Обращение к Богу. Молитва

13 Это не проповедь чуждых мне аскетизма или религиозного фанатизма, а констатация.
14 Часто стремление к осознанности и рефлексивности мешает поиску, отбирая у него энергию.
15 Эта стратегия отчетливо видна у наркоманов.
Ценность опыта, пережитого под действием наркотиков, заставляет принимать их снова. Повторение ценного переживания повышает риск формирования психологической (иногда не менее сильной, чем физиологическая) зависимости от наркотика.
Более прямой путь к высшим переживаниям (слышанию Бога) в том, чтобы услышать ответ на обращение к Нему. Каноническая форма такого обращения - молитва. Но до Бога доходит не любая молитва. Распространенное в христианской теологии мнение состоит в том, что эффективность молитвы зависит от того, кто молится. Достигают Бога молитвы чистых душ. Не достигают - молитвы грешников.
Это мнение представляется обоснованным, если считать субъектом молитвы не индивида (физическую или психическую особь), который всегда в чем-то «грешен», а то множественное Я, которое молится. Молитвы искусственных Я, формирующих личность (например, молитва «Я-прагматика» о победе над конкурентами), по сути, молитвами не являются. В них отсутствует самое важное - обращение психического тела к духовному миру. Такая «молитва» - прагматический поступок, совершаемый в форме ритуала 16.
Молитва становится молитвой, когда ее субъект - «духовная часть» сущностного Я (Я-центр). Я-центр - одновременно и «представитель» индивида в духовном мире, и «часть» духовного мира, «состояние» которой непосредственно воздействует на духовный мир.
Я-центр - это та «чистая душа», молитвы которой могут дойти до Бога. Но Я-центр «чист», только когда разотождествлен со всем происходящим в человеке. Обычно же Я-центр (если он вообще наличествует) слит с Я-актуальным, т.е. отождествлен с частью происходящего и в этом смысле загрязнен им. Чтобы стать «эффективным субъектом» молитвы, Я-центр должен очиститься. Необходим этап «негативной» психотехники.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Обращение к Богу. Молитва:

  1. «Говорение»: молитва и служение
  2. УПРАЖНЕНИЕ «БИОГРАФИЧЕСКАЯ МОЛИТВА».
  3. Цветовой тезаурус русской лечебной молитвы
  4. РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЩЕНИЯХ.
  5. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
  6. ПРАВИЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ИСПЫТУЕМЫМИ
  7. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
  8. ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ИГНОРИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
  9. Кузнецова О.О. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ
  10. Нейтрализуйте обращенную на вас агрессию.
  11. Анализ психологических факторов обращения на профконсультациию
  12. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ (CHILD ABUSE)
  13. ИГНОРИРОВАНИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
  14. 5.3.2. ЧАСТОТА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К ДИСПЛЕЯМ
  15. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И СТИМУЛЯЦИЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ.
  16. САЛОМЭ Е. А. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОБРАЩЕНИЯ НА ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИЮ
  17. ЭТИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ (ETHICAL TREATMENT OF ANIMALS)
  18. ЧЕТКИЕ ОБРАЗЫ И ОБРАЩЕНИЕ К ЛИЧНОМУ ОПЫТУ.
  19. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И АГРЕССИЯ: ЭФФЕКТ ОТ ОБРАЩЕНИЯ К ВНУТРЕННЕМУ МИРУ
  20. Киселева Н.А. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ