ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И НАДЫНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХ

Такие свойства, как сознательность, самораспространение, притяжение к духовному, подводят к мысли, что индивидуальный дух не является «конечной», единичной, изолированной сущностью. Скорее он представляет некий Мир - Мир духовных сущностей.
К такому выводу подводит несколько соображений.
У каждого человека свой индивидуальный дух. Индивидуальный дух одного человека может быть в контакте с индивидуальным духом другого. Одна из форм такого контакта -Любовь.
Со-знательность индивидуального духа предполагает существование того (или Того), с кем он разделяет знание.
Притяжение к духовному, которое проявляется в стремлении к близости с разными сущностями (как материальными, так и идеальными), наводит на мысль, что дух является всеобщим атрибутом, присутствующим в любой вещи.
О том же говорит стремление духа к распространению, самовоплощению, реализуемое в творчестве. Любая вещь искусственного происхождения является одухотворенной в том смысле, что она материализует индивидуальный дух своего создателя - это положение звучит особенно естественно в отношении великих произведений искусства.
Вещи естественного происхождения считать одухотворенными позволяет как то, что они способны притягивать индивидуальный дух (феномены любования, созерцания объектов природы), так и то, что, согласно религиозным представлениям, они -«продукты творчества» Творца.
В совокупности эти соображения приводят к мысли о существовании наряду с индивидуальной и других форм существования духа и дают основания считать реально существующим Мировой (или Абсолютный) Дух.
Более того, чтобы понять индивидуальный дух, нужно сопоставить его с надындивидуальным (объективным, абсолютным и т.п.). Конечно, в явном виде дух можно наблюдать только в его проявлениях в психике. Но, оставаясь последовательными, нужно признать, что любая вещь наблюдаема только через ее проявления в психике.
Ту же мысль можно выразить и иначе.
Дух существует (по крайней мере для нас) и познаваем не сам по себе, а только в форме своих проявлений. «Чистый дух» реален, но непостижим и в этом смысле нереален.
«Дух» - категория непсихологическая. Психологическими могут стать категории «индивидуальная духовность» или «индивидуальный дух».
Стремление к гармонии сродни первому закону термодинамики (стремление системы к максимальной энтропии). Впрочем, возможно, оба эти закона - проявления одного универсального Закона.
Понятие «дух» фундаментально16. Попытки сопоставить его с чем-то, что не является «духом», оканчиваются неудачей.
Может показаться, это «что-то» - материя. Так ли это?
Центральная оппозиция, вокруг которой развивалась европейская философия, -«идеальное - материальное». Однако понятия «идеальное» и «духовное» не тождественны. Идеальные вещи (мысль, настроение, волевой акт, стремление и т.п.) оформляют (в идеальной форме) дух, но не репрезентируют его непосредственно - дух остается за идеальными вещами. То же относится и к материальным вещам, которые оформляют дух в материальной форме. То, что идеальные вещи оформляют дух «более непосредственно», а материальные - «более опосредованно» (через посредство идеальных), не меняет существа дела. «Духовное» не рядоположно «материальному» и «идеальному», а стоит за ними, являясь по отношению к ним первичным.
На неправомочность противопоставления «материального» «духовному» указывают восточные Учителя. Например, учение Гурджиева совмещает крайний материализм («Все в мире, включая идеи, материально») с пантеизмом («Во всем есть дух»).
Противопоставление «душа - дух» эвристично в пределах психологии, но эта оппозиция качественно иная, чем, например, «материальное - идеальное». Понятия «дух» и «душа» нерядоположны.
Душа - это оформление индивидуального духа, а не нечто бездуховное. В этой связи важен вопрос о соотношении духовного и бездуховного в психике.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И НАДЫНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХ:

  1. Я-центр и индивидуальный дух
  2. Индивидуальный дух: 4-единое определение
  3. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ И МОРАЛЬНЫЙ ДУХ
  4. МОРАЛЬНЫЙ ДУХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ (MORALE IN ORGANIZATIONS)
  5. СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО. ОБЩИННЫЙ ДУХ И РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА
  6. ГЛАВА 6 ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ТРУДЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
  7. Тенденции и атрибуты индивидуального духа
  8. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
  9. 11.1. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  10. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.
  11. ГЛАВА Индивидуальность человека
  12. 11.2. Б. Г. АНАНЬЕВ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  13. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
  14. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  15. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
  16. Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
  17. 11.4. ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
  18. 6.4.3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
  19. ИСТОЧНИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
  20. Онтология индивидуального духа