Механизмы восприятия. Путь

Если считать Контакт фазой «слушания» в общении с Богом, то центральный вопрос при этом - о механизмах «восприятия». Он тесно связан с вопросом о «парапсихологических» способностях.
До недавнего времени академическая психология старалась не замечать феномены «сверхвосприятия» (телепатии, ясновидения и т.п.).
Это самый простой путь, но он ведет в никуда.
Очевидно, что появление «сверхвосприятия» у человека, не обладавшего им, -результат внутренних изменений, иногда непроизвольных, а иногда и вполне намеренных и осознанных. Опыт Контакта закрепляет эти изменения 11, но сами они предшествуют Контакту.
Прежде чем стать постоянными и явно выраженными, сверхспособности длительное время появляются эпизодически и в очень ослабленной форме 12. Например, многие рассказывают об эпизодах, когда у них проявлялись способности к телепатии или предвидению.
Ее отличает свобода, в том числе от социальных требований.
10 Основание для психопатологического диагноза - неспособность к успешной социальной адаптации. Если адаптация возможна, речь скорее пойдет об эксцентричности, странностях, непохожести на других.
11 Контакт формирует и способность к переживанию Контакта.
12 В обычном состоянии внутри «обычного» человека все так шумит, что слабые воздействия почти не ощущаются.
В частности, сверхспособности проявляются в переживании очень слабых «странных» эмоций (например, таких, как уже упоминавшееся в связи с особенностями детского восприятия переживание «чьего-то присутствия»).
Игнорируя изучение качественного состава таких слабых эмоций, психология эмоций сильно обедняет свой предмет.
Контакт - конечное звено цепи промежуточных состояний Работы, которые могут осознаваться или не осознаваться как таковые. Память о предшествующих Контакту моментах содержит «учебный материал» для научения произвольно приходить к Нему.
Вопрос о достижении «конечных» состояний через цепь «промежуточных» (в эзотеризме его называют вопросом о Пути) - центральный во всех эзотерических учениях (христианских мистиков, еврейских каббалистов, индийских йогов, суфиев) - должен стать и центральным для психологии религиозности.
Удивительно и очень значимо то, что пути разных эзотерических учений в основных моментах оказываются одним и тем же Путем. Его центральными моментами являются отказ от желаний 13 (в том числе и от желания познания), сосредоточение на идее (образе) Бога, отказ от значимости своего Я, предание себя Богу. Молитва и/или медитация -основной «прием», ведущий к Богу. Для христиан (особенно протестантов) существенный момент Пути - переживание своей греховности, ничтожества. Момент, который восточные Учителя отмечают чаще христианских, - постепенность (по-ступенность) Пути. Человек последовательно проходит через разные стадии (их число может доходить до десяти), каждая из которых характеризуется своим уровнем достижений.
Чтобы психология индивидуальной религиозности стала возможной, она должна глубоко понять эзотерические практики Пути.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Механизмы восприятия. Путь:

  1. ПУТЬ ХИТРОГО ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ ПУТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЗНАНИЕМ
  2. 4.5. МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ
  3. ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ И ПУТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
  4. Стабильность проявления механизмов межличностного восприятия.
  5. КАВЛИС З.В. МЕХАНИЗМ ПРОЕКЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ КИНО УЧАСТНИКОМ КИНОТЕРАПИИ
  6. Хан Г.Н. КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА
  7. ОРИЕНТАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ, ОСНОВАННЫЙ НА ВОСПРИЯТИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ
  8. Кавлис З.В. МЕХАНИЗМ ПРОЕКЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ КИНО УЧАСТНИКОМ КИНО-ТЕРАПИИ
  9. УДК 159.А. А. БОЧАВЕР ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК МЕТАФОРА РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОНЯТИЕ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» — КАК МЕТАФОРА, НЕРАЗРЫВНО СВЯЗЫВАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ С ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОСТРАНСТВА.
  10. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
  11. ПУТЬ СВЯТОГО