Нравственный поиск и Совесть

Центральная проблема в стремлении к «хорошему» - это знание «хорошего». Недостаток обычных источников такого знания (мнения окружающих, книги и т.п.) - в их противоречивости. Следуя таким представлениям о «хорошем», человек обрекает себя на то, что, поступая «хорошо» с одной точки зрения, он поступает «плохо» с другой.
Например, оставаясь честным, приходится быть бестактным. Нравственный поиск при постоянном экспериментировании с собственной жизнью (и жизнью окружающих в той степени, в которой они связаны с экспериментирующим) превращается в погоню кошки за собственным хвостом.
Невозможность рационально определять правильное («хорошее») поведение отчасти компенсируется совестью - способностью эмоционального реагирования и регулирования поведения 6 в соответствии с нравственным законом. Совесть проявляется в нравственных чувствах - чувстве вины, правоты и сомнений в правоте, справедливости и т. п.
Представления о природе нравственного закона можно свести к двум гипотезам. Первая, более близкая к официальной науке состоит в том, что нравственный закон представляет собой психическое образование - результат усвоения существующих в культуре этических норм - представлений о «хорошо» и «плохо». Совершению «плохого» («запрещенного») поступка предшествует появление чувства вины, запрета, преодоление которого требует волевого усилия. И наоборот, «хорошие» поступки содержат в себе дополнительную «мотивацию предписанности».
То, что в механизмах нравственных чувств задействованы усвоенные этические предписания, не вызывает сомнений. Более спорно то, что наличием этих предписаний все и ограничивается.
Довольно часто человеку «вдруг» становится ясно, что он должен делать.
Иногда «предписанное» таким внезапным озарением поведение противоречит обыденным нормам морали. Не согласуется оно и с «внутренними импульсами» к реализации присущих человеку потребностей. И тем не менее оказывается, что «предписанное» поведение было единственно правильным в долгосрочной перспективе.
Все это наводит на мысль о существовании еще одного Источника знаний о том, как жить. Этот Источник может быть назван объективным Нравственным Законом. Умение понять требования Нравственного Закона позволяет принимать безупречные решения. Проблема лишь в том, чтобы суметь обратиться к Нему.
Умение получать достоверное знание о «хорошем», «правильном», не заимствуя его у окружающих, во многом сходно с другими умениями вступать в контакт с духовным миром и основано на интуитивной способности, которую можно назвать Совестью. В рамках академической, «эгоцентрической» модели функционирования психики Совесть можно объяснить только «мистически».
Время для управления поведением часто недостаточно для медленной мыслительной регулятивной системы. Поэтому необходимо привлечение более быстрой эмоциональной регуляции. Часто эмоция полней «суммирует» разные аспекты ситуации, что делает эмоциональную «итоговую оценку» более точной.
Двухполюсная модель дает возможность приблизиться к пониманию Совести. В рамках этой модели знание о «хорошем» для себя и для данной ситуации человек получает из духовного мира посредством деятельности духовного тела - Я-центра.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Нравственный поиск и Совесть:

  1. Поиск смысла и нравственный поиск
  2. Нравственный поиск: оценочные шкалы, идеалы
  3. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО ВОС-ПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
  4. Жить по Совести
  5. ВИНА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВЕСТИ
  6. МУКИ СОВЕСТИ
  7. СОВЕСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ
  8. Интуиция как внутренний критерий. Совесть
  9. КРАШЕННИКОВ О.В. О ПРИРОДЕ СОВЕСТИ
  10. Подоровский А.Н. Трансформации процесса социализации и изменение роли совести В XX веке
  11. ПОДОРОВСКИЙ А.Н. ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕ-НЕНИЕ РОЛИ СОВЕСТИ В XX ВЕКЕ