ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Понятие «стереотип» впервые в науке возникло благодаря американскому исследователю У. Липпману. В 1922 году в работе «Общественное мнение» автор использует термин «социальный стереотип», под которым понимает упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку» мира «в голове» человека.
У. Липпман указывает на две важнейшие причины стереотипизирования. Первая причина, по мнению автора, заключается в реализации принципа экономия усилий, затрачиваемых при повседневном человеческом мышлении. Суть в том, что люди чаще всего не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а руководствуются уже имеющимися в сознании категориями. В этом случае познавательная деятельность остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь лишь житейским опытом, основанном на обобщении типичных для данной общности представлений. Для продуктивного функционирования стереотипа необходим такой процесс, как категоризация, представляющая собой один из способов организации познания человеком окружающей действительности. При этом категоризация может разворачиваться с помощью либо когнитивных, либо аффективных, либо поведенческих проявлений в психике человека. Вторая причина стереотипизирования - защита групповых ценностей, являющаяся чисто социальной функцией и реализующаяся в виде утверждения оригинальности, специфичности и т.п. Обозначенные причины проявления стереотипизирования позволяют сделать некоторые, на наш взгляд, существенные выводы. Во-первых, функция защиты групповых ценностей неизбежно требует от индивида перехода на уровень теоретического сознания, требует пусть и непостоянного, периодического, импульсивного, но крайне необходимого обращения к вербальной форме подачи информации своей и другим группам. Если на уровне экономии усилий процессы категоризации могут идти бессознательно, то защита групповых ценностей требует знания этих ценностей, умения их выделять и обобщать, а это без привлечения теоретического уровня сознания невозможно. Другой вывод заключается в признании того, что индивиду необходимо уметь оперировать таким понятием, как «группа», уметь отнести себя к определенной из всего множества группе, пригодной для точки отсчета в процессах стереотипизирования. Именно поэтому многие социальные психологи рассматривают социальную стереотипизацию как функцию дифференциации или оценочного сравнения своей и чужой группы. Причем такая дифференциация может иметь две формы: а) противопоставление («внутригрупповой фаворитизм») и б) сопоставление («миролюбивая нетождественность»).
Понятие стереотип было принято психологическим сообществом, и в первую очередь американскими социальными психологами. Именно в США начался активный поиск эмпирических данных о механизме стереотипизации, формах стереотипизирования, внутренней структуре стереотипа, причин, обуславливающих потребность в использовании этого механизма, и т.п. И до настоящего времени интерес к проблемам, связанным со стереотипом, не ослабевает. Причем именно этнический стереотип по сравнению с другими его разновидностями чаще всего подвергается социальнопсихологическим исследованиям как за рубежом, так и в отечественной психологической науке. В результате проведенных исследований сложилось понимание социального стереотипа как устойчивого психического образования, в котором схематизированно, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с лёгкостью распространяемый на всех ее представителей. Выступая в обозначенном качестве, стереотипы являются чувственно окрашенными социальными образами, которые аккумулируют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений людей. Необходимо отметить, что как психический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане - целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации; в динамическом плане - устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении к новой информации; в структурном плане - сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов. Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается от него лишь содержательно. В современной этнической психологии под этническим стереотипом принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп.
В этническом стереотипе выделяются четыре основных параметра, названных Л. Эдвардсом «измерениями»:
1) содержание стереотипа как набор характеристик, предписываемых этнической группе;
2) степень согласованности как единообразие характеристик, приписываемых этнической группе;
3) направленность как общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования (может быть получено непосредственно из содержания стереотипа);
4) интенсивность как степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (может быть получена с помощью ранжирования характеристик, приписываемых этнической группе).
Существует ряд положений, с помощью которых можно раскрыть феномен стереотипизирования (по Г. Тэджфелу):
- людям психологически легче характеризовать большие человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признаку), недифференцированно, грубо и пристрастно;
- такая категоризация имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени;
- изменения в социальной, политической и экономической сферах могут обуславливать изменение стереотипа, однако это происходит не всегда или бывает отсрочено во времени;
- стереотипы усваиваются очень рано в качестве «чувственной ткани мира» (А.Н. Леонтьев) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;
- социальные стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряженности или конфликта эти же стереотипы становятся определяющими детерминантами, которые слабо поддаются модификации и управлению. Они ужесточаются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откровенной враждебности.
Содержание этнических стереотипов подвержено влиянию трех групп факторов:
1) специфика стереотипизируемой группы (ее этническая психология, закрепленная в культуре и в обыденном сознании система ценностей, общественно-историческое развитие);
2) социально-политические и экономические условия развития стереотипизирующей и стереотипизируемой групп, а также специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся в данный момент;
3) длительность и глубина исторического контакта между представителями групп.
В отношении последней группы факторов следует отметить, что не всякое межэтническое общение формирует позитивные межэтнические стереотипы. Условиями оптимальной организации контакта между этническими объединениями могут выступать:
а) признание безусловного равенства сторон;
б) наличие обстановки открытости и доверия;
в) принятие общих, значимых для обеих сторон целей; г) уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга.
Следует знать, что выполнение перечисленных условий требует наличия в национальных идеологиях контактируемых этносов не конкурентных, не дискриминационных стратегий, а это возможно лишь при наличии у этносов полновесных, зрелых, конгруэнтных этносу этнических элит.
Поскольку этнические стереотипы не существуют сами по себе, а выполняют в общественном сознании определенную функцию, то они неразрывно связаны в своем проявлении с обществом, с общественными условиями.
С точки зрения функциональности, этнический стереотип можно рассматривать как на индивидуальном, так и на социальном уровне. На индивидуальном уровне выделяются следующие функции этнического стереотипа: когнитивная (схематизация, упрощение) и ценностно-защитная (создание и сохранение положительного «Я»-образа). На социальном уровне этнический стереотип также имеет две функции: идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы) и идентифицирующую (создание и сохранение положительного «Мы»-образа, что достигается прежде всего с помощью ритуалов и невербальных средств общения).
Этнический стереотип, как и любой другой социальный стереотип (статусно-ролевой, вербально-поведенческий, эмоционально-экспрессивный и т.д.), может быть автостереотипом, т.е. механизмом, описывающим собственную этническую группу, и гетеростереотипом, т.е. механизмом, позволяющим дать описание другой этнической группы. На появление, формирование и устойчивость этнических авто- и гетеростереотипов влияют разные условия:
1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном случае формирование этого набора происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой.
2. Социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей замыкается внутри нее.
3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, т.е. совокупность реальных факторов его жизни.
Важной особенностью автостереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание нечто идеальное, подчеркнуть наиболее самобытные черты национального характера и т.д. Например, установлено, что группы с более высоким статусом в экономической сфере имеют тенденцию характеризовать себя как компетентных и добившихся экономического успеха, а группы с более низким статусом - как отличающихся добротой, сердечностью, гуманностью, с одновременным снижением значимости тех качеств, которые и обеспечивают чужой группе экономическое превосходство, - деловитость, предприимчивость и т.д.
Стереотипы могут рассматриваться и как своеобразная программа народного воспитания, сформулированная в самом общем виде, но при этом необходимо иметь в виду, что в этнических автостереотипах нет раз и навсегда заданной стабильности или константности. Стереотипы претерпевают в процессе исторического развития этноса определенную эволюцию и в значительной степени отражают уровень этнического самосознания.
В когнитивной составляющей стереотипов важное место занимают представления членов этноса об окружающей их действительности, что проявляется в так называемых «картинах мира». В рамках этих концептуальных структур интериоризуются отдельные характеристики восприятия, памяти, мышления членов этноса. Это может служить основой для типологизации этносов по имплицитной картине мира. С формированием такого рода концептуальных «этнических доминант» непосредственно связано объяснение различных стереотипов этнического поведения. Негласно они существуют во всех областях жизни, и в каждую отдельную эпоху воспринимаются в данном этносе как единственно возможный способ общежития. Структура этнического стереотипа поведения проявляется как строго определенная система отношений, в которых отражаются разнообразные типы социальных связей в обществе. Изменения в жизни этноса обусловливают изменения в этнической организации его жизнедеятельности, внося коррективы в нормы поведения, в традиционно мировоззренческие и социально-психологические установки и этнические представления. Таким образом, стереотипы поведения этноса столь динамичны, как и сам этнос.
Различные типы культур по-разному диктуют субъективную ориентированность на норму: в одних случаях высоко оценивается «правильное поведение», в других - поощряется стремление к оригинальности и необычности, основанное на возможности альтернативного поведения. В случае необходимости оценивания поступков индивида, принадлежащего к иному этносу, в действие вступают законы межэтнического взаимодействия.
Только в межэтнических контактах на гранях субъект-субъек- тных отношений ярко проявляется такая особенность этнического стереотипа, как его антропостереотипичность как связанность с обликом индивида. Внешность, действительно, часто выступает как важный практический признак, содержащий информацию о предполагаемой этнической принадлежности человека. Признаки, из которых слагаются и внешний облик, и поведение, включая всего богатство невербальной коммуникации: жесты, мимику, позы, дистанцию при общении и т.д., - могут иметь для других людей информирующее значение и выполнять регулятивную функцию. Значимость воспринимаемого набора признаков определяется многими факторами. Важно отметить, что соответствие или несоответствие стереотипных представлений о внешности представителей той или иной этнической принадлежности сильно влияет на живучесть этнических гетеростереотипов. Кроме того, наличие определенного физического сходства у представителей одного этноса способствует также и упрочению автостереотипов, так как подкрепляет представления о едином происхождении и неизменности этноса в исторически обозримые отрезки времени.
Стереотипы не существуют вне индивида, они психологичны по локусу существования, но сам носитель стереотипов всегда вариативен в своем поведении как в историческом, так и в этническом пространстве, а это в свою очередь обусловливает семантическую неоднозначность реализующегося в субъект-субъектных отношениях стереотипа. И в этом случае происходит так называемая межпоколенная трансляция наиболее адекватных и полезных для данного этноса авто- и гетеростереотипов.
Обобщая результаты большого количества исследований, можно заострить внимание и на проблеме истинности стереотипов, и в частности этнических. В современной науке в этом отношении наметились конкретные положения:
1) стереотип лишь в крайне малой степени соответствует тем фактам, которые пытается отразить;
2) стереотип есть «необходимое зло», изначально присущее человеку и неизбежно искажающее реальность;
3) стереотип близок к истине, несмотря на то, что при обобщении фактов действительности происходит их определенное искажение;
4) попытка снятия «проблемы истинности» стереотипов путем понимания стереотипа как факта психологической реальности, детерминирующего межэтнические отношения, независимо от того, соответствуют эти стереотипы действительности или нет.
Психология как наука призвана изучать свойства, процессы, состояния психики, а реальность этнических стереотипов в современной психологии - это факт, относящийся к разряду фундаментальных.
<< | >>
Источник: В.А. Кривошеев. ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 2010

Еще по теме ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ:

  1. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ
  2. Кудряшова И. В., Щеглова М.С., Чернова О. В. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ ПЕНЗЕНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
  3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПЕНТАБАЗИСА ДЛЯ АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ
  4. Смолина Т.Л. КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ исследование этнических стереотипов русских и поляков
  5. Рядченко Алеся Витальевна ПОСЛОВИЦЫ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
  6. В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  7. СТЕРЕОТИПЫ
  8. СТЕРЕОТИПЫ.
  9. ПОЛОРОЛЕВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
  10. СТЕРЕОТИПЫ ЭКСПРЕССИИ.
  11. ЭЙДЖИЗМ И СТЕРЕОТИПЫ
  12. ДОМИНАНТЫ И СТЕРЕОТИПЫ
  13. Трансляция гендерных стереотипов в семье