психоаналитические концепции, которые действие этнических норм рассматривают в двух направлениях: во-первых, через психоаналитическую персонологию и выработанные в ее рамках представления о личности; во-вторых, через психоаналитическое исследование механизмов влечений, побуждений, защиты личности и др. Главным постулатом в психоаналитических концепциях выступают положения о фактически изначальном, сущностном конфликте между этнокультурными социальными нормами и желаниями, побуждениями, потребностями человека. Устранение конфликта между личностью и социальными (этническими) нормами возможно лишь путем согласования функциональных требований личности и функциональных требований социума (этноса) в целом.
Ученые - психологи, конфликтологи, культурологи, юристы - уделяют большое внимание разработке средств согласования и анализу причин, вызывающих противонормное, аномальное поведение, так как противоречие между функциональными влечениями, мотивами человека и функциональными требованиями общества неизбежно приводит к конфликту. Именно эта проблема стала своеобразным толчком к созданию теории социального контроля. Однако следует признать, что социальный контроль направлен лишь на то, чтобы нивелировать нежелательные для общества побуждения индивида, так как он не в состоянии полностью подавить все аномальные влечения человека. Длительная фрустрация этих влечений может привести к серьезным дисфункциональным последствиям для индивида, а в конечном счете скажется дисфункционально и на самом социуме или этносе. Осознавая такое положение, приверженцы теории социального разрабатывают все более эффективные приемы и способы разрешения подобных конфликтных ситуаций.
Проблему защиты общества от конфликтогенных влечений индивида пытаются решать и сторонники психоанализа. Решение этой задачи они связывают с возможностью использования механизмов замещения и сублимации. Ими делаются попытки анализа таких нравственных образований личности, как моральная тревожность, стыд, вина, переживание социальных санкций и других, имеющих этническую окраску. По их мнению, защитные психологические механизмы должны освободить личность от внутреннего конфликта с нормами. Предлагаются технологические процедуры, которые могут быть использованы в качестве средств психологической помощи и психотерапии. Таким образом, ученые этого направления заняты активным поиском средств защиты как социума (этноса), так и личности в целях обеспечения стабильности существующей нормативной системы. В наиболее стабильных этнических общностях существуют высоко формализованные процедуры - такие как награждение и поощрение тех, чья деятельность способствует общему благополучию, и напротив, наказание и наказание тех, чьи действия оцениваются как вредные. Этнопсихологи придают большое значение этим процедурам, поскольку они способствуют консолидации этнической общности, особенно при наличии какой-нибудь угрозы со стороны других этнических сообществ.
Современная этнопсихология в качестве одного из важнейших приоритетных направлений считает разработку оптимальных средств регулирования нормативным поведением человека. Для проведения исследований в этом направлении уже существуют определенные методологические основания [10]:
- принцип определенности, который основан на праве этнической общности (или лидеров общности) определять способы воздействия, качество и их меру для стимулирования нормативного поведения;
- принцип адекватности предполагает, что система применяемых способов воздействия должна быть понятна всем членам этнического объединения и расцениваться как справедливая;
- принцип своевременности служит одной из форм проявления объективности и быстроты оценки выполнения существующих норм;
- принцип наглядности означает предметное выражение того, что нужно познать и как лучше сделать, т.е. способствует активизации воздействия.
Все обозначенные выше принципы регулирования нормативного поведения, безусловно, должны применяться в комплексе и с учетом конкретной социальной ситуации. Социальные условия в обществе изменчивы, а значит, и системы норм также не могут оставаться неизменными. При этом особой мобильностью должны отличаться нормы трудовых и политических отношений, а также нормы, используемые при регуляции частных конкретных актов этнического поведения. Именно поэтому нормативная регуляция должна служить основой организации реальной динамической системы поведения и деятельности как отдельной личности, так и общности в целом.
<< | >>
Источник: В.А. Кривошеев. ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 2010

Еще по теме ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ:

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКСПЕКТАЦИЙ И САМОДЕТЕРМИНАЦИИ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ?
  2. В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  3. РАСА, ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС
  4. РАСОВЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
  5. Глава 5. ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ
  6. ГЕНДЕРНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Л1ЧНОСТИ
  7. Глава 1. ЭТНИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
  8. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
  9. В.А. Кривошеев. ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, 2010
  10. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ.