Неспособность. Относительность понятия «способность»

Специфика творческой неудовлетворенности по отношению к другим формам неприятия появляется тогда, когда она основана на осознании своей реальной неспособности к творчеству.
Что такое реальные способность и неспособность к творчеству и чем они отличаются от приписываемых?
Способность к творчеству - это способность создавать «хорошие» произведения.
Следовательно, понятие «способность» относительно. Оно определяется критерием оценки творчества, который зависит от того, что в творчестве считать «главным» и кто «оценщик», судья.
Ценность любого произведения для автора и для разных «адресатов» различна: у каждого произведения своя аудитория. Например, элитное искусство «плохо» для массовой аудитории, массовое - для элиты.
Кроме того, при приписывании неудач неспособности есть риск подмены понятий. Наблюдается не не-способность, а не-умение выполнять работу, которое свидетельствует только о не-обученности: если человек не умеет что-то делать, его этому не научили. Успешность научения определяется способностями не только ученика, но и учителя, т.е. тем, как учить, - методикой. При отождествлении не-обученности с не-способностью роль второго фактора преуменьшается, а первого - преувеличивается. Разная успешность учащихся - еще недостаточное основание для такого вывода. Она свидетельствует только о разной восприимчивости к конкретному методу. Обычно за утверждением «Его как ни учи, толку не будет» нет реального опыта применения разных методик.
Еще одно обстоятельство, делающее понятие «способности» относительным, - это возможность компенсировать одни «недостатки» другими «достоинствами», формируя таким образом индивидуальный творческий стиль.
И все же, несмотря на относительность, отрицать реальность, которая стоит за понятием «творческие способности», значило бы не замечать разницу между Пушкиным и «поэтами кукушкиными» и связь между успехом произведения и его особенностями.
Конечно, это не одна, а множество реальностей. Конечно, способность к творчеству изменчива: бывают взлеты и падения, вдохновение приходит чаще или реже. Но все это не отменяет существования у каждого автора своего «потолка».
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Неспособность. Относительность понятия «способность»:

  1. САМООЦЕНОЧНЫЕ ЭМОЦИИ: АТРИБУЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СПОСОБНОСТЕЙ И СТАРАНИЯ
  2. ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
  3. 13.6. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ СПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА
  4. НЕУДАЧЛИВОСТЬ (НЕСПОСОБНОСТЬ)
  5. КОГНИТИВНЫЕ ПОМЕХИ ИЛИ РЕАКЦИЯ НА СВОЮ НЕСПОСОБНОСТЬ
  6. АБСОЛЮТНЫЙ, ИЛИ ИДЕАЛЬНЫЙ, СЛУХ И НЕСПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКОВЫЕ ТОНЫ
  7. ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР
  8. Относительная величина
  9. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ (РАЗНОСТНОЙ) ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
  10. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВЫВОДОВ
  11. 3.4.4. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЯРКОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
  12. БЕСПОКОЙСТВО ОТНОСИТЕЛЬНО ОБРАЗА ТЕЛА.
  13. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ
  14. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ПОЗИТИВНОСТИ. ДВОЙСТВЕННОСТЬ НАМЕРЕНИЯ
  15. Аванесян М.О. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ