ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫБОРКА.

Всего в исследовании приняли участие 60 человек мужчин татарской национальности в возрасте 18 — 28 лет, учащиеся различных учебных заведений (средний возраст — 22, медиана возраста — 22, мода возраста — 19).
Каузометрический опрос проводил Ф. В. Мударисов в 2006 году.
Контрольную выборку составили 30 мужчин, ведущие обычный образ жизни. Группу активно верующих мусульман1 составили 30 мужчин. В эту группу мы отобрали лишь тех людей, которые соблюдают мусульманский образ жизни, исламскую религиозную практику: совершение молитвы (намаз), соблюдение поста (ураза), добровольная передача части имущества в пользу малообеспеченных граждан (закят). Так называемый «стаж пребывания в религии» составил от 1 до 10 лет. Все активно верующие мусульмане придерживаются традиционного Ислама в Республике Татарстан. Это важная характеристика, ибо в России Ислам не представляет собой целостного социокультурного монолита [10, с. 3]. Географические особенности региона, культура народов, принявших Ислам в России, вносили свои коррективы. Мусульмане России — в основном сунниты ханафитекого мазхаба (религиозно-правовая школа). В Татарстане Ислам внес свой позитивный вклад в становление российского полиэтнического и поликонфессионального общества и российской государственности [10].
Характеристика выборки по результатам наблюдения во время каузометрического исследования. Во время проведения индивидуальной диагностики было проведено наблюдение за ре1 Cловосочетания «активно верующие мусульмане», «мусульмане» мы будем употреблять как синонимичные; далее словосочетания «этнические мусульмане (татары), ведущие обычный (мирской) образ жизни», «контрольная группа» будем употреблять как синонимичные.
акциями, отношениями опрашиваемых по критериям, разработанным Р.
А. Ахмеровым [4; 9].
Большинство опрошенных в обеих группах проявило уровень психобиографической защиты средней силы. События выделяли без излишней конкретизации их содержания; работали почти без комментариев.
Понимание каузальных связей в обеих группах в большинстве случаев было на среднем уровне. Опрашиваемые в целом понимали инструкцию причинно-целевого анализа, но в ходе анализа возникала необходимость в уточнении инструкции.
Биографическая рефлексия. Высокий уровень биографической рефлексии больше проявили активно верующие мусульмане. Они легко и быстро выделяли события своей жизни, проявляли заметный интерес к анализу, что выражалось в удивленных высказываниях по ходу анализа; интересовались результатами опроса.
Средний уровень рефлексии проявился в контрольной группе. Они долго и с трудом выделяли события своей жизни; у них отсутствовал интерес к анализу; отношение к опросу было как к некоторой обязанности, вызванной необходимостью; в среднем время проведения исследования в контрольной группе было на 20 — 30 минут больше.
Группа активно верующих мусульман была набрана гораздо быстрее. Они с большим энтузиазмом отнеслись к возможности проанализировать свою жизнь. Контрольная группа чаще ссылалась на отсутствие времени и прочее. По нашему мнению, этот факт является вполне закономерным, так как обычно до сознательного прихода в религию личность проходит длительный путь осмысления своей жизни, что способствует развитию биографической рефлексии. А соблюдение религиозных предписаний тем более требует рефлексии, соотнесения своих намерений, деяний с его последствиями.
<< | >>
Источник: ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ. ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ:МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. 2012

Еще по теме ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫБОРКА.:

  1. Обсуждение результатов эмпирического исследования. Выборка.
  2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
  3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
  4. Ю.М. Солдатова ОСОБЕННОСТИ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СУДЬИ: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  5. СПЕЦИФИКА КРИЗИСОВ ВЗРОСЛОГО ПЕРИОДА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НОВЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
  6. СПЕЦИФИКА КРИЗИСОВ ВЗРОСЛОГО ПЕРИОДА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НОВЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
  7. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  8. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
  9. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
  10. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.
  11. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
  12. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
  13. ФРАГМЕНТЫ ПРЕДЫДУЩЕГО ТРЕНИНГА ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАНЯТИЯ
  14. ФРАГМЕНТЫ ПРЕДЫДУЩЕГО ТРЕНИНГА ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАНЯТИЯ