Множественные Я как «комплексы»

Этот «внутренний голос» может восприниматься и как голос воспитателя, и как свой «второй голос». 13 Иногда в этой связи говорят о «втором Я», хотя правильней было бы говорить о «тридцать пятом» или «сто сорок третьем».
Во многом поведение определяют внешние влияния.
Большинство представлений, ценностей, стереотипов поведения навязано человеку и воспринято им некритично. Мозаика разнородных влияний формирует весьма эклектичную картину. Одни ценности противоречат другим. Одни цели - другим. Одни принятые роли (поведенческие стереотипы) - другим. Одни мысли (представления) - другим. Все это - и мысли, и ценности, и представления, и роли - служит для управления поведением. Ясно, что такое управление не может быть эффективным. Если хотеть ехать и вправо и влево, непонятно, куда поворачивать руль. Часто решение принимается на основании случайно оказавшегося «под рукой» соображения.
Воспринятые из разных источников разноплановые психические образования могут объединяться в «комплексы» 14 - связанные между собой группы. Каждый такой «комплекс» - свое множественное Я.
«Раздвоение личности», когда ни одно из Я не помнит о существовании другого (точнее, отсутствует ощущение реальности другого Я и/или своей к нему причастности), возникает как результат соединения двух факторов: во-первых, сильной внутренней связи внутри «комплексов», образующих каждое Я, и несвязанности их между собой и, во-вторых, отсутствия единого центра, выполняющего функцию рефлексии.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Множественные Я как «комплексы»:

  1. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
  2. МНОЖЕСТВЕННАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ
  3. МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ
  4. МНОЖЕСТВЕННАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ
  5. КОМПЛЕКСЫ (COMPLEXES)
  6. МНОЖЕСТВЕННАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ (MULTIPLE CORRELATION)
  7. 2.7.1. МОДЕЛИРУЮЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
  8. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
  9. КОНКУРЕНЦИЯ МНОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
  10. 21.2. НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫЯВЛЕНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
  11. Монистическая и множественная трактовка памяти