О кросскультурных различиях

Уважение отличается от любви отсутствием отождествления. Любовь - близкое принятие; уважение - отстраненное (дистанционное). В уважении субъект и объект сбалансированны.
Способ организации отношений Я и не-Я определяет не только межиндивидуальные различия, но и межгрупповые.
Он помогает лучше понять кросскультурные различия. У субэтноса русских сибиряков преобладающий способ организации - чувство собственного достоинства. У американцев европейского происхождения - жителей северо-востока США - организация другая.
Граница Я у американцев определена очень четко. Мое Я, моя жизнь -
неприкосновенное владение, вторжение в которое ни в коем случае не допустимо .
Не-Я для американцев - это среда, в которой живет Я, а не автономно существующий мир, представляющий самостоятельную ценность. Отношение к не-Я утилитарно.
Такой способ организации отношений между Я и не-Я проявляется в жесткой организации ментальных актов. Мышление (и обыденное и профессиональное) построено по строго определенным правилам. Похоже организована и общественная жизнь.
Если не считать сибиряков, у русских граница между Я и не-Я весьма диффузна. Традиция исповедальности в художественной литературе, разговоры по душам и доходящие до навязчивости советы в обыденной жизни - все это показывает легкость, с которой расширяется граница Я, превращая не-Я в Я. Податливость внешним воздействиям даже в самых интимных вопросах свидетельствует и об обратных процессах.
У людей восточных культур Я «меньше», чем не-Я. Не-Я - мир (особенно социальный мир) представлен более широко, Я - менее. Социалистические ценности примата коллектива над индивидуумом значительно ближе восточной, чем западной традиции. Эмпирически это подтверждают дальневосточный социализм (Китай, Северная Корея, Вьетнам) и организация производства (Япония).
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме О кросскультурных различиях:

  1. Ван Шо КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  2. Т. Г. Стефаненко, Н.Г. Малышева, О.А. Тихомандрицкая ОБРАЗ РОССИИ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
  3. Габдрахманова Алина Айдаровна КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
  4. Дрынкина Татьяна Ивановна КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
  6. Групповые различия
  7. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
  8. РАЗЛИЧИЯ ПО ТРЕВОЖНОСТИ.
  9. РАЗЛИЧИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ
  10. ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ.
  11. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ