Как писалась эта книга

Я задумывал эту книгу как работу по психологии, адресованную относительно узкой группе коллег — профессиональных психологов, которые понимают, что не все в порядке «в датском королевстве». Прежде всего, с ними я хотел поделиться своей тревогой о современном состоянии психологии и пониманием необходимости расширить круг изучаемых психологией явлений.
Книга должна была иметь более или менее привычную «научную» форму, но по мере работы я ощутил яростное сопротивление материала.
«Научно» сказать о духовности оказалось почти нечего. Работа продвигалась медленно и трудно.
В первоначальном плане последняя глава была посвящена прикладным задачам психологии духовности, прежде всего преодолению духовного кризиса. Добравшись до этой главы, я уже собирался написать еще несколько страниц «почти не о чем».
Но здесь произошел прорыв. Оказалось, что о духовных кризисах можно сказать очень много. Несколько недель я «запоем» писал о том, что такое духовный кризис и как можно с ним работать, и, когда закончил, обнаружил, что материала о кризисе гораздо больше и он гораздо ярче тусклых общетеоретических рассуждений о психологии духовности «вообще».
Стало ясно, что книгу следует назвать «Преодоление духовных кризисов» и адресовать тем, кто переживает такие кризисы.
Перечитав сделанное, я понял, что многое нуждается в пояснениях (особенно для неискушенных в психологии читателей) и нужно предварить разговор о кризисах «теоретическим вступлением». Начался второй этап работы.
Этот «теоретический» этап занял много времени и привел к очень неожиданным для меня «открытиям», которые, с одной стороны, были захватывающе интересны сами по себе, а с другой — необходимы для понимания работы с кризисами.
Переписав в свете «открытий» «кризисную часть», я понял, что переоценил широту круга читателей. Конечно, среди десятков (или сотен) миллионов тонко чувствующих людей, знакомых с проявлениями индивидуального духа, многие стремятся к духовной жизни, находятся в непрерывном поиске, а часто — и в борьбе, преодолевают кризисы духовного развития и вновь оказываются в кризисе. Но для продуктивной работы с кризисами оказалось мало чувствовать тонкие вещи. Нужны и другие качества: ум, чтобы понять то, что понять трудно, и сила, чтобы суметь воспользоваться понятым.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Как писалась эта книга:

  1. О КОМ НАПИСАНА ЭТА КНИГА И КАК ЭТИ ЛЮДИ В НЕЕ ПОПАЛИ
  2. О ЧЕМ ЭТА КНИГА
  3. КОМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА
  4. КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТА КНИГА ОТНОСИТСЯ К ИЗВЕСТНЫМ КНИГАМ О ЯЗЫКЕ ТЕЛА И БЕССЛОВЕСНОМ ОБЩЕНИИ?
  5. 1.4. ЭТА УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА – КОММУНИКАЦИЯ…
  6. Книга первая ДУХОВНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ
  7. Книга о мужчинах 1. Неизвестен, 0002
  8. Книга вторая ПСИХОТЕХНИКА ДУХОВНЫХ КРИЗИСОВ
  9. КНИГА СТРАСТИ
  10. Курлов Г.П. Путь к Дураку. Философия Смеха Книга первая, 0000
  11. Зачем Нужна Книга о Выражениях Лица?
  12. 2.4. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК ПРОФЕССИИ И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  13. 2.2 Психические особенности человека как субъекта познания и деятельности. Психические состояния как регулятор активности.
  14. 11.4. Объектные значения как внешние причины и как внешние цели: сравнительный анализ