Об эзотеризме

Естественно-научная картина мира претерпевает кризис. Помимо того, что в ней нет места ни главным вопросам человеческого бытия (таким, как вопросы о счастье, предназначении человека, смысле жизни и т.д.), ни «чудесным» явлениям, она все больше увязает во внутренних противоречиях.
Теория относительности, квантовая физика, генетика, кибернетика и т.д. настолько расшатали здание научного мировоззрения, что восстановить его без радикального пересмотра базисных представлений вряд ли возможно. Все большим числом людей осознается необходимость радикальных перемен. Это осознание привело к повышенному интересу к древним учениям.
Среди религиозных и философских доктрин одна группа занимает совершенно особое место. Это эзотеризм. Общим положением эзотерических учений является утверждение, что видимый мир является только частью (причем незначительной) мира реального.
Для ученого с мировоззрением физика естественно отнестись к эзотерическим текстам, как к литературным мистификациям, если не как к шарлатанству.
Однако при непредвзятом знакомстве с эзотеризмом, по меньшей мере, два обстоятельства заставляют отнестись к нему с большей серьезностью.
Во-первых, в эзотерических текстах содержится множество метких определений и наблюдений, свидетельствующих о мудрости их авторов. Хотя обычно часть эзотерического текста предстает как малопонятные рассуждения, другая часть обладает безусловным вкусом истинности. Мой опыт знакомства с эзотеризмом показал, что малопонятные части становятся понятней при повторном чтении. Это заставило меня отнести непонятность не к качеству текста, а к своей неготовности понять его и/или к интеллектуальной лени. При непредвзятом отношении к прочитанному я постоянно вспоминал, что «то, что я понял — прекрасно, и, следовательно, то, что я не понял, — еще более прекрасно».
Во-вторых, картина мира у авторов, принадлежащих к разным культурным традициям и разделенных тысячелетиями во времени и тысячами километров в пространстве (мусульман Среднего Востока — суфиев, кришнаитов в Индии, последователей Будды в Японии, Китае и Юго-Восточной Азии, эзотерических христиан, еврейских каббалистов и т.д. и т.п.), оказывается во многом одной и той же. Совпадения столь разительны, что объяснить их иначе, как происхождением из одного Источника, невозможно.
Все это наводит на мысль, что огульное неприятие эзотерических идей из-за необычности их формы, категоричности некоторых положений или несоответствия «научным» представлениям — не что иное, как проявление сайентистской гордыни.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Об эзотеризме:

  1. ЭЗОТЕРИЗМ И ОФИЦИАЛЬНАЯ НАУКА. «СПИРИТОЛОГИЯ»
  2. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ и ЕЕ МЕСТО В ЭЗОТЕРИЗМЕ
  3. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ ДУХОВНОСТИ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЯ
  4. Сверхзадачи, методы и результаты
  5. Структура эзотерического знания
  6. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ И ЗНАНИЕ О СВЕРХСПОСОБНОСТЯХ
  7. Соотношение дисциплин
  8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ТЕЛА С МИРАМИ
  9. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЗИТИВНОСТИ
  10. Духовное тело и Я-центр
  11. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЭНЕРГЕТИКОЙ
  12. Механизмы восприятия. Путь
  13. «Психическая материя»
  14. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  15. 4.2. Шаманское видение.
  16. ГАЛЬПЕРИН П. Я.. Введение в психологию, 2000
  17. ПРЕДИСЛОВИЕ